Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/6/concept/8


Проблема ЖКХ: другое измерение

О потенциале хозяйства.
Аббревиатура ЖКХ вызывает у населения современной России на редкость единообразные ассоциации с чем-то безнадежным, чуждым и нависающим. Однако потенциал, заключенный в ЖКХ, громаден. Послужит ли он благу общества? В том числе далеко за пределами области, обозначаемой этим скучным сокращением. Или же ...

НЕОСВОЕННАЯ ЭНЕРГИЯ ЖИЛИЩНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Существуют три подхода к решению проблем ЖКХ. Подход первый — не замечать вовсе. Именно такова позиция большинства управленцев, ответственных за эту сферу. Причины такого отношения просты — у лиц, принимающих решения в этой области, нет понимания природы жилищных коммуникаций. Считается, что физическая труба, по которой поступает тепло, и есть базовый элемент ЖКХ, а все управление сводится к ее ремонту. При таком раскладе, естественно, все усилия направлены на максимальное сохранение остатков советских способов хозяйствования. В этом случае государственное финансирование ЖКХ — единственное средство предотвратить распад системы. Проблема заключается в том, что телодвижения власти в области ЖКХ не успевают за скоростью разложения его структур. Финансовая несостоятельность субъектов и схем финансирования, технологические аварии и, наконец, социальные протесты — это уже даже не близкое завтра. Это уже сегодня.

Второй вариант — использовать жилищно-коммунальную тематику в «военных» целях. Такой подход активно эксплуатируется многими политиками. Страхи людей за свое жилье, ощущение безнадеги становятся колоссальным ресурсом развития общественных связей. В предвыборных баталиях именно жилищные коммуникации являются дешевым, доступным и крайне мощным источником энергии для превращения населения в электорат в кратчайшие сроки выборной кампании. Как правило, все варианты сводятся к одному — «Граждане! Не платите и требуйте! Ваш защитник от затрат и реформаторов ЖКХ — депутат И.О.Фамилиев».

Политическое паразитирование на теме ЖКХ приводит к трем негативным эффектам:

1) снижается результативность любых предвыборных действий, этот эффект нарастает по мере того, как наиболее важные темы все чаще используются в предвыборных баталиях;

2) сокращаются шансы на решение проблем ЖКХ;

3) увеличивается вероятность социальных взрывов.

Ни один политик в ближайшие годы не сможет обойти тему ЖКХ, которая так волнует избирателей. Стратегически ориентированные управленцы обречены выйти за пределы первых двух вариантов и попытаться ответить на вопрос: «Как использовать проблематику ЖКХ в мирных социально-инженерных целях?» Это, собственно, и есть третий вариант — подход к решению проблем.

Именно такая задача стоит перед чиновниками всех уровней власти — от федерального до муниципального. Выбор у регионов небольшой. Негативный потенциал, накопленный в этой сфере, грозит обернуться взрывом. Форма может оказаться самой разной — технологические аварии на трассах и перемороженные системы теплоснабжения, разрушенные дома, социальные взрывы и протесты. В лучшем случае речь может идти о легальном банкротстве конкретного муниципального образования, о провале выборов губернатора или мэра, о финансовом шантаже со стороны энергетиков.

ПРОСТРАНСТВО ЖИЛИЩНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Основная проблема ЖКХ заключается не в ремонтно-строительной и эксплуатационной составляющих, а в формировании заказчика, ориентированного на повышение качества обслуживания жилья. Есть две серьезные трудности. Во-первых, до сих пор отсутствует осознание того, что реформирование ЖКХ — это сфера проведения гуманитарно-технологических работ по созданию нового субъекта жилищной политики. Совершенно ясно, что его формирование требует изрядных усилий и строгой технологической дисциплины. Во-вторых, трудность состоит именно в том, что проектируемая позиция — сборная. Ее нельзя получить без использования коммуникативных технологий. Так как субъект возможен постольку, поскольку есть связность, коммуникация между всеми участниками формирования жилищной политики в масштабе дома, поселения, региона или страны.

Подавляющее большинство наших граждан живут в многоквартирных домах на 50—300 семей. Причем двое из каждых трех являются собственниками своих квартир. Подавляющее большинство домов в современной России, таким образом, находятся в совместной собственности большого количества совладельцев. Все эти кондоминиумы, очевидно, могут выжить только в условиях наличия договоренности собственников о доме. От эффективности коммуникации в конечном счете и будет зависеть собираемость платежей, включая в конечном счете эксплуатационные характеристики здания.

Муниципальное образование — это тот же самый кондоминиум. Совершенно очевидно, что муниципальное образование может иметь только такой жилищный фонд, на который готовы скинуться население, работодатели и государство. Переговоры о совладении городом или поселком рыболовецкого предприятия — это и есть то, зачем необходимы коммуникации.

Если взять уровень региона, то по мере нежелания федеральной власти дотировать муниципальное ЖКХ, больше всего осложнится жизнь губернаторов. Дотации сокращаются, а без них муниципалы ничего не могут сделать. В этой ситуации основная задача субъекта федерации — начать процесс переговоров с целью ликвидации тех муниципальных образований, за содержание жилого фонда которых не готовы платить ни население, ни бизнес, ни сам субъект федерации. Организация подобной коммуникации есть, собственно, то, что является реформой ЖКХ. И наоборот, отсутствие диалогового пространства делает ситуацию действительно безнадежной.

ЖКХ КАК «НАДЕЖДА И ОПОРА» НОВОЙ РОССИИ. ГТ-ПОДХОД К РЕФОРМЕ

Только технологичные и гуманитарные действия позволят реформировать указанную сферу и оказаться за пределами стереотипных представлений. Более того, такой подход обеспечит не столько предотвращение взрывов, сколько позитивный эффект, выходящий далеко за пределы ЖКХ.

Из всех постсоветских активов после приватизации только квартиры оказались в руках действительно многочисленного социального слоя. Квартира, наряду с образованием и профессией, стала имуществом, характеризующим имущественное положение среднего класса. Любимая всеми демократия — это власть людей, имеющих свой дем. Свой кусочек земли. Свою долю в этой стране. Каков дем современного гражданина? Очевидно, те самые образование, профессия, квартира. Квартира — это тест на инстинкт собственника. И сособственника. Участника управления домом, городом, страной — разницы нет. На всех уровнях ситуация сходна.

Дом — это не только часть жилищно-коммунального хозяйства. Это атом, первичный элемент того самого гражданского общества, о котором все говорят. Практически в каждом доме граждане вправе создать самостоятельное юридическое лицо, которое будет полноправно управлять собственностью жильцов и неприватизированными квартирами социального найма. Но в подавляющем большинстве случаев люди вручают свой многоквартирный дом в доверительное управление муниципалитету. При этом неэффективность такого управления ни у кого сомнений не вызывает. Почему же выбор делается не в пользу товарищества собственников жилья, а в пользу муниципалитета?

В случае создания товарищества жильцам придется, во-первых, договариваться между собой, а во-вторых, строго выполнять свои финансовые обязательства. Муниципалитет же избавляет людей от необходимости коммуницировать всерьез. За это муниципалитет получает право определять качество жилья, размер оплаты и так далее.

Коммуникация — штука действительно рискованная и ответственная. Основная причина нереформируемости российского ЖКХ состоит именно в высоких гуманитарно-коммуникационных рисках и издержках. То есть проще ненавидеть соседа и пенять на мэрию, чем идти договариваться с ними. Аналогичная ситуация складывается на уровне города и страны в целом. Если нет готовности вступать в диалог, то не может быть и речи об участии в выборах мэра или губернатора. Если дом — это только пространство между стенами, а подъезд — уже чужое пространство, то не может быть никаких процедур по поводу более обширной территории. Аналогичным образом предпочитают не встречаться и не договариваться между собой мэрия и краевая администрация, а также разные департаменты внутри одной и той же структуры. А ведь именно такого рода коммуникация открывает возможность построения гражданского общества. Вести диалог необходимо хотя бы только потому, что мы живем в едином доме, городе, крае и, наконец, стране. Собственно, это и есть жилищные коммуникации.

Основная причина для оптимизма заключается в том, что действительное реформирование ЖКХ либо не произойдет совсем, либо превратится в процесс воссоздания первичной социальной ткани и общества в современной России.

Дата публикации: 04:02 | 09.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.