Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/5/practice/3


Корпорации на новом рубеже

В каком направлении они будут развиваться?
У российских корпораций есть только один шанс выиграть в конкурентной борьбе с зарубежными ТНК, а именно через разработку корпоративных инновационных стратегий. Инновационная корпоративная стратегия – это стратегия корпоративного строительства, основанная на постановке целей, адекватных вызовам современности, и внедрении пакета новых управленческих, организационных и производственных технологий, соответствующих стандартам «авангарда» мирового технологического развития. Рассмотрение разных точек зрения представителей некоторых корпораций на реализацию стратегий их организаций позволяет контурно обозначить пространство для возможных инновационных решений.

СЕТЕВАЯ КОРПОРАЦИЯ

Андрей Косолапов, генеральный директор корпорации «ДЭК»

«Функция развития удерживается в нашей корпорации за счет того, что мы все время меняемся. Это похоже на двухколесный велосипед – не падает, пока едет. И даже если мы едем не туда, то все равно — не падаем. Ничто не делает корпорацию устойчивее, чем постоянные изменения.

Элементом новизны в корпорации являются стажерские программы. Не только потому, что это программы, которых раньше не было, но и потому, что участвующие в них люди (несотрудники корпорации) несут новое видение, новую смысловую кровь.

В человеке, долго работающем в корпорации, есть нечто, что ему нужно уничтожить в себе. А это трудно. Студенту не нужно ничего уничтожать, он быстро осваивает новые виды деятельности, к тому же он молод и готов учиться, узнавать что-то новое.

В данный момент мы пытаемся перевести корпорацию на другой организационный уровень — внедрить схему предпринимательской (или сетевой) корпорации, где нет подчиненных и начальников. Есть только правила игры и информационная, логистическая, финансовая системы, позволяющие эту игру разыгрывать. Мы понимаем, что из функциональной конструкции предпринимательская естественно-логическим путем не вырастает. Предпринимательская корпорация рождает гуманитарную проблему, с которой мы прежде не сталкивались, даже о ней не думали. Теперь надо ответить на вопрос: что будет удерживать людей в сети?

Задача в том, чтобы создать такую ситуацию, такие условия, потребности, мотивации, чтобы люди, входящие в состав предпринимательской корпорации, вкла дывались в ее деятельность и сами совершенствовали ее. Проблема еще и в том, что предстоящая битва на рынках будет битвой корпоративных идеологий. Таким образом, сегодня нет ничего более ценного, чем корпоративная идеология и культура. Все остальное — мелочи».

Старые формы организации корпораций становятся неэффективными, затратными и громоздкими. К таким формам имеет смысл отнести, прежде всего, иерархическое управление функционально-административной организацией, постановку целей и задач только в рамках рынка, распределение функций персонала под единые рыночные задачи, мощную систему регламентации, удерживающую процессы планирования и согласования действий подразделений.

Новый корпоративизм (или инновационная корпоративная стратегия) может заключаться в формировании предпринимательской корпорации.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Геннадий Лысак, председатель Совета директоров Группы предприятий ОАО «Владхлеб»

«Сейчас носителями корпоративной стратегии Группы предприятий «Владхлеб» являются учредители и управленцы. Но мы считаем, что пришло время сделать новый шаг.

Мы предполагаем, что в течение года проведем работу по юридическому переоформлению группы предприятий. Цель этой работы — повышение уровня управляемости компании. Пора создать систему, в которой идеи и проекты, инициируемые сотрудниками, будут рассматриваться и приниматься более свободно; важно освободить часть наиболее талантливых людей, способных двигать предприятие вперед, для новых дел.

Наша корпоративная стратегия заключается в том, чтобы производить самую качественную продукцию в Дальневосточном федеральном округе, а потом и в России. Мы изучили опыт других предприятий нашей сферы, знаем их возможности и считаем, что это реальная задача.

Не случайно мы отправляем людей в вузы, на курсы, стажировки, в том числе и зарубежные, а на предприятии создали для молодых сотрудников и стажеров «Модуль управленческой подготовки».

Каждый день мы объясняем сотрудникам, что такое качество: снижение качества на 3 % каждый день снижает доходы от продажи хлеба на 3 млн рублей. У нас создана вертикально-интегрированная система контроля качества. Мы не боимся подойти к производству на уровне мировых стандартов качества продукции и управления.

Отметим, что скоро в Приморье будет еще больше иностранцев-предпринимателей, представителей крупных корпораций. Если мы не выйдем на мировые стандарты, то 9 тыс. человек — сотрудников корпорации — останутся без работы. Чтобы соответствовать этим стандартам, хлебная продукция «Владхлеба» должна быть вкусной, привлекательной и, главное, популярной. Ключевой момент нашей стратегии – создание структуры, в которой люди хотели бы заниматься собственным развитием в рамках группы предприятий».

В связи с вхождением России в ВТО и принятием ею ряда международных стандартов экономической деятельности работа с качеством продукции приобретает новый оттенок. Внедрение других стандартов качества продукции, технологической базы, управления становится одним из основных предметов корпоративной стратегии. Таким образом, и проблемы, и возможности корпораций лежат в поле изменения их сотрудников (управленцев и специалистов). На первый план выходит востребованность организационно-управленческих инноваций и образовательной деятельности.

ЭФФЕКТ КОМАНДЫ

Игорь Пушкарев, председатель Совета директоров концерна«Парк-групп»

«В стратегии управления концерном «Парк-групп» мы сочетаем демократический подход с авторитарным. Демократический стиль управления концерном проявляется при выработке и принятии решений, авторитарный — на этапе их исполнения.

Да, предприятие должно работать как четко отлаженный механизм, где функции строго распределены и каждый знает свои обязанности. Но Совет директоров концерна — это команда, где решения принимаются коллегиально и каждый имеет право отстаивать свою точку зрения. Нет вопросов, которые бы мы не могли решить сообща. Нет безвыходных ситуаций, есть непростые пути достижения цели.

Однако при выработке решений необходимо принять единственно верный вариант, а для этого каждый должен предлагать свое видение проблемы. Если же в команде есть человек, которого все устраивает, он, скорее всего, не креативен, он уже ничего не создаст, а значит, должен уступить дорогу более инициативным людям.

Кроме творческого подхода управление бизнесом требует глубоких экономических знаний и управленческих навыков. Вот почему мы обращаем особое внимание на образование сотрудников».

Предприниматель, «замахивающийся» на построение корпорации, вынужден формировать команду «корпоративщиков» — тех, кто понимает и принимает идеологию и цели корпорации; несет ответственность не за отдельные участки работ, а за направления деятельности (бизнесы) корпорации; «наставляет» на путь корпорации, воодушевляет на самостоятельное действие ее сотрудников. Эти люди составляют тело корпорации — на их плечах она держится.

ВЛОЖЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Александр Ермолаев, генеральный директор холдинга «Алгос»

«В нашей стратегии я бы выделил три основных, общих для всех понятия — история, культура и язык. Это то, что объединяет всех россиян. Необходимо изучать, использовать и проектировать эти три смысла относительно общества, в котором мы живем. Когда предприниматель начинает заниматься социокультурными проектами, он становится конструктором будущего.

Скоро мы завершаем восстановление Триумфальной арки цесаревича Николая во Владивостоке. Мы восстанавливаем не просто архитектурный памятник, но очень интересную и забытую многими часть нашей истории, реформируем культурный потенциал города, создаем новый язык общения между городскими сообществами.

Вложения в социокультурное пространство для многих не понятны. Но давайте окунемся в военное понимание стратегии. Если полководец видит, что для установления контроля над полем сражения нужно занять три высоты, он делает это, и тогда победа обеспечена. Мы действуем примерно так же — движемся к «высотам», на которые сейчас никто не обращает внимание, и занимаем их, понимая, что сможем таким образом контролировать всю местность и получить стратегическое преимущество. Такова наша позиция.

Но, например, другой полководец говорит, что нужно, наоборот, внизу, на ровной местности на порядок увеличить число орудий и закидать противника снарядами. Он стремится сохранить то, что имеет, а не менять ситуацию, исходя из спроектированных конструкций будущего. Он не конструирует общее будущее через будущее территории, а пытается закрепиться и расшириться на старых позициях. И это не наш подход.

Однако без сотрудничества предпринимателей о каком-либо общем будущем не может идти и речи. В одиночку его не построишь. Будущее Владивостока возможно, только если будет создана корпорация предпринимателей. Город развивался и будет развиваться благодаря усилиям предпринимателей. И очень важно, чтобы предприниматели умели договариваться друг с другом, исходя из видения общих стратегических интересов, и позитивно воспринимались городским сообществом».

Корпорации ставят общественные цели, что позволяет им становиться субъектами управления социальными изменениями наравне с государствами, диаспоральными и конфессиональными организациями. Постановка общественных целей предполагает ответственность за определенный круг проблем общественного развития и ресурсообеспеченность, соразмерность средств решения проблем самим проблемам.

ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ

Марина Баринова, директор Центра корпоративного предпринимательства города Владивостока (ЦКП-В)

«Любая корпорация, если она действительно строится, должна быть вписана в более крупные понятийные системы, имеющиеся в обществе. Иные по отношению к тому, чем она занимается.

Речь идет не о профессиональном сообществе, а о корпоративном слое. Работа по его созданию очень важна для Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Мой ответ на вопрос: «Приморье — это кто?» — «Это те, кто в корпоративном слое, те, у кого есть явный или еще неявный кодекс взаимоотношений, у кого складывается этика». Подобную работу выполняет ЦКП-В как площадка, где можно проверять людей и стягивать весь резерв.

Внешней среде ЦКП-В предъявляет готовность договариваться об общем знаменателе по отношению ко всему, происходящему здесь. Договариваться для того, чтобы рационально использовать энергию предпринимателей, их волю и талант. Чтобы предприниматели постоянно подтверждали свой статус главного ресурса развития края и защищали права людей, вкладывающих в эту землю деньги, оставляющих здесь свое имя».

Формирование отдельной инновационной стратегии корпорации невозможно без проектирования и создания инфраструктуры для проработки инновационных целей и технологий.

Каркас инновационного щита составят прежде всего:

ЧТО В ИТОГЕ?

Пробы лидеров корпораций, ставящих цели собственного корпоративного развития, в разработке и реализации инновационных стратегий являются новой и неосвоенной темой для дальнейшего обсуждения и проработки. Реализация корпоративной стратегии, какой бы инновационной она ни была, зависит от динамики и направления развития региональной ситуации. Корпорация может рассчитывать на реализацию своей стратегии, если она участвует в разработке и реализации стратегии своего региона. В итоге без открытого диалога и совместной работы предпринимателей по конструированию общего будущего региона шансы на реализацию отдельно взятой стратегии корпоративного развития значительно снижаются.

В связи с этим на сегодняшний день ключевыми задачами являются:

  1. объединение первых лиц корпораций для разработки и реализации стратегии региона;
  2. создание интеллектуального проектного центра по реализации разработанной стратегии в конкретных проектах;
  3. запуск специальной региональной кадровой программы для отбора и подготовки управленческих кадров под создаваемые проекты.

Дата публикации: 07:42 | 08.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.