Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Корпоративная революция / Практика

О ценности служения


Нина Матусевич
медиакоординатор в аппарате Полномочного представителя Президента в ПФО Сергея Кириенко
matusia@shkp.ru
Версия для печати
Послать по почте

Почему она забыта
Не секрет, что молодые люди, выбирая контракт, не последнее место отводят имиджу структуры, в которой намереваемся работать. Первые строчки топ-листа, конечно, занимают крупные корпорации — западные и отечественные. Последние — государственные структуры. Но почему тогда так много молодых людей сегодня выбирают госслужбу?


ОТ СЛУЖЕНИЯ ГОСУДАРЮ К РАБОТЕ С ГОСУДАРСТВОМ

Не претендуя на серьезный исторический экскурс, отметим, что со времен царя Гороха и до начала советских времен государственная служба была не чем иным, как службой государю. А посему имела свои ценности, принципы и полномочия. И для служивого сословия работа на государство (читай — на государя) была не просто делом чести, но и зачастую продолжением почетной семейной традиции. Дворянские корни, специальная форма, предназначение — все это отличало и позволяло гордиться своей, с позволения сказать, работой.

В Советском Союзе место служения государю заменило служение светлому будущему и партии в лице комсомола. Послужить Отечеству можно было в Советской армии, а послужить делу Ленина — в рядах партийной номенклатуры. Не будем вникать в этические и прочие подробности, но молодые люди чувствовали себя здесь вполне пригодными и нужными.

За годы перестройки служение кому и чему бы то ни было потеряло свою актуальность. Некоторые могут поправить меня и заметить, что настало время служения капиталу. Но позвольте не согласиться. Капиталу все-таки служить невозможно, в силу специфики самого служения [1]. И в этом, возможно, трагедия молодежи 90-х. Им некому и нечему было служить…

Но с 1999 года ситуация начала меняться. Во-первых, возникла партия молодых, но не оголтелых и внятных СПСовцев, вовторых, через год появился президент Путин. А в-третьих, появилась новая молодежь — мы, родившиеся в 70-х, выросли.

МОЛОДЫЕ, ЭНЕРГИЧНЫЕ, КОРПОРАТИВНЫЕ

Мы почти не знаем и не помним советской страны, нас не особенно коснулась энергия распада [2] Союза (в отличие от молодежи 90-х), и многие из нас впервые пошли голосовать во второй срок президента Ельцина. Мы многого не знаем, поэтому мало чего боимся [3]. И, не теряя своих идеалов, мы остаемся вполне прагматичными.

И вот, вырастая из коротких штанишек, выходим на рынок. Сейчас, вспоминая свой первый серьезный выбор работы, многие мои ровесники говорят, что не видели большой внутренней разницы между, например, работой пресс-секретарем в «Кока-Коле» и аналогичной работой в министерстве или региональной либо местной администрации. Известные бренды можно было встретить в любом типе корпорации, в том числе и государственном. Особенно после проведения административной реформы, когда появились полпредства — фактически отделы администрации президента. А если даже государство и его структуры в какой-то мере являются менее раскрученными и престижными, так «кто мешает нам повысить общественный статус структуры и гордиться своей работой не меньше, чем друзья, работающие в ЮКОСе?» — вполне справедливо заметил мой госслужащий приятельпиарщик.

Для многих работа на государство является этаким первоначальным накоплением репутационного капитала. В крупных государственных ведомствах мы получаем эксклюзивный опыт и необходимые знакомства, которые неплохо работают потом в бизнесе и зачастую являются определяющими при устройстве на работу топ-персоналом в крупные бизнес-корпорации.

Иногда бывает наоборот. Молодой человек зарабатывает свой первоначальный финансовый капитал, развивает свой бизнес, а потом понимает, что для дальнейшего его (и своего) развития требуется так называемый административный ресурс. И он идет в чиновники. Но все, так или иначе пришедшие в госаппарат, отмечают, что служение имеет место быть. Просто признаваться в этом как-то не принято.

«СЛУЖИТЬ БЫ РАД, ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ ТОШНО»

И вот здесь начинается самое забавное. Почему-то все мои собеседники разделились на две половины. Первые самозабвенно рассуждают о служении, высоких идеалах, любви к президенту; вторые же, наоборот, при вопросе о предназначении тупят взор: «Да ладно, ну что ты… Давай лучше я тебе расскажу о наших проектах и о том, что мы видим в регионах, ты знаешь, как и чем там живут люди?!» И верить хочется почему-то вторым…

И дело не в том, что одни любят говорить, а другие делать. И не в том, что рассуждения о высоком зачастую ими же опровергаются. Мы знаем массу историй и про одно, и про другое. За рюмкой чая все так или иначе поговаривают о целях и значении своей работы. Просто вдруг оказывается, что, говоря о высоком предназначении государственной службы, наталкиваешься на молчаливое неверие. Тебе не верит никто — ни бабушка, ни папа, ни соседи по лестничной клетке, ни закадычные друзья. Все подмигивают: «Ну ладно, это ты журналистам будешь заливать, нам-то уж скажи, как есть, тянете вы там из народа последнее и живете себе припеваючи». И проще, прикрывшись маской молодого циника, согласиться.

Почему проще соглашаться с тем, что ты прислуживаешь, а не служишь? Почему многие молодые госслужащие, внутренне не соглашаясь, все-таки говорят только о личных целях работы в государстве? Почему мы до сих пор не можем вымолвить: «Я служу президенту и моей стране»?

О КОРПОРАТИВНОСТИ

Что ж, сказать не можем, но работать работаем, президента любим и не представляем своего будущего без России (как бы пафосно это ни звучало). И государство для нас все же представляется большой корпорацией. Наверное, потому, что верим в корпорацию по Ивану Ильину: «Корпорация… состоит из активных полномочных и равноправных деятелей… Они имеют общий интерес и вольны признать его и отвергнуть. Если они признают его и входят в эту корпорацию, то они тем самым имеют и полномочие действовать для его удовлетворения. Они уполномочены формулировать свою общую цель, ограничивать ее, выбирать голосованием все необходимые органы, утверждать их и дезавуировать их, «отзывать» свою волю, погашать свои решения, обусловливать свое участие «постольку-поскольку». Кооперация начинает с индивидуума: с его мнения, изволения, решения; с его «свободы» и интереса. Она строится снизу вверх; она основывает все на голосовании; она организуется на свободно признанной (и соответственно свободно ограничиваемой, свободно отвергаемой) солидарности заинтересованных деятелей» [4] . И даже если это звучит наивно и не вполне соответствует нынешнему положению вещей, я верю, мое поколение найдет в себе силы и построит государство — корпорацию людей.


[1] Служение мы склонны рассматривать как экзистенциальную деятельность, которая имманентно исключает материальные ценности в зоне целеполагания. Служить можно во имя, во благо чего-либо; а капитал и прочие материальные предметы могут выступать средством, сырьем, «кровью проектов».

[2] Выражение принадлежит Ефиму Островскому.

[3] Спасибо Анне Носенко за понимание отсутствия большинства страхов у нашего поколения.

[4] www.archipelag.ru/person/504.htm


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Корпоративная революция
Концепт
Революция без лозунгов
Дмитрий Петров
Амбициозная корпорация
Александр Неклесса
Здоровые дети, любящие свою страну
Александр Борисов
Интеллект в россии востребован как товар
Петр Мостовой
Корпорации, государства, граждане
Дмитрий Шушарин
Противоречия корпоративного управления
Игорь Беликов
Интеллектуальная корпорация
Сообщения
У них опять была маевка. Белые плясали. Красные пели
Новая ориентация российского бизнеса
Телевизионщики обсудили проблемы отрасли
«Русбренд» обсуждает эффективность рекламного бюджета
Новый Pr-конкурс
Ford поддержит экологов конкурсом
Новый ребрендинговый проект «Р.И.М. Портер Новелли»
Творческий директор Depot wpf стал лауреатом национальной премии в области рекламы
В Москве пройдет саммит брендов
Практика
Ее величество корпорация
Михаил Кутузов
Корпоративное управление и корпоративная революция
Андрей Кулаков
О ценности служения
Нина Матусевич
Корпорации на новом рубеже
Александр Бабин
Оперативный простор
Этапы не слишком большого пути
Виктор Милитарев
Трудности политконсалтинга
Сергей Маркелов
Доминирование без гегемонии
Шохрат Кадыров
Элексир бессмертия
Преступление и телевидение
Школа бальных танцев, вам говорят...
Истории великого успеха
Грядущие гунны
Коучинг со стороны
Елена Брусникина
Президент, партийность и корпорации


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.