Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/5/practice/1


Корпоративное управление и корпоративная революция

ЧТО ТАКОЕ «КУ»

Существует много определений корпоративного управления (КУ), например общее, выработанное Организацией за экономическое сотрудничество и развитие (ОЭСР); определения, вырабатываемые отдельными консалтинговыми компаниями (скажем, КPМG) и управленцами-теоретиками. Российский кодекс корпоративного поведения, инициированный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), тоже не остался в стороне от процесса выработки дефиниций корпоративного управления и определяет это понятие как действия, связанные с управлением хозяйственными обществами.

Никоим образом не стремясь оспорить ни одно из принятых ныне определений, в данной статье мы тем не менее будем понимать под корпоративным управлением систему взаимоотношений между менеджерами компании, ее владельцами (акционерами и/или инвесторами) и другими заинтересованными сторонами — так называемыми stаkеholders (поставщиками, клиентами, персоналом, кредиторами, общественными институтами, властными структурами). Задача этой системы — обеспечить эффективность компании, способствовать росту ее капитализации, удешевлению стоимости капитала, повышению ликвидности путем гармонизации интересов участников вышеуказанных групп. Он включает ряд таких важных позиций, как, например, установление справедливых отношений между крупными и миноритарными акционерами, менеджментом и персоналом корпораций.

ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Корпоративное управление эволюционировало вместе с развитием хозяйственной деятельности начиная, пожалуй, с ХVII века, когда начали возникать акционерные формы организации бизнеса. Экономическая история последнего столетия свидетельствует об объективно обусловленном неуклонном росте масштабов деятельности корпораций, возникновении новых рынков, все большей переплетенности и взимозависимости экономик отдельных регионов мира. Эти тенденции составляют суть процессов глобализации мировой экономики.

Ярким примером глобализационных процессов является все расширяющаяся деятельность транснациональных корпораций.

Хозяйственная деятельность транснациональных корпораций рассредоточена по регионам мира, далеким друг от друга не только в географическом, но и в правовом, и в культурном смысле. Тот факт, что принятые там системы ценностей, обычаи и мировоззрения кардинально отличаются друг от друга, является вызовом принципам строительства универсального механизма корпоративного управления, значительно усложняя задачи гармонизации отношений заинтересованных лиц транснационального бизнеса.

В этой ситуации сверхзадачей становится гармонизация отношений между ними путем строительства такой схемы корпоративного управления, которая бы отражала и учитывала и национальный, и интернациональный факторы. При этом главным требованием к нормам корпоративного управления можно, перефразировав известное определение советской культуры, назвать следующее условие: нормы корпоративного управления должны быть транснациональны по содержанию и национальны по форме.

Нормы корпоративного управления должны быть адаптированы и развернуты на фундаменте местного законодательства с учетом социальных и ментальных особенностей сообществ данного региона.

ВНИМАНИЕ! КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Транснациональное обычно выражает практику развитых стран Запада. С помощью создания грамотной, сбалансированной системы корпоративного управления, отвечающей сформулированному выше принципу сочетания интернационального и национального, возникает дополнительный канал для поддержания реального диалога подчас далеких друг от друга культур.

Главным носителем местных национальных особенностей выступают stakeholders. Поэтому для транснациональных корпораций центр тяжести проблематики корпоративного управления смещается в сторону работы именно с этой группой лиц. Широко, например, известна история с японским менеджером, приглашенным в США, который как-то сделал замечание рабочему и был послан «работягой» в известном направлении.

Реакцией менеджера на это был глубокий шок и сердечный приступ. Впрочем, национальный (или локальный) аспект корпоративного управления актуален не только для корпораций, ведущих международный бизнес.

В России схожая проблематика возникает для компаний, представленных во многих регионах страны. Хотя, конечно, она облегчается наличием общего правового пространства, общим языком и единством общности «российский народ». Такие компании можно назвать «трансрегиональными» корпорациями (ТРГ).

В подобном качестве часто выступают крупные частные отечественные корпорации — интегрированные бизнес-группы (ИБГ). По мнению аналитиков, их роль в экономике России в среднесрочной перспективе будет возрастать. Примерами ИБГ могут являться НК «ЛУКойл», НК «Сургутнефтегаз», «Альфа-групп», ЗАО «Ренова», ОАО «СУАЛ-Холдинг«, НК ЮКОС и другие. Именно они показали возможность быстрого наращивания объемов бизнеса и привлечения крупных иностранных инвестиций.

В регионах эти компании сталкиваются с необходимостью тщательного выстраивания отношений с общественностью, оценивающей действия ТРГ подчас справедливо, а порой и в мифологической форме (например, в таких выражениях, как «нас грабят», «за бесценок вывозят ресурсы», «распродают страну»). Общественное мнение в регионах давит на местные власти и через них — опосредованно — на власти центральные. А при выборах федерального уровня — непосредственно на Москву.

Важность налаживания отношений с местными властями хорошо понимается руководством большинства ТРГ, но значение гармонизации отношений с населением зачастую еще недооценивается.

КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Остается делом будущего внедрение компаниями принципов корпоративного управления, интегрирующих концепцию социальной ответственности бизнеса, воплощаемых международными корпорациями в корпоративные стратегии, основанные на принципах «корпоративного гражданства» (corporate citizenship). Суть этих стратегий состоит в ориентации на устойчивое, долговременное и ответственное присутствие транснациональных корпораций в разных регионах мира и формирование социально ответственных моделей поведения на национальном или региональном уровне.

Заинтересованность корпораций в принятии подобных современных принципов корпоративного управления всеми предпринимателями очевидна: плохое мнение общества об одном из них легко транслируется на других.

Интегративные процессы, лежащие в основе глобализации экономики, будут в обозримом будущем нарастать. Конкурентная борьба сохранит в числе лидеров только те корпорации, которые будут соответствовать новой «глобализирующейся» реальности. И уделение самого серьезного внимания совершенствованию корпоративного управления является необходимым ключевым условием для успешного бизнеса.

Дата публикации: 14:31 | 08.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.