Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Корпоративная революция / Оперативный простор

Коучинг со стороны


Елена Брусникина
коуч-консультант
brusnikina@mstdst.ru
Версия для печати
Послать по почте

Обзор рынка коучинга.
Коучинг в силу своей привлекательности и эффективности довольно быстро завоевывает позиции на российском рынке консалтинговых услуг. Несмотря на то что как самостоятельный вид услуги в России коучинг появился сравнительно недавно, компаний, предлагающих его, уже немало.


ОСНОВНЫЕ ПОСЫЛКИ КОУЧИНГА

Маркетинговое исследование рынка коучинга, проведенное в 2003 году в России, выявило более 30 компаний, заявляющих о предоставлении этой услуги. Однако у специалистов этих компаний до сих пор нет единства мнений в понимании идеи и процесса нового метода. Под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги (иногда весьма высокого качества): тренинги, психотерапия, индивидуальное психологическое консультирование. Только около трети специалистов, называющих себя коучами, предоставляют услугу, близкую к коучингу. Остальные называют этим термином нечто другое, может быть слегка похожее внешне. Такой ситуации способствует плохая информированность клиентов и неадекватное представление о новой услуге.

Неудивительно, что практикующие коучи разделяют лишь некоторые основные посылки коучинга — проявление внутреннего потенциала; направленность работы не на прошлое, а на будущее; личностное развитие; не избавление «от», а движение «к». Также есть единство во мнении, что компетенция коуча складывается из трех составляющих: наличия практических психологических навыков, неординарных личных качеств и умения разбираться в бизнес-процессах.

В то же время многие согласны с утверждением, что «тренер не обязан быть спортсменом» — коуч не должен быть экспертом. За пределами этого базового понимания мнения экспертов порой значительно расходятся. Это касается возможностей корпоративного коучинга, собственно технологии процесса и так далее.

ВОЗМОЖНОСТИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Можно выделить несколько компаний, которые понимают коучинг близко к тому, как он представляется теоретиками метода. Среди них — ЦП КУБ, «ММ-Класс», «Интерком Персонал», «Мастерская Достижений», Kaplan&Galata, RHR Internаtional/Экопси. Нельзя также упускать из виду, что коучингом занимаются достаточно большое количество индивидуальных консультантов. В силу специфики услуги (ее привязка к личности коуча; эксклюзивности и некоторой закрытости; личных каналов рекрутирования клиентуры) индивидуальные и «теневые» коучи оказываются не менее успешными.

На западном рынке с ростом спроса на коучинг увеличивается спрос на коучей в конкретных областях. Происходит углубление специализации. Бизнес-коучинг включает коучинг высшего руководящего звена, коучинг малого бизнеса, а также корпоративный, маркетинговый, финансовый, командный и так далее. Коучинг охватывает и другие сферы: семейную, молодежную, мотивационную, коучинг взаимоотношений, коучинг творчества, здорового образа жизни и так далее.

Российский рынок не настолько широк, чтобы возникла специализация. 80 % запросов клиентов касаются бизнеса, карьерного роста, вопросов лидерства, повышения эффективности. В дальнейшем деление рынка может идти по нескольким направлениям:

1. По форме работы возможно выделить индивидуальный и корпоративный коучинг. На российском рынке под корпоративным коучингом понимается обычный тренинг. В западной же практике — это обучение менеджеров среднего звена определенному стилю управления, который подразумевает особую культуру отношений, передачу некоторых полномочий своим подчиненным и вовлечение в бизнес рядовых сотрудников. Корпоративный коучинг очень популярен в Европе. В Америке стремительно развиваются индивидуальные виды коучинга.

2. В зависимости от сферы самореализации клиента можно выделить бизнес-коучинг и личностный коучинг. Бизнес-коучинг иногда называют executive, career, а личностный — personal, life coaching. Подобное деление носит достаточно условный характер, так как большинство задач инициированы бизнесом и носят комплексный характер.

3. В зависимости от содержания задач возможна специализация коучей по направлениям бизнеса или по формированию отдельных навыков (карьерный рост, лидерские качества, публичные выступления). Такое разделение характерно для высокого уровня развития рынка, поэтому в ближайшее время особого движения в этом направлении ждать не стоит.

4. Относительно социальных групп клиентов бизнес-коучинг предполагает работу с владельцами, топ-менеджерами, менеджерами. Личностный — с женщинами, родителями, подростками, пенсионерами. Однако говорить о подобной специализации на российском рынке еще рано.

БОЛЕЗНИ РОСТА

Эксперты предсказывают, что вместе с ростом спроса на коучинг стоит ждать на рынке наплыва некачественного предложения. И как следствие возможна дискредитация услуги. «Засорение» рынка неизбежно. Этому способствует как новизна услуги, так и такая ее специфика, как «нематериальность». Подобной «болезнью» переболели многие рынки услуг: рынок тренингов, PR-рынок и так далее. Противостоять негативным тенденциям можно лишь с помощью институционализации рынка коучинга: через появление ассоциаций, создание системы обучения, сертификатов и специализированных СМИ. Работа в этом направлении уже ведется. Существует как минимум три обучающих проекта: профессиональное обучение и сертификация коучей ведется в ЦП КУБ (М. Аткинсон), проектом «Коучинг из первых рук» занимается С. Чумакова, интернет-обучение CoachVille в России продвигает фирма «Kaplan&Galata».

На данный момент для большинства компаний и тренеров коучинг не является единственным или даже доминирующим видом деятельности. Рынок не сформирован, и многие осознают необходимость кооперации действий по его формированию. Ни у кого из участников рынка нет сомнения, что у коучинга очень хорошие перспективы развития.

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

У экспертов нет расхождений в оценке темпов развития коучинга. Принимая во внимание закономерные сложности, они прогнозируют бурное, экспоненциальное развитие новой услуги в ближайшие годы. Оптимистичный прогноз основан на нескольких показателях: оценке российского рынка психологических услуг, тенденциях развития российского бизнеса, практике мирового рынка коучинга. В первую очередь стоит отметить общую тенденцию активного развития российского рынка консалтинговых и психологических услуг.

Процесс коучинга необычайно интересен по самой своей природе. Возможно, сегодня мы еще не в состоянии оценить всю его глубину и мощь. Но на самом деле каждый примеряет коучинг в своей наработанной нише и, видя впечатляющую эффективность, спешит использовать новый опыт и предлагать на рынке как новую услугу, причем естественным образом «совершенно отличную от всех других». Это наглядно демонстрирует основное определение коучинга — как мастерства, проявляющего внутренний творческий потенциал человека.

Вполне очевидно, что за невозможностью определиться в едином понимании метода скрывается его универсальность. Коучинг — это мастерство, которым должны хорошо владеть все, кто учит других или руководит, от генерального директора до учителя и родителя. Коучинг нужен любому человеку, который развивается и совершенствуется.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОУЧИНГА

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫЗОВЫ
Новый рынок (не только в России, но и во всем мире) У компаний на стадии его освоения больше шансов стать лидерами на рынке.Отсутствие конкуренции Компаниям придется затратить массу ресурсов на формирование самого рынка
Стремительное развитие рынка Большие возможности для развития – множество направлений, форм работы, социальных групп клиентов. По оценкам экспертов, в ближайшие 2—3 года российский рынок увеличится в несколько раз Неизбежна некоторая дискредитация услуги, что потребует от серьезных участников рынка дополнительных усилий по реабилитации
Коучинг в России не институционализирован (нет ассоциаций, системы обучения и так далее) Участие в формировании сообщества – эффективный и ненавязчивый способ продвижения на рынке Нет признанных формальных доказательств качества предоставляемой услуги.Мало профессиональных коучей
Клиенты плохо знают об услуге Хороший информационный повод для продвижения Основная масса клиентов приходит по личным каналам.Неадекватное представление об услуге
Персонифицированный бизнес:многое зависит от личности коуча Персонифицированная презентация бизнеса считается одной из самых эффективных Неустойчивость бизнеса.Большое влияние на развитие рынка оказывают «теневые» коучи
Бизнес-потребности клиента инициируют запрос на коучин Дешевый канал рекрутинга клиентов.В будущем это будет способствовать в развитию спроса на корпоративный коучинг Невозможность специализации в ближайшее время


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Корпоративная революция
Концепт
Революция без лозунгов
Дмитрий Петров
Амбициозная корпорация
Александр Неклесса
Здоровые дети, любящие свою страну
Александр Борисов
Интеллект в россии востребован как товар
Петр Мостовой
Корпорации, государства, граждане
Дмитрий Шушарин
Противоречия корпоративного управления
Игорь Беликов
Интеллектуальная корпорация
Сообщения
У них опять была маевка. Белые плясали. Красные пели
Новая ориентация российского бизнеса
Телевизионщики обсудили проблемы отрасли
«Русбренд» обсуждает эффективность рекламного бюджета
Новый Pr-конкурс
Ford поддержит экологов конкурсом
Новый ребрендинговый проект «Р.И.М. Портер Новелли»
Творческий директор Depot wpf стал лауреатом национальной премии в области рекламы
В Москве пройдет саммит брендов
Практика
Ее величество корпорация
Михаил Кутузов
Корпоративное управление и корпоративная революция
Андрей Кулаков
О ценности служения
Нина Матусевич
Корпорации на новом рубеже
Александр Бабин
Оперативный простор
Этапы не слишком большого пути
Виктор Милитарев
Трудности политконсалтинга
Сергей Маркелов
Доминирование без гегемонии
Шохрат Кадыров
Элексир бессмертия
Преступление и телевидение
Школа бальных танцев, вам говорят...
Истории великого успеха
Грядущие гунны
Коучинг со стороны
Елена Брусникина
Президент, партийность и корпорации


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.