Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/5/op/3


Элексир бессмертия

Аргентинская радуга как пособие по брендингу.
«Духовный лидер нации, первая леди Аргентины Эва Перон ушла в бессмертие…» — директор кинотеатра прижал платок к глазам. Свист кончился. Все зарыдали. Они рыдали в прокуренном зрительном зале. И в дансинге, выводя замысловатые па своего танго. Рыдали в барах. В колоннах похоронной процессии. У стеклянного гроба. Рыдали матросики, простолюдины, домохозяйки и президент республики.

Эвита. Мюзикл. Режиссер: Алан Паркер. В ролях: Мадонна, Джонатан Прайс, Антонио Бандерас. Производство: Cinergi Pictures Entertainment Inc, США, 1996

ПОСОБИЕ

Не рыдал только один человек — Антонио Бандерас — резонер и насмешник. Персонаж, связующий эту сказку для честолюбивых молодых военных и бедных, но умных, девушек, мечтающих стать принцессами, с действительностью, где всё возможно (ведь женятся на ком-то миллионеры и генералы), однако вместо звезд на плечи и бриллиантов на шею получается всё больше дубинкой по башке. И всё же…

Мюзиклы стареют быстро. И «Эвита» как произведение искусства не новость. О ней много сказали, до дыр прокрутили «Don’t cry for me Argentina!..” и, похоже, начали забывать. И думается, напрасно. «Эвиту» стоит посмотреть снова. Пересмотреть. Как учебное видеопособие по брендмейкингу.

Итак. Кем была она? Никем. Эва Дуарте. Девка. Прорвавшаяся в Буэнос-Айрес на шее средненького певца-гастролера, коего нехитрым сексуальным шантажом вынудила забрать себя в столицу, к облегчению семьи и на радость родине.

Чем была родина? Пространной, богатой традициями, пшеницей, скотом и хулиганами, нищей, третьеразрядной демократией, подарившей миру великий танец и, стесняясь, копировавшей светский блеск Европы, небоскребную эстетику США и политические приколы Муссолини.

А что же дуче? Да ничего. В Италии будущий стратег-путчист, герой-любовник и президент полковник Хуан Перон постигал ремесло пилота и мастерство лидера.

И что же Перон? Пока девушка рвется в бессмертие, перепрыгивая из койки в койку: от фотографа — к рекламисту, от рекламиста — к радиопродюсеру, а от последнего — к кинорежиссеру, молодой военный элитарий плетет нити заговоров, приближаясь после каждого путча к креслу каудильо. Ну как им было не встретиться?

ТЕХНОЛОГИИ

На экране — войска, танки и пулеметы: та-та-та. Бегущие граждане. Эва в свете софитов. Аплодисменты. Заговорщики на балконе. Третий слева — Перон. Но он не просто рулит мятежом. Он мобилизует на их поддержку трудящихся (вроде мясни ков и торговцев) и СМИ. А после страшного землетрясения в Сан-Хуане задействует богатый гуманитарно-технологический арсенал, не только лично посещая зону катастрофы (детям — конфеты, мужчинам — рукопожатия, сеньоритам — поклоны), не только изо дня в день появляясь в кинохронике и газетах, но и ажатируя элиты, пригласив их на фрачный концерт в пользу жертв стихии, ставший и инструментом сбора средств, и пропагандистской трибуной.

Вдохновенный, мужественный, в форме пилота, он объявляет дамам в жемчугах и господам в манишках, что «правительство не имеет права на власть, пока оно не представляет интересы народа, всех аргентинцев». А поскольку к тому моменту старые, жадные и негибкие генералы успевают достать и прессу, и интеллектуалов, и гражданских политиков и бизнес, господа и дамы встают, скандируя: «Перон! Перон!! Перон!!!» Довольный, он идет за кулисы. Где они и встречаются.

СОЮЗ ВО ИМЯ РАСКРУТКИ

Она видит: это шанс — и мигом посылает текущего кавалера. Он решает: почему бы и нет — Мадонна всё ж таки… И вот, стоя с бокалами в руках, они обмениваются рекламными слоганами. Он: «Когда вы выступаете, сердца тысяч зрителей замирают от радости». Она: «Но когда выступает армия, дух захватывает у всех!»

Теперь можно скрепить союз. По-голливудски скромно: атласная перчатка на постели, опускающийся на колени силуэт за оранжевой шторой, утренний автомобиль, ворота Генштаба…

На стене — черная надпись: «Смерть Перону!» Информационная война. Начальство разлюбило полковника за страсть к интригам и стремление к личной власти и засадило героя в тюрьму. Он было смутился и напрягся, но Эвита успокоила: всё-де в порядке, пока профсоюзы на твоей стороне. А под окнами упитанные пролетарии уже горланили: «Перон! Перон!! Перон!!!»

ДЕНЬ РАДИО И ЛОШАДИНАЯ СИЛА

Им по радио вторит Эвита. Он, мол, «знает вас, понимает вас, любит вас, он — один из вас. Если ж нет — почему полюбил он меня? (Чудный ход, а?) Я ведь тоже голодала, знала тяжкую работу, время бедности и скорби. Но нашла спасение в нем. Почему же вам не искать его там же?»

Простые люди слышат ее. С флагами в руках они садятся на паровозы и в седла. Они скачут повсюду, требуя освободить друга народа. Тираны пасуют перед обилием лошадиных сил и отпускают героя.

Едва Перон выходит на свободу, он первым делом снимает пиджак, потом целует Эвиту и объявляет об участии в выборах. Вот это была кампания! Близятся 50-е: большие машины, большие шляпы, усики ниткой, страсти-мордасти, черные глаза. Схлестнулись тамошний «Демократический союз» и перонистская «Партия труда». Ну и, само собой, конные гаучос с мясниками плакаты демократов своими позаклеили, транспаранты посжигали, по мордасам настучали.

Так, применив почти полный набор черных технологий, они привели к власти Хуана и Эву, которая из мелкой актрисульки превратилась в национальный товарный знак, в первую леди, в «аргентинскую радугу», в каковом качестве и отправилась в Старый Свет.

«Народы Европы, — пропел тогда Хуан, — я посылаю вам аргентинскую радугу!» Послал, сел в лимузин и укатил.

И тут на экране — тайное совещание советников по PR, обсуждающих турне. Их диалог любопытен, как и сюжетные вставки, типа: приезжает Эвита в Италию, где ее встречают милый премьер-министр и злобные демонстранты. «Они обозвали меня шлюхой!» — жалуется Эвита премьеру. А тот в ответ: «Меня тоже иногда называют адмиралом, хотя я уж давно не служу…»

И так далее — PR до смерти. До мига, когда душа Эвиты простилась с телом и прибыла сюда в облике Мадонны, поющей нам с CD и DVD. И если мы слушаем ее, сопереживаем и пишем о ней, то, очевидно, все, что там у себя натворили Эва и Хуан, было не зря. Пересмотрите. Право, пересмотрите этот фильм. Наверняка найдете еще немало полезных примеров великолепной работы.

Эдуард Михневский

Дата публикации: 07:57 | 08.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.