Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/5/op/1


Трудности политконсалтинга

Можно ли их преодолеть?
На рынке политических услуг в России существует фактически только одна ниша, в которой работают политтехнологи. Это подготовка и проведение избирательных кампаний. До полноценного политического консультирования России еще далеко. Однако 2003 год может стать вехой в его развитии.

СИСТЕМНЫЙ ПОЛИТКОНСАЛТИНГ

Политический консалтинг подразумевает участие гуманитарных технологов во всех фазах политического процесса: в период становления власти, стабильной работы, подготовки к выборам и непосредственно самой избирательной кампании. Такое положение вещей отражает перекос в развитии политического консультирования как отрасли. В понимании многих участников рынка возможности долговременного системного политического консультирования сузились до банальных избирательных технологий. Малое перекрыло большое, а часть — целое.

«Выборная ниша» как предмет политического консультирования прошла в своем развитии несколько этапов: от формирования профессиональных навыков и правил поведения до появления большого числа политконсультантов и определения смысла самих избирательных технологий. Сегодня можно говорить о том, что более или менее грамотно выбирать политиков в России научились. Однако ниша стала тесноватой.

На профессиональном рынке обозначился кризис. Рынок сейчас находится в поиске новых идей и предложений. Он постепенно переходит на качественно новый уровень: от сопровождения рутинной череды выборов к системному креативному политическому консультированию.

КУРС НА ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ

Может быть, 2003 год станет маркером, указывающим на возможность переструктурирования политического бизнеса. Политическое консультирование распространится на другие фазы политического цикла: становление власти, период стабильной работы, время подготовки и проведения выборов. Собственно, рынок уже находится на пути к трансформации, для достижения которой требуется преодолеть несколько трудностей:

1. Узость взгляда на политический консалтинг как на профессию. В первую очередь речь идет об отношении профессионалов. Оно связано с особенностями формирования этого бизнеса в России. Понятно, что первой на рынке была востребована результирующая часть политического цикла – успех на выборах. Узость взглядов общественности связана с тем, что СМИ чрезмерно акцентировали ее внимание на выборах.

2. Однообразие и рутинность политических технологий. Преодолеть их можно через формирование многообразия и поиск точек приложения инструментов современного политконсалтинга. Для этого необходима демонстрация расширения возможностей политических услуг через решение конкретных задач, стоящих перед конкретным политиком.

3. Переход от обучаемости рынком к обучению рынка. Заказчик очень быстро обучился избирательным технологиям. И во многих случаях стал активно влиять на рынок. Изменение отношения к псевдокомпетентности потребителя политических услуг и переход на активное профессиональное изменение рынка – насущная тенденция сегодняшнего дня.

4. Непрофессионализм консультантов. На рынке должны работать профессионалы. Одним из ресурсов перехода рынка от избирательных технологий к широкому политическому консультированию является системная подготовка политических консультантов. В будущем залогом качества предоставляемых услуг должно быть не количество проведенных избирательных кампаний, а интеллект, системное мышление, хорошие фундаментальные знания о развитии общества.

5. Некомпетентность заказчика. Одна из актуальных задач — формирование правильного потребителя политических услуг. Политики должны быть компетентны относительно возможностей политического консультирования. Достижения отдельных политиков, следующих рекомендациям консультантов, должны стать образцом для подражания остальной части политического сообщества России. Качество работы региональных лидеров будет определяться в том числе и тем, попадают ли они в заданный федеральным центром формат информационной работы, связей с общественностью.

6. Разобщенность профессионального сообщества, переход к совместной мыследеятельности политконсультантов-профессионалов. Этот ресурс мало представлен на рынке, однако он обладает колоссальным потенциалом.

Преодоление вышеуказанных трудностей позволит в полной мере использовать профессиональный и интеллектуальный потенциал политконсультантов на благо российской политики, а значит и всей страны.

Собственно, процесс трансформации рынка уже начался. Ее механизмы были запущены «сверху» не без усилий технологически грамотных чиновников администрации президента. Для эволюционного развития политического консультирования как бизнеса это полезно. Профессиональному сообществу есть с кого брать пример. Кремлевские технологи демонстрируют качественные результаты системного политического консультирования. Достижения впечатляют. Вот некоторые из них:

1) сложилось устойчивое доверие большого числа жителей страны к институту президентства и лично Владимиру Путину;

2) налажен активный диалог президента и других структур федеральной власти с населением, сформирована и постоянно развивается эффективная, системно интегрированная коммуникация «власть – страна»;

3) федеральный центр задал формат высокотехнологичной информационной работы, создаются эффективные инструменты высокотехнологичного управления информационным полем на федеральном уровне, следствием чего стало качественное улучшение самих инструментов (газеты, радио, ТВ);

4) действия различных ветвей власти стали более согласованы между собой;

5) для власти становится естественным и значимым ресурс общественной поддержки;

6) имидж президента получил системное управление.

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕФОРМ

Где еще может быть востребован системный политконсалтинг? Всем уровням власти в России сегодня как воздух нужно грамотное эффективное сопровождение российских реформ. Эта проблема особенно актуальна в регионах, где власть находится один на один с населением. С одной стороны, никуда не денешься, реформы надо проводить. С другой – они нарушают относительно устойчивый местный политический ландшафт: рейтинги политиков снижаются, растет недовольство масс, формируется оппозиция. Подобные ситуации создают поле для работы команды политических консультантов, которой по силам качественно построить политико-экономический диалог между конкретным политиком и населением; сформировать высокоресурсное управляемое информационное пространство; создать уникальную эффективную интегрированную политическую коммуникацию «власть –народ»; расширить арсенал информационных инструментов влияния на общественное мнение, укрепить имидж политика, разработать и ввести в знакоткань новые полезные мифологемы и снизить влияние старых, сделать здоровым, экологичным, эффективным сам процесс реализации той или иной реформы.

Нужно ли сегодня политикам такое целевое точечное консультирование? Жизнь убеждает, что да! Такие проекты уже разрабатываются, причем очень успешно. Они понятны, конкретны, результативны. Они развивают рынок в нужном направлении. Благодаря им политическое ремесло становится мастерством.

Дата публикации: 07:49 | 08.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.