Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Корпоративная революция / Концепт

Интеллект в россии востребован как товар


Петр Мостовой
председатель Совета общероссийской общественной организации «Круглый стол бизнеса России», профессор
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

И успешно продается.
Слишком многим кажется, что предприниматель — это такая профессия. Между тем в рыночной экономике это абсолютно преобладающий тип экономической активности, включающий также и развитые формы трудовых отношений. Поэтому будущее страны с рыночной экономикой и будущее предпринимательства — синонимы.


— Существует ли, на ваш взгляд, разница между такими понятиями, как «бизнесмен» и «предприниматель»? В чем она?

— В начале ХХ века слово «бизнесмен» почти не употреблялось, даже в переводах. Но у него был точный эквивалент с умеренно негативным оттенком — «делец»: так называли тех, кто занимался преимущественно спекулятивными сделками, например «биржевой делец».

Слово «предприниматель» тоже встречалось редко. Основными оставались слова «купец» (наиболее общее по смыслу, хотя и имевшее скорее сословный, а не профессиональный оттенок), «заводчик» (не обязательно имевшее отношение к заводам, просто «завести», в смысле «приступить к делу» близко к слову «предпринять»), «антрепренер» (калька с французского entrepreneur — «предприниматель», применявшаяся только в сфере искусства).

Тогдашнее применение слова «предприниматель» имело оттенок: тот, кто начинает крупное, амбициозное и иногда рискованное дело. В целом смысловая разница между этими словами осталась, но только в сознании культурной части общества. «Бизнесмен» употребляется с откровенным намеком на западные образцы, «предприниматель» — с «почвенническим» оттенком.

— Существует ли в нашей стране »предпринимательское сообщество»?

— Предпочитаю термин «деловое сообщество». Но это дело вкуса. Конечно, оно есть в том смысле, что сформировалось не только сообщество людей-предпринимателей, но и общий взгляд на жизнь и ведение дел, а также система моделей поведения, взглядов. А в последнее время — и ценностей. Это сообщество неоднородно, но и в старой России, и на Западе банкиры и промышленники не очень-то общаются с фермерами и лавочниками и даже с деятелями «интернет-бизнеса».

— Можно ли считать деятельность современного «делового человека», «предпринимателя» творческой деятельностью? Почему?

— По семантике слова, безусловно, да: «предприимчивость» — способность и склонность увлекаться новым делом — это одна из форм творческой активности. А если вспомнить, что рыночный успех зависит от тонкого понимания потребительских предпочтений, способности своевременно создать и предложить новый товар или услугу, станет ясно, что успешный предприниматель не может не быть творческой личностью.

Вместе с тем есть и «массовые» предпринимательские профессии, где можно спокойно зарабатывать, просто используя стандартные правила ведения дел.

— Существуют ли в России условия для того, чтобы интеллект стал успешно реализуемым товаром?

— На мой взгляд, интеллект в России уже является востребованным и успешно реализуемым товаром. Посмотрите, как корпорации расхватывают студентов авторитетных вузов, какие заявки поступают в кадровые агентства, сколько наша профессура зарабатывает в вузах, а сколько — на стороне (в качестве консультантов и экспертов), сколько умников-надомников производят экспертное знание, программные продукты и так далее.

Но интеллект сам по себе товаром не является. Он становится таковым, приобретая форму «квалификации» или «профессионализма». «Квалификация» — это интеллект, вооруженный систематическим знанием и комплексом культурно-исторически обусловленных форм осуществления деятельности. Тут Россия — в особом положении. Обладая авторитетными научными школами, эффективной системой методов обучения в высшей школе, значительными ресурсами преподавательских кадров, мы в состоянии производить товар под названием «квалификация». Однако в России:

1) производят «квалификацию», хорошо адаптированную к производству, но слабо адаптированную к рынку;

2) попытки производить «квалификацию», адаптированную к рынку, основаны на «импорте» образовательных технологий (MBA, Economics &c), но репутация соответствующих образовательных учреждений еще не сформировалась;

3) потребитель этого товара — российский топ-менеджер или владелец предприятия — сам сформировался в иных условиях (чаще всего — self-made man), и у него нет отправных точек для оценки «квалификации» нанимаемого специалиста;

4) рынок «квалификации» — это особый сектор рынка труда, подчиняющийся, однако, его общим закономерностям. У нас этот рынок сильно деформирован плохим трудовым законодательством и высоким ЕСН;

5) эффективный рынок «квалификации» должен обладать встроенными в него «измерительными приборами».

На Западе таковыми являются как минимум реноме образовательного учреждения и место выпускника в своем выпуске. У нас этого нет. Да, возникают попытки создания рейтинга вузов, но и они не сложатся без развитых кадровых информационных баз, основанных на отслеживании карьерного роста специалистов за длительный период. Ускорить этот процесс практически невозможно, нужно просто заниматься этим.

— Насколько современными российскими предпринимателями могут быть успешно освоены такие отрасли гуманитарных технологий, как, например, корпоративное консультирование, PR и другие? Будут ли предприниматели покупать «дорогие мозги»?

— Консалтинговый рынок в России активно развивался с середины 80-х до конца 90-х годов. Первая половина этого периода внешне выглядела как «импорт» технологий, однако, по сути, это был период изучения языков: «наши» осваивали обычаи этого рынка, а «не наши» — обычаи российской промышленности и торговли. В результате оформились группы, нашедшие друг друга: компании, решившие, что они нуждаются в советах, и консультанты, решившие, что могут их дать. К этому моменту большинство кадров в западных консалтинговых фирмах в России уже были отечественными, а среди отечественных фирм прошел отбор «на выживание». В результате к 1995 году этот рынок стал преимущественно российским.

На вторую половину этого периода пришлось взаимообучение консультантов и их клиентов, выразившееся в том, что консультанты, желавшие остаться на рынке, учились отличать серьезных клиентов от «лохов», а клиенты — отличать серьезный продукт от «халтуры». Одновременно шел процесс специализации консультантов и оформление секторов услуг: аудита, налогового, информационного и кадрового консалтинга. Кризис 1998 года ускорил расслоение рынка и к 2001 году выбил с него многих западных консультантов — поставщиков «халтуры».

Сейчас начался третий период истории этого рынка: острая конкуренция и жесткий отбор в уже сложившихся секторах, а также формирование новых секторов: геологического аудита, инжиниринга. Так что мы за 15 лет прошли примерно 60-летнюю историю этого рынка на Западе, практически синхронизировавшись с ним: вспомним, что бурное превращение аудиторской «шестерки» в «четверку» опередило соответству-ющие процессы в России менее чем на 2 года.

С PR многое было иначе. Тут тоже все начиналось с освоения языков, но сразу стало понятно, что «наши» переплюнули «их» и теперь качество PR-продукта лимитируется, прежде всего, уровнем понимания клиентов и их способностью формулировать задачи (с этим трудновато, но у нас и на Западе — примерно одинаково). Самая большая беда, случившаяся на этом рынке, — это формирование сектора «политического PR», стимулировавшегося особенностями российской избирательной системы и заоблачным уровнем развития политических технологий, которого не было, нет и не будет на Западе.

Что же касается цен на «мозги», то здесь всё ясно: предпринимателя в товаре интересует соотношение «цена—качество». Сегодня «российские мозги» дешевле «западных» такого же уровня. Пока можно купить «дешевые мозги», кто же будет покупать «дорогие»?

Есть, однако, исключения — посмотрите на гонорары адвокатов.

— Что необходимо сегодня предпринимателям в первую очередь: создавать, предлагать и продавать новые товары или же формировать нового покупателя — человека, наделенного потребительским мировоззрением, ориентированного на как можно более быстрое приобретение как можно большего числа товаров, услуг и возможностей?

— Одно неотделимо от другого. Человек-потребитель и общество потребления формируются потоком новых товаров и услуг. Еще недавно мода как глав ный фактор, поощряющий к потреблению, была характерна для узкого сектора рынка (одежды и аксессуаров), но уже на наших глазах она растянулась практически на весь потребительский рынок, до автомобилей и домов включительно.

У нас это тоже начало происходить позже, чем на Западе, но сейчас мы наравне. Сегодня основным тормозом формирования зрелого общества потребления стали реальные доходы населения, но и они за послекризисные четыре года выросли в разы.

— Представьте себе идеального потребителя. Какими чертами он должен обладать?

— Идеальный потребитель — это человек с неограниченными доходами, не читающий ничего, кроме «модных» журналов.

— Можно ли считать задачу по формированию такого нового массового покупателя реалистичной?

— Он потому и «идеальный», что в природе не встречается. И слава Богу! Общество потребления является мощным стимулом экономического роста. Однако я не сказал бы, что мне хотелось бы в нем жить. Перечитайте западную научную фантастику 60—70-х годов: там одна из популярных тем — уничтожение человеческого облика большинства граждан обществом потребления. А ведь оно тогда только рождалось.

Сейчас мы в нем живем и, положа руку на сердце, должны признать, что большинство мрачных прогнозов осуществилось. Запад входит в фазу так называемого постиндустриального общества, где потребление становится абсолютно преобладающей деятельностью. Такая перспектива требует осмысления. Не факт, что мы хотим для себя именно таких настоящего и будущего. Я бы не стал ставить такую задачу перед собой. Но ведь кто-то обязательно поставит!

— И что же необходимо для ее осуществления?

— Я бы, скорее, спросил, что нужно, чтобы это не осуществилось? Но приемлемых ответов пока не видно.

— Каково, на ваш взгляд, будущее предпринимательства в России?

— То есть каково, на мой взгляд, будущее России? Смысл понятия «предпринимательство» часто слишком сужают. Многим кажется, что это просто такая профессия или род занятий. Я же утверждаю, что в рыночной экономике это абсолютно преоблада-ющий, если не единственный тип экономической активности, включающий также и развитые формы трудовых отношений. Поэтому будущее страны с рыночной экономикой и будущее предпринимательства — это синонимы.

— Но как предпринимательство формирует будущее страны?

— Я уже ответил на этот вопрос — в первом приближении. А во втором приближении… Пока никто не ставит осознанно перед собой таких задач. И это очень тревожное обстоятельство.

Интервью провел Аркадий Болотов


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Корпоративная революция
Концепт
Революция без лозунгов
Дмитрий Петров
Амбициозная корпорация
Александр Неклесса
Здоровые дети, любящие свою страну
Александр Борисов
Интеллект в россии востребован как товар
Петр Мостовой
Корпорации, государства, граждане
Дмитрий Шушарин
Противоречия корпоративного управления
Игорь Беликов
Интеллектуальная корпорация
Сообщения
У них опять была маевка. Белые плясали. Красные пели
Новая ориентация российского бизнеса
Телевизионщики обсудили проблемы отрасли
«Русбренд» обсуждает эффективность рекламного бюджета
Новый Pr-конкурс
Ford поддержит экологов конкурсом
Новый ребрендинговый проект «Р.И.М. Портер Новелли»
Творческий директор Depot wpf стал лауреатом национальной премии в области рекламы
В Москве пройдет саммит брендов
Практика
Ее величество корпорация
Михаил Кутузов
Корпоративное управление и корпоративная революция
Андрей Кулаков
О ценности служения
Нина Матусевич
Корпорации на новом рубеже
Александр Бабин
Оперативный простор
Этапы не слишком большого пути
Виктор Милитарев
Трудности политконсалтинга
Сергей Маркелов
Доминирование без гегемонии
Шохрат Кадыров
Элексир бессмертия
Преступление и телевидение
Школа бальных танцев, вам говорят...
Истории великого успеха
Грядущие гунны
Коучинг со стороны
Елена Брусникина
Президент, партийность и корпорации


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.