Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/4/practice/7


О прелестях политических интернет-технологий

Впрочем, не так уж много их и наберется.
Начиная примерно с 1997 года российские политические технологи (по рекомендации политических консультантов) начали активно использовать интернет в качестве своего инструмента. Они намерены делать это и впредь.

СЕТЕВЫЕ БРОДЯГИ КАК ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Считается, что возможности интернета в избирательных кампаниях стали активно использоваться в период федеральных выборов 1999—2000 годов. К этому времени многие политтехнологи оценили преимущества сети по сравнению с другими средствами массовой коммуникации. К их числу относились скорость распространения информации, анонимность, целенаправленность воздействия на аудиторию, сравнительно быстрая обратная связь, упорядоченность информации и низкая стоимость. Известно, что по сети бродят сотни тысяч пользователей, ищущих в ее упорядоченном хаосе интересующую их информацию о политике, экономике, литературе, спорте и прочем. Именно они и являются аудиторией, состоящей из групп пользователей, формирующихся вокруг сайтов или «групп» сайтов, посвященных тем или иным темам или проблемам. Эта «целевая» аудитория и представляет наибольший интерес для тех, кто стремится к тому, чтобы сообщение достигло определенной целевой группы и повлияло на решение ее членов.

ПЛЕСК СОБЫТИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ МОРЕ

Долгое время в ходе избирательных и других массовых политических кампаний СМИ оставались основными инструментами воздействия на аудиторию. И хотя сегодня, похоже, ситуация меняется (в том смысле, что СМИ быстро утрачивают свое эксклюзивное всемогущество), средства массовой информации тем не менее продолжают участвовать в формировании и регулировании социально-политического поведения, психологического настроя и способа мышления общества. Любое СМИ выполняет в обществе такие политические функции, как получение, анализ и распространение информации, формирование мнений и взглядов на социально-политические процессы, усвоение определенных норм поведения, ценностей и образовательную функцию – сообщение сведений, дополняющих знания граждан. Особую роль среди не столь уж, кстати, и широкого набора средств массовой информации в последние годы стали играть сетевые СМИ. На рубеже ХХ–XXI веков предприниматели, технологи и журналисты, а вслед за ними и многие политические консультанты получили довольно убедительные основания утверждать, что использование интернета – это самый простой и быстрый путь воздействия на аудиторию. К числу их аргументов относились следующие: информация обновляется моментально, а если ее преподносить в нужном ракурсе и с необходимой частотой, то она будет куда эффективнее способствовать формированию нужных взглядов, нежели та же информация, опубликованная в традиционных СМИ. Так, за один час, в рамках одного и того же события на страницах информационного сайта может появиться несколько сообщений с запланированными комментариями о постоянно меняющейся ситуации; в телевизионных новостях — скорее всего одно-два; а печатные СМИ могут вообще посвятить этому событию целый номер, но только на следующий день, когда оно, возможно, будет уже совсем не таким актуальным. В настоящее время в коммуникативном пространстве плещется настолько огромное море самой разнообразной информации, что информация нужная может легко затеряться и не дойти до адресата. Чтобы этого не произошло, необходимо либо распространить информацию во всем коммуникативном поле, либо создать «кричащий» информационный повод. И то и другое порой невозможно из-за «малой важности» события самого по себе и отсутствия «сочувствующих» этому событию СМИ. Если разобрать схему появления сообщения в коммуникативном пространстве, то она выглядит примерно так: новость – резонанс от новости – негативное или позитивное впечатление. А далее можно либо «подогревать событие» в информационном пространстве, либо попытаться обратить внимание реципиента на что-нибудь другое.

ИНТЕРНЕТ — ТОЧКА ЛЕГИТИМИЗАЦИИ

Если кому-нибудь нужно легитимизировать неподтвержденную или полученную незаконным путем информацию, то его дорога лежит прямиком в сеть. Лучшего места для этой процедуры не найти. Информацию сперва просто-напросто размещают в интернете, а потом републикуют в традиционных СМИ со ссылкой: «в интернете появилась информация…» Ярким примером, со временем ставшим классическим, служит появление в конце 1998 года сайта «Коготь» (vi.cityline.ru/vi/kogot), где публиковался компромат и псевдокомпромат на политическую и бизнес-элиту России. В 1999 году, когда появилось «Агентство политических новостей» (www.apn.ru) , его страницы посвящались той же теме «слухов и компромата», а потом часть информации перепечатывалась в «Московских новостях». Пикантность ситуации заключалась еще и в том, что аббревиатура агентства «АПН» совпадала с бывшим названием «РИА Новости». Правда, через некоторое время, журналисты стали относиться к таким сообщениям осторожнее. Тогда был придуман другой способ легитимизации информации.. Информация публикуется в форумах, гостевых книгах серьезных, уважаемых, имеющих стабильную репутацию интернет-изданий, а републикация в традиционных СМИ идет со ссылкой на интернет-издание, а не на его интерактивную часть, за которую редакция ответственности не несет. Так, на сайте «Полит.ру», в гостевой книге была опубликована информация о самоубийстве губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Также информацию иногда просто выкладывают в интернет, будто бы не придавая ей особого значения (не раскручивая ее в СМИ), как бы просто «на заметку» пользователю, или же публикуют материалы на сайтах, не зарегистрированных как СМИ. Так, в декабре 1998 года на сайте «Уикэнд» (people.weekend.ru) были опубликованы распечатки телефонных переговоров и пейджерных сообщений известных политиков — Татьяны Дьяченко и Бориса Березовского.

КАНАЛ ПРЯМОГО ОБЩЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТ КОСВЕННОГО ВЛИЯНИЯ

Цель всех этих «конструкций» – привлечь внимание конкретных аудиторий и групп коммуникаций и, повлияв на них впрямую, косвенно охватить аудиторию, не использующую интернет. При этом некоторые методы воздействия могут как влиять на определенную группу пользователей, так и конструировать целевую аудиторию, формировать новое сообщество потребителей проекта. Например, в период подсчета голосов на выборах в Думу в 1999 году публикация данных exit polls на сайтах www.elections99. com и www.vvp.ru с последующей их рассылкой по электронной почте зарегистрированным пользователям приковала к этим ресурсам внимание огромной аудитории. Основным преимуществом интернета является быстрая обратная связь между сайтами и пользователями. Эта особенность эффективно используется в период избирательных кампаний. Американский конгрессмен Том Кэмбел (Tom Kambell, www.cambell.org) предлагал избирателям присылать ему письма, на которые он ответит лично. Так же поступали многие российские политики.

В КОРОЛЕВСТВЕ КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

И всё же в основном интерактивные возможности интернета используются для обсуждения и поддержания основных тем традиционных СМИ. Для этого создаются новые или задействуются уже «раскрученные» форумы, чаты, сайты, сайты-двойники, юмористические странички. Во время избирательной кампании 1999 года в ходе информационной атаки, направленной на Юрия Лужкова, были созданы сайты «Московская альтернатива» (www.msk.ru), двойник официального сайта Лужкова (www.lujkov.ru) и юмористический сайт Евгения Примакова (www.primakov.nu). Все такие ресурсы обычно создаются как «кривые зеркала» официальных страниц кандидатов и партий, которые, как правило, появляются перед выборами, носят агитационно-рекламный характер и служат привлечению добровольцев.

В 1996 году Пэт Бьюшен привлек через интернет гораздо больше «рекрутеров», чем через другие СМИ. «Интернет-рекрутеры» в период избирательных кампаний рассылали открытки и информацию о кандидате своим знакомым и размещали ссылки и агитационные баннеры на своих домашних страничках.

Другой яркий пример участия интернетаудитории в избирательных кампаниях – это идея лидера Нового либерального объединения (НЛО) в Украине Валерия Хорошковского, предложившего всем желающим поучаствовать в конкурсе отбора кандидатов будущего избирательного списка.

Участникам нужно было лишь зарегистрироваться на сайте (www.konkurs.org.ua), там же были представлены программные документы и публикации о политическом объединении.

Среди способов решения коммуникативных задач при помощи сети следует отметить прямые on-line-опросы, создание информационных поводов, реанимацию информации (о событии могут вспомнить через несколько недель), баннерный обмен.

ТАКТИКА ТОЧЕЧНЫХ УДАРОВ

В сети активно используется практика виртуальных опросов и голосования. Впоследствии результаты таких опросов часто выдаются за общественное мнение наиболее прогрессивной и «продвинутой» части общества.

Если учесть, что значительную часть пользователей рунета составляют лица, готовящие принятие решений, и лица, их принимающие (в СМИ, власти и бизнесе), то эффект от формирующегося искаженного представления ошеломляющий.

Так, «Независимая газета» проводила регулярные опросы посетителей электронной версии газеты и публиковала их результаты в своем печатном издании.

Результаты свидетельствовали о падении рейтинга Владимира Путина, в то же время опросы ведущих социологических агентств говорили об обратном.

В настоящее время интернет является пространством, где максимально оперативно появляются новости и аналитика, но при этом в последнее время информация, опубликованная в сети, и ссылки на нее стали пользоваться значительно меньшим доверием. Тем не менее сеть и по сию пору служит катализатором появления множества информационных поводов, а также местом, где при наличии информационных ресурсов можно очень долго формировать и поддерживать определенную «повестку дня».

Трудно сказать, возрастет или же, напротив, снизится роль политических интернет-технологий в ходе избирательных кампаний 2003—2004 годов.

Однако ясно, что их использование будет направлено на привлечение внимания узкопрофильных аудиторий путем нанесения точечных информационных ударов, вызывающих в российском обществе прогнозируемый и ожидаемый резонанс.

Дата публикации: 10:33 | 26.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.