Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Политическое консультирование / Практика

О прелестях политических интернет-технологий


Александр Ковалев
PR-менеджер «Русского журнала»
kov@fep.ru
Версия для печати
Послать по почте

Впрочем, не так уж много их и наберется.
Начиная примерно с 1997 года российские политические технологи (по рекомендации политических консультантов) начали активно использовать интернет в качестве своего инструмента. Они намерены делать это и впредь.


СЕТЕВЫЕ БРОДЯГИ КАК ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Считается, что возможности интернета в избирательных кампаниях стали активно использоваться в период федеральных выборов 1999—2000 годов. К этому времени многие политтехнологи оценили преимущества сети по сравнению с другими средствами массовой коммуникации. К их числу относились скорость распространения информации, анонимность, целенаправленность воздействия на аудиторию, сравнительно быстрая обратная связь, упорядоченность информации и низкая стоимость. Известно, что по сети бродят сотни тысяч пользователей, ищущих в ее упорядоченном хаосе интересующую их информацию о политике, экономике, литературе, спорте и прочем. Именно они и являются аудиторией, состоящей из групп пользователей, формирующихся вокруг сайтов или «групп» сайтов, посвященных тем или иным темам или проблемам. Эта «целевая» аудитория и представляет наибольший интерес для тех, кто стремится к тому, чтобы сообщение достигло определенной целевой группы и повлияло на решение ее членов.

ПЛЕСК СОБЫТИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ МОРЕ

Долгое время в ходе избирательных и других массовых политических кампаний СМИ оставались основными инструментами воздействия на аудиторию. И хотя сегодня, похоже, ситуация меняется (в том смысле, что СМИ быстро утрачивают свое эксклюзивное всемогущество), средства массовой информации тем не менее продолжают участвовать в формировании и регулировании социально-политического поведения, психологического настроя и способа мышления общества. Любое СМИ выполняет в обществе такие политические функции, как получение, анализ и распространение информации, формирование мнений и взглядов на социально-политические процессы, усвоение определенных норм поведения, ценностей и образовательную функцию – сообщение сведений, дополняющих знания граждан. Особую роль среди не столь уж, кстати, и широкого набора средств массовой информации в последние годы стали играть сетевые СМИ. На рубеже ХХ–XXI веков предприниматели, технологи и журналисты, а вслед за ними и многие политические консультанты получили довольно убедительные основания утверждать, что использование интернета – это самый простой и быстрый путь воздействия на аудиторию. К числу их аргументов относились следующие: информация обновляется моментально, а если ее преподносить в нужном ракурсе и с необходимой частотой, то она будет куда эффективнее способствовать формированию нужных взглядов, нежели та же информация, опубликованная в традиционных СМИ. Так, за один час, в рамках одного и того же события на страницах информационного сайта может появиться несколько сообщений с запланированными комментариями о постоянно меняющейся ситуации; в телевизионных новостях — скорее всего одно-два; а печатные СМИ могут вообще посвятить этому событию целый номер, но только на следующий день, когда оно, возможно, будет уже совсем не таким актуальным. В настоящее время в коммуникативном пространстве плещется настолько огромное море самой разнообразной информации, что информация нужная может легко затеряться и не дойти до адресата. Чтобы этого не произошло, необходимо либо распространить информацию во всем коммуникативном поле, либо создать «кричащий» информационный повод. И то и другое порой невозможно из-за «малой важности» события самого по себе и отсутствия «сочувствующих» этому событию СМИ. Если разобрать схему появления сообщения в коммуникативном пространстве, то она выглядит примерно так: новость – резонанс от новости – негативное или позитивное впечатление. А далее можно либо «подогревать событие» в информационном пространстве, либо попытаться обратить внимание реципиента на что-нибудь другое.

ИНТЕРНЕТ — ТОЧКА ЛЕГИТИМИЗАЦИИ

Если кому-нибудь нужно легитимизировать неподтвержденную или полученную незаконным путем информацию, то его дорога лежит прямиком в сеть. Лучшего места для этой процедуры не найти. Информацию сперва просто-напросто размещают в интернете, а потом републикуют в традиционных СМИ со ссылкой: «в интернете появилась информация…» Ярким примером, со временем ставшим классическим, служит появление в конце 1998 года сайта «Коготь» (vi.cityline.ru/vi/kogot), где публиковался компромат и псевдокомпромат на политическую и бизнес-элиту России. В 1999 году, когда появилось «Агентство политических новостей» (www.apn.ru) , его страницы посвящались той же теме «слухов и компромата», а потом часть информации перепечатывалась в «Московских новостях». Пикантность ситуации заключалась еще и в том, что аббревиатура агентства «АПН» совпадала с бывшим названием «РИА Новости». Правда, через некоторое время, журналисты стали относиться к таким сообщениям осторожнее. Тогда был придуман другой способ легитимизации информации.. Информация публикуется в форумах, гостевых книгах серьезных, уважаемых, имеющих стабильную репутацию интернет-изданий, а републикация в традиционных СМИ идет со ссылкой на интернет-издание, а не на его интерактивную часть, за которую редакция ответственности не несет. Так, на сайте «Полит.ру», в гостевой книге была опубликована информация о самоубийстве губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Также информацию иногда просто выкладывают в интернет, будто бы не придавая ей особого значения (не раскручивая ее в СМИ), как бы просто «на заметку» пользователю, или же публикуют материалы на сайтах, не зарегистрированных как СМИ. Так, в декабре 1998 года на сайте «Уикэнд» (people.weekend.ru) были опубликованы распечатки телефонных переговоров и пейджерных сообщений известных политиков — Татьяны Дьяченко и Бориса Березовского.

КАНАЛ ПРЯМОГО ОБЩЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТ КОСВЕННОГО ВЛИЯНИЯ

Цель всех этих «конструкций» – привлечь внимание конкретных аудиторий и групп коммуникаций и, повлияв на них впрямую, косвенно охватить аудиторию, не использующую интернет. При этом некоторые методы воздействия могут как влиять на определенную группу пользователей, так и конструировать целевую аудиторию, формировать новое сообщество потребителей проекта. Например, в период подсчета голосов на выборах в Думу в 1999 году публикация данных exit polls на сайтах www.elections99. com и www.vvp.ru с последующей их рассылкой по электронной почте зарегистрированным пользователям приковала к этим ресурсам внимание огромной аудитории. Основным преимуществом интернета является быстрая обратная связь между сайтами и пользователями. Эта особенность эффективно используется в период избирательных кампаний. Американский конгрессмен Том Кэмбел (Tom Kambell, www.cambell.org) предлагал избирателям присылать ему письма, на которые он ответит лично. Так же поступали многие российские политики.

В КОРОЛЕВСТВЕ КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

И всё же в основном интерактивные возможности интернета используются для обсуждения и поддержания основных тем традиционных СМИ. Для этого создаются новые или задействуются уже «раскрученные» форумы, чаты, сайты, сайты-двойники, юмористические странички. Во время избирательной кампании 1999 года в ходе информационной атаки, направленной на Юрия Лужкова, были созданы сайты «Московская альтернатива» (www.msk.ru), двойник официального сайта Лужкова (www.lujkov.ru) и юмористический сайт Евгения Примакова (www.primakov.nu). Все такие ресурсы обычно создаются как «кривые зеркала» официальных страниц кандидатов и партий, которые, как правило, появляются перед выборами, носят агитационно-рекламный характер и служат привлечению добровольцев.

В 1996 году Пэт Бьюшен привлек через интернет гораздо больше «рекрутеров», чем через другие СМИ. «Интернет-рекрутеры» в период избирательных кампаний рассылали открытки и информацию о кандидате своим знакомым и размещали ссылки и агитационные баннеры на своих домашних страничках.

Другой яркий пример участия интернетаудитории в избирательных кампаниях – это идея лидера Нового либерального объединения (НЛО) в Украине Валерия Хорошковского, предложившего всем желающим поучаствовать в конкурсе отбора кандидатов будущего избирательного списка.

Участникам нужно было лишь зарегистрироваться на сайте (www.konkurs.org.ua), там же были представлены программные документы и публикации о политическом объединении.

Среди способов решения коммуникативных задач при помощи сети следует отметить прямые on-line-опросы, создание информационных поводов, реанимацию информации (о событии могут вспомнить через несколько недель), баннерный обмен.

ТАКТИКА ТОЧЕЧНЫХ УДАРОВ

В сети активно используется практика виртуальных опросов и голосования. Впоследствии результаты таких опросов часто выдаются за общественное мнение наиболее прогрессивной и «продвинутой» части общества.

Если учесть, что значительную часть пользователей рунета составляют лица, готовящие принятие решений, и лица, их принимающие (в СМИ, власти и бизнесе), то эффект от формирующегося искаженного представления ошеломляющий.

Так, «Независимая газета» проводила регулярные опросы посетителей электронной версии газеты и публиковала их результаты в своем печатном издании.

Результаты свидетельствовали о падении рейтинга Владимира Путина, в то же время опросы ведущих социологических агентств говорили об обратном.

В настоящее время интернет является пространством, где максимально оперативно появляются новости и аналитика, но при этом в последнее время информация, опубликованная в сети, и ссылки на нее стали пользоваться значительно меньшим доверием. Тем не менее сеть и по сию пору служит катализатором появления множества информационных поводов, а также местом, где при наличии информационных ресурсов можно очень долго формировать и поддерживать определенную «повестку дня».

Трудно сказать, возрастет или же, напротив, снизится роль политических интернет-технологий в ходе избирательных кампаний 2003—2004 годов.

Однако ясно, что их использование будет направлено на привлечение внимания узкопрофильных аудиторий путем нанесения точечных информационных ударов, вызывающих в российском обществе прогнозируемый и ожидаемый резонанс.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Политическое консультирование
Концепт
Мы рождены, чтоб сказку сделать... чем?
Дмитрий Петров
О предназначении политических консультантов
Ефим Островский
Message - больше, чем деньги
Дик Моррисс
Профессиональной гордости политконсультантов
Алексей Ситников
Золотой век еще не наступил
Андрей Булычев
Апрельские тезисы
Олег Матвейчев
Политика между выборами
Андрей Полосин
По ту сторону классического политконсалтинга
Юлия Мишкинене
Сообщения
Глеб Павловский поучил партийных стратегов программы писать да родину любить
Партийный шпионаж как элемент политических технологий
Подведены итоги конкурса «Хрустальный Апельсин»
Серия изданий фонда «Либеральная миссия» представлена народу. На «Улице Оги»
Дизайн, реклама и … песок
Власти приморья обсудили роль СМИ в формировании стратегии края
Агентство Р.И.М. устроит РАРА шикарный день рождения
Кегли в банк!
Практика
Тринадцать способов проиграть выборы
Игорь Минтусов
Мы будем спокойно стоять на правом фланге
Алексей Кара-Мурза
Общество не нужно зажигать
Владимир Мединский
Левый выбор
Владимир Акимов
Партии против политконсультантов
Юлия Наумова
Имидж — ничто, репутация — уже кое-что.
Александр Сегал
Консультант не равен эксперту. И наоборот
Михаил Кутузов
О прелестях политических интернет-технологий
Александр Ковалев
СМИ и выборы — нищета без блеска
Андрей Тимонов
Оперативный простор
Академик убедительнее клоуна
Елена Екатериничева
Вновь научиться верить в победу!
Дмитрий Зеленин
Время креакратии
Андрей Двоскин
Хэппи-энда не будет
Дзен-эффективность
Про женщини мужчин
Лeгкий мазок наивного гения
Категорический императив


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.