Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/4/practice/3


Левый выбор

Болевые точки КПРФ.
Тяжелые времена наступают для россиян. Скоро их начнут превращать в «электорат», которому придется избирать депутатов Госдумы, а потом и Президента всея Руси. Уже сейчас социологи проводят разнообразные опросы, а вечно живые кассандры снуют в коридорах многочисленных СМИ и прорицают исход выборов. Им уже все ясно. Они лишь безмятежно ожидают исполнения своих пророчеств.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

По традиции, к выборам все политические силы преображаются и становятся оппозиционными в диапазоне от «конструктивных» до «непримиримых». Все чаще вожди появляются в регионах, прихватив с собой фанатов и «объективных» представителей СМИ, демонстрируя уверенность в грядущей победе своей армии и рекрутируя местных волонтеров.

Избирательный процесс, как говорил классик, «пошел». Но, как это часто бывает и у военных, и у политиков, все готовятся к прошедшим выборам, что отражается в риторике лидеров, в выборе ими объектов для своих критических стрел.

И это не случайно.

Во-первых, они все заложники прошлых побед и три года готовились к тому, чтобы исправить ошибки былых кампаний.

Во-вторых, в России сложились лидерские партии, в которых всё – от доктрины до финансов и состава списка – определяет «вождь», а аппарат выполняет лишь сервисные функции в отношении своего патрона. И потому избирательные программы, модели избирательного поведения партии и масса других «мелочей» ограничены кругозором лидеров этих партий. А широта и глубина этого кругозора иногда просто поражают.

Наконец, лидеры партий этого типа органически не терпят рядом никого, кто мог бы стать самостоятельным политическим деятелем. А это в конце концов приводит к тому, что лидер партии становится ярким пятном на фоне серости своего окружения.

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

Это и многое другое предопределяет взаимоотношение партийных верхушек и специалистов по избирательным технологиям: не специалисты, опирающиеся на новейшие и проверенные данные, вырабатывают тактику избирательного марафона партии, а партия (особенно ее лидер) задает параметры, в границах которых специалисты предлагают свои услуги.

К тому же это не просто отдельные специалисты, а частные кампании, для которых избирательные технологии – инструмент зарабатывания денег. Да и опыт взаимодействия партий как клиентов PR-кампаний уже наработан, и каждая компания имеет устойчивую клиентуру. Это обусловлено тем, что взаимоотношения партнеров по выборам не всегда бесконфликтны, но всегда личностны, и без услуг квалифицированного социального психолога, в роли которого выступает PR-компания, не обойтись и не сохранить политический союз.

В этой среде сложилось правило взаимодействия: клиент, щедро и полностью оплативший услуги PR-кампании, всегда прав. Конечно, не все агентства могут предоставить полный набор услуг. А иногда клиент не в состоянии такой набор услуг оплатить и потому прибегает к найму PR-ремесленников, социальных знахарей из своей партийной среды. Как правило, такие второсортные специалисты по выборам безынициативны и обречены на роль резонеров при вожде.

СЛОВЕСНЫЙ ПОТОП

КПРФ раньше всех начала подготовку к выборам. Еще в июне прошлого года была опубликована «Стратегия компартии Российской Федерации в избирательных кампаниях 2002–2004 годов». В ней говорится: «Целью участия в предстоящих выборах в Государственную думу является создание авторитетной, хорошо подготовленной, представляющей все регионы России депутатской группы. Целью парламентской кампании становится получение контрольного пакета голосов в нижней палате на основе завоевания народно-патриотическими силами доверия большинства граждан России. Тогда появится реальная возможность на выборах президента России избрать настоящего патриота». Как можно заметить, замыслы лидера КПРФ и задачи оппозиции, которые опальный олигарх сформулировал и опубликовал в газете «Завтра» осенью прошлого года, при этом пообещав профинансировать, здесь полностью совпадают.

Однако, как и в материалах VII съезда КПРФ, прошедшего в декабре 2000 года, здесь нет анализа причин «славной виктории», которую одержала партия на выборах 1999–2000 годов. Все утоплено в огромном количестве слов, описывающих «ужасы антинародного режима» и те «блага для народа», которые появятся после прихода к власти «правительства народного доверия».

Единственный вывод, который сделан, – сменен руководитель штаба избирательной кампании КПРФ: место Валентина Купцова занял Иван Мельников.

ЛЕВЫЕ РАЗРАБОТКИ

Формально партия обучила специализирующихся на выборах секретарей региональных парторганизаций, провела несколько совещаний идеологических работников, создала избирательные штабы во всех регионах страны. Как считает лидер КПРФ, «необходимо начать перевод деятельности предвыборных штабов на постоянный режим работы. Не реже, чем раз в неделю, проводить заседания бюро региональных отделений КПРФ по вопросам организации и управления выборным процессом. Регулярно передавать в ЦК информацию об электоральной ситуации в регионе». Но это по своей эффективности воздействия находится на уровне прежних лекториев общества «Знание» или УМЛ.

Как и прежде, основную работу по подготовке материалов к выборам выполняют активисты «Российских ученых социалистической ориентации» (РУСО), а необходимые социологические исследования проводят Центр исследования политической культуры России (С. Васильцов, В. Пешков и др.), Институт социально-политических исследований (Г. Осипов), а также сотрудники Московской гуманитарно-социальной академии (А. Шендрик).

Большой объем аналитической публицистики поставляет аналитический центр «НАМАКОН», возглавляемый бывшим начальником управления «С» ПГУ КГБ СССР, почетным президентом Ассоциации ветеранов спецназа и спецслужб «Вымпел – Союз». Часть этих материалов последние два года регулярно публикует газета «Завтра». Большая часть их разработок не имеет никакого отношения к избирательным технологиям или адаптации партии к изменяющимся общественным условиям борьбы (включая поведение политических конкурентов, других организаций коммунистического и патриотического толка). Не изучают они и серьезные изменения в настроении разных социальных групп. Например, в последние месяцы многие патриотические организации фактически вышли из-под влияния (идейного, организационного и финансового) КПРФ. Более того, некоторые из них выступают с осуждением «коммунистической идеологии» (особенно в форме «зюганизма»), стремления лидеров КПРФ к гегемонии, навязыванию своей особой, руководящей роли, что уже породило кризис в НПСР.

РОЖДАЕТ ЛИ ПАЛКА ВЛАСТЬ?

Любопытно следующее замечание газеты «Правда»: «Отсутствие в ЦК серьезного аналитического центра, который бы по заказу идеологического отдела (которого тоже нет) опережающе разрабатывал тактику действий, тормозит дело. Наработанное же коммунистами в регионах, секретарями ЦК не становится обязательным для изучения, осмысления и внедрения в практику партийной работы. Рядовые же граждане узнают об инициативах коммунистов из недружественных и необъективных официальных, корпоративных и частных СМИ». Больше того, в «регионах все острее чувствуется неприятие существующего режима, а рецептов организации масс не так много».

Видимо, подобные замечания со страниц «Правды» (наряду с неприятием редакцией политического адюльтера Зюганова с Березовским) сыграли свою роль в смене ее главного редактора.

В грядущую избирательную кампанию КПРФ вступает ослабленной внутренними склоками, замешанными в основном на личных амбициях ее вождя и панической боязни какой-либо открытой дискуссии в партии. Вместо упорной повседневной работы со всеми слоями населения – поиски панацеи.. Например, провести «референдум», «защитить» 86 % русского населения России от российских же инородцев.

В сущности, под руководством Зюганова КПРФ превратилась из молодой партии в конгломерат коммунистических сект с культом Геннадия Андреевича. Большинство ее членов не умеют и, главное, не желают учиться на практике профессионально вести политическую борьбу. Работа первичных партийных организаций напоминает деятельность клуба по интересам, когда у разных людей есть хобби: кто-то коллекционирует марки, кто-то открытки или бабочек. А иногда они собираются, чтобы показать свои коллекции. Так и в КПРФ стекаются коллекционеры сушеных идеологем. Субъективно в большинстве своем они – искренние и честные люди. Но объективно они обречены на коллективную мечтательность как на основную форму организации досуга.

Это вызывает у лидера КПРФ то, что когда-то именовалось «бессильной злобой». Вот уже несколько лет Зюганов призывает своих активистов шире использовать возможности интернета. Принято много постановлений по этому вопросу. Подготовлена широкомасштабная программа проникновения в Интернет, цель которой – подготовка к грядущим выборам. Но дальше заявлений дело не пошло.

И вот в конце марта 2003 года. Зюганов заявляет: «Я сам буду палкой заставлять членов партии изучать интернет. Только так мы обеспечим информационный прорыв, доведем правдивую информацию до всего населения страны». Для руководства web-программой КПРФ нанят Ярослав Греков («Моська рунета»), чья специализация – распространение слухов и «агентурных донесений» в сети.

Когда-то великий Мао говорил: «Винтовка рождает власть». Теперь иные времена: «Палка ведет к власти». Но не верится, что побитые палкой соратники Зюганова будут лучше понимать происходящее вокруг и успешнее осваивать новую технологию.

РАЗБРОД И ШАТАНИЕ

В откровении Зюганова – море информации. Это признание такого уровня технической отсталости, пассивности и инертности актива КПРФ, который исключает реализацию любой избирательной стратегии и тактики. Но это и отражение того, что политическое планирование, которое осуществляет верхушка партии, не основано на всей совокупности действительных способностей, развитых в партийной массе, а тем более в неорганизованном и размытом «электорате». Видимо, поэтому практически ни один призыв лидера КПРФ не находит отклика в обществе.

На этом фоне обращает на себя внимание растущая агрессивность риторики лидеров КПРФ. Они полагают, что рост политической напряженности в обществе будет способствовать успеху их избирательной кампании. Стремление насаждать в партийных газетах и публичных выступлениях лидеров свои представления об «угрозах» России не совпадает с представлениями большинства социальных слоев и групп общества. И потому эти выступления и основанные на них призывы вызывают лишь брожение в электоральном секторе КПРФ, выпадение из него отдельных сегментов с последующей утратой голосов на выборах.

Все это свидетельствует о том, что не только практическая организационная, но и интеллектуальная деятельность не самая сильная сторона современной КПРФ и ее лидеров.

Дата публикации: 10:18 | 26.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.