Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/4/op/7


Категорический императив

Для тех, кто задумывался об Империи

В современной российской фантастике, среди дешевых книг в ярких обложках со звездолетами и космическими чудищами можно найти удивительные вещи. Пример тому – произведение Романа Злотникова «Империя». Дочитайте рецензию (а также книгу) до конца, пусть вас не смущает обложка, качество издания и даже стиль изложения. Очень интересно.

ЦЕЛЬ — АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ

Начнем с главного.

Это книга о развитии России. Жанр – сочетание жесткого fiction с размышлениями об устройстве современного мира, в котором живут и действуют герои.

Некая сила хочет уберечь человечество от третьей мировой войны. Для этого необходимо радикально изменить политический ландшафт, а именно объединить человечество в рамках одного государства с монархической формой правления. Только такая концентрация ресурсов позволит цивилизации совершить прорыв и выйти в новое политическое пространство – межгалактическое. «Только империя может обеспечить максимальные экспансионистские возможности», — пишет Роман Злотников.

Поскольку фантастика часто бывает вдохновляющей, заканчивается все это довольно весело. Забегая вперед, скажу сразу: у них получится. Ну и что, спросите вы. А в чем фишка? Почему мы пишем об этой книге в журнале, посвященном гуманитарным технологиям?

А потому что главное в «Империи» не магистральная сюжетная линия, а в меру детализированное описание гуманитарнотехнологического эксперимента в масштабе одной восьмой части суши.

Повторюсь: некая сила собирается захватить власть в России (почему в России – объясню позже). Причем без использования оружия массового поражения, вооруженных конфликтов, перестрелок и погонь. Используются исключительно технологии формирования общественной связности. Плюс к тому – никаких избирательных кампаний в рамках «демократического устройства общества». У главного героя нет цели стать президентом. Он хочет быть абсолютным монархом. Задача усложняется.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ — РОССИЯ

Почему для «экспансионистского прорыва к звездам» нужно – на первом этапе – восстановить монархию в России? В предисловии присутствуют довольно обычные разговоры о том, что монархии опережают страны с иным общественным устройством по различным показателям развития. Но дело не только в этом. Чтобы осуществить значимые изменения в мире, нужен субъект, способный мыслить такими временными и пространственными масштабами, которые пока никому и не снились. И воплощать свои решения в жизнь. В романе это моделируется при помощи личного бессмертия главного героя и его соратников. Кремлевские аналитики со своими «долгосрочными прогнозами на полгода» могут отдыхать. Вообще, в романе присутствует исключительно неприятный образ «демократических властных институтов» (особенно карикатурен «последний президент России»).

О способах восстановления монархии – далее. Теперь о том, почему в России. То есть сначала в России. Предоставим слово автору.

«На Земле наберется всего лишь три, от силы пять государств, обладающих потенциалом изменения планеты, — кроме России, скажем, США, Китай, и нечто подобное можно сделать из объединенной Европы».

«Россия – просто идеальный вариант. А люди… Этих людей трудно назвать добропорядочными обывателями, но у большинства из них в душе до сих пор живы понятия чести и благородства. Возможно, именно этим и объясняется, что они смогли объединить вокруг себя столько наций и языков. И я уверен, что они еще удивят этот мир, надо только помочь им вновь обрести достоинство». Впрочем, как я уже писал, все это почти неважно. Самое интересное – это методы.

ДОРОГА К ВЛАСТИ

Главный герой – Дмитрий Иванович Ярославцев. Президент некоммерческой организации «Фонд Рюрика». По слухам, потомок Рюриковичей. Неоднократно вмешивался в историю в далеком и не очень прошлом. Харизматический лидер. Распоряжается огромными финансовыми ресурсами (в начале романа – около тридцати миллиардов долларов). Интересуется только масштабными проектами.

«Фонд Рюрика» разворачивает в России программы подготовки кадров – новой элиты новой империи. За его деятельностью пристально следят спецслужбы. И приходят в растерянность: подозрительная организация, не жалея сил и денег, работает на благо России.

Фонд инвестирует в сферы, формирующие общественную связность. А именно:

1) образование: создается университет с очень высоким качеством образования, вводится грантовая система поддержки школ;

2) армия: выпускники военного факультета идут в армию сержантами и наводят там порядок. Воссоздаются гвардейские полки: Измайловский, Преображенский и т. д. (не «декоративные» — боеспособные);

3) общественные организации: Общество молодых интеллектуалов, Союз дружин любителей исторического фехтования, Служба эскорта Его Императорского Высочества. Эти структуры воспитывают в людях бесстрашие, преданность Его Императорскому Высочеству, коммуникативную компетентность, мобильность, высокую адаптивность;

4) исследовательская сеть: огромное количество людей на территории России вовлечены в составление аналитических записок, меморандумов (подозреваю, что они занимаются и сбором компромата), описывающих ситуацию там, где они работают и живут.

Дмитрий Иванович возрождает монархическую символику и атрибутику. Условие сотрудничества с Фондом – обязательство называть Ярославцева «Ваше Высочество». «Люди должны... привыкать, что на одной восьмой части суши существует НЕКТО, к кому следует обращаться Ваше Высочество». Дальше – интереснее. Сотрудницы Службы эскорта, и не только они, приносят ему вассальную клятву, создавая (воскрешая) таким способом жизнеспособную модель общественной связности.

О ПОЛЬЗЕ ФАНТАСТИКИ

Фантастика, по мнению автора, предназначена для разговора о будущем. «Только фантастика может поставить вопросы, на которые нет однозначно достоверного, а возможен лишь статистически достоверный ответ, и вовлечь в процесс осмысления этих вопросов и поисков ответа на них огромные массы людей». Необходимое качество успешного писателя-фантаста — умение думать и писать о будущем так, чтобы возникала иллюзия реальности.

Так что не исключено, что лучшая форма политического прогноза в России – книга в жанре fiction (или fantasy, здесь различия не так важны). Всем читателям дается возможность оценить красоту замысла, изящество формулировок и новую политическую эстетику. При этом автор избегает ответственности за свои слова. Не нужно беспокоиться о том, в какой газете это лучше напечатать (все равно не возьмут, если не входишь в число «признанных политологов»), с какой политической силой тебя будут ассоциировать и т. д. Ведь это – фантастика?

Артур Роттерштайн

Дата публикации: 10:58 | 26.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.