Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/4/op/3


Хэппи-энда не будет

Потому что, откуда ж ему взяться?

«Бригада» шла по центральным российским телеканалам два раза. Потом, если я не ошибаюсь, ее повторяли по дециметровым. Наверняка вы смотрели этот фильм, поэтому я не буду пересказывать сюжет. Лучше поговорим о том, почему «Бригада» — это по-настоящему эффективный фильм. В том смысле, что эффект его воздействия на массовое сознание сложно переоценить. На сайте компании «Аватар Фильм» есть такая тема для обсуждения: «Бригада» в вашей жизни». Зрители признаются, что этот фильм сильно повлиял на них, изменив представления о хорошем и плохом, поведенческие модели и так далее. Почему это стало возможным? И каковы ключевые смыслы, для которых «Бригада» выступила носителем?

SUCCESS STORY ПО-РУССКИ

Время действия – 1989–1999. Десять лет, которые изменили в России всё. В новейшей российской истории есть «победители» и «проигравшие», выигравшие и пострадавшие от перемен. «Бригада» – фильм о тех, кто выиграл. Это полноценная success story с внутренней динамикой, яркими событиями, демонстрацией личностных особенностей привлекательных героев.

Итак, в центре сюжета – яркие, сильные личности, достоинства которых признают даже враги. Когда спецслужбы впервые обращают внимание на Сашу Белого, в оперативной сводке говорится: «У субъекта есть экстраординарные способности. Волевой стержень. Лидерские установки». Он вызывает восхищение.

Принято считать, что граждане России плохо относятся к бандитам. По крайней мере, если спрашивать людей о причинах их негативного отношения к предпринимателям, они часто высказывают предположения, что в основе любого бизнеса (любого капитала) лежат «криминальные деньги». «Бригада» убедительно доказывает, что это именно так, одновременно ненавязчиво предлагая «путь к власти и успеху», который – благодаря привлекательным героям – уже не вызывает отторжения.

Создатели фильма знали, что сама по себе демонстрация успешного и сильного человека середины 90-х может раздражать и отпугивать зрителей. Поэтому в начале сериала герои – обычные мальчишки со своими полудетскими мечтами, ошибками, заблуждениями. Их путь к успеху не так уж прост, но благодаря их личным качествам (см. далее) они все-таки «преодолевают реальность». Обратите внимание, как по ходу фильма меняется эстетика: сначала герои носят спортивные костюмы, потом длинные пальто и костюмы с галстуками. Это лучший способ показать, как меняются времена и люди. Герои постепенно взрослеют, становятся жестче, мужественнее. Появляются кожаные плащи и черные «мерседесы». Wow! Событийный и символический ряд истории 90-х годов органично обрамляет личные истории героев.

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ, ИЛИ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРОТИВ ЗАКОНА

«Дело не в том, преступал ли ты закон. Дело в том, кто ты и чего ты хочешь. Мы все хотим жить в нормальной стране. Да, каждый из нас – если не лицемерить – преступал закон. Но дело не в этом. Беззаконие в России началось сверху – с власти. Если власть продажна, в стране начинается хаос. Я хочу хаос предотвратить. Люди, которые знают меня, скажут вам: он никогда не поступал против справедливости и всегда отвечал за свои слова».

В этой цитате из обращения Саши Белого к избирателям коротко изложено его жизненное кредо. Представления о «справедливости», о «правде», которая может и противоречить закону, глубоко укоренены в российской политической культуре. В фильме эффективно используются существующие социальные стереотипы. Ценность «справедливости», основанной на внутренних, личностных убеждениях, проходит через весь сериал.

Еще один важный момент, самый, пожалуй, яркий, – это ценность «настоящей мужской дружбы», означающей невозможность предательства, вселяющей уверенность.

Ближе к середине в фильме появляются намеки на религиозность героев – очевидно, чтобы добиться полного соответствия с противоречивыми тенденциями общественного сознания.

Теперь – о союзниках и противниках (разметка социальной реальности). «Государство – это мы», – говорит Саша Белый своему куратору из ФСБ. «Мы» – это бандиты и спецслужбы, единственные субъекты реальной власти в стране. Кстати, внимательный зритель наверняка задумывался о том, что Саша Белый всегда (!) выполнял рекомендации своего куратора, даже когда это вызывало недоумение и негодование его друзей. И еще: друзья не знали о его связи с ФСБ. Это, очевидно, личная драма героя.

Результаты и последствия действий героев показаны «в смягченном виде». Разумеется, все считают, что наркотики – это плохо. Поэтому бригада занимается только транзитом наркотиков через Москву, а те, кто хочет продавать их в Москве, погибают. Продавать оружие чеченским боевикам – тоже плохо, но в итоге федеральные силы уничтожают его, а Саша Белый этому даже радуется… Все сделано для того, чтобы минимизировать в глазах зрителей вред от действий бандитов. А добрые дела и уникальные человеческие качества подчеркиваются. Перескажу один поразительный момент. Саша Белый приводит своего маленького сына в тир и спрашивает: «По какой мишени будешь стрелять, по людям или по зверушкам?» Мальчик быстро отвечает: «Нет, по людям стрелять не буду, они выполняют свою миссию, а зверушек жалко, они бедные и несчастные».

Галерея отрицательных героев также впечатляет. Бывший мент задается целью уничтожить Белого любой ценой, он готов идти на любую подлость: подбросить пистолет, устроить покушение, предать. В фильме есть и «хороший мент», но он хорош только тем, что не выдает Белого и его друзей (то есть фактически содействует бандитам).

Но, безусловно, самый неприятный образ – предприниматель. Трусливый, лживый, лишенный воли и мужества. Пиарщикам и политтехнологам тоже, как обычно, досталось. Они выглядят просто жалкими, беспринципными толстячками, говорящими заумные слова и годными только на то, чтобы воровать кассеты с компроматом.

ЧИСТО И КОНКРЕТНО: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

«Бригада» создает непротиворечивую картину мира, в которой очень комфортно жить. Герои редко задумываются о будущем; они мыслят короткими временными промежутками – максимум три месяца. Они редко (почти никогда) говорят друг с другом о своих чувствах и переживаниях. Они – в прямом смысле – люди действия. А точнее – реактивного действия. Не строя собственных планов, они реагируют на вызовы внешней среды. При этом ответ героем на вызовы внешнего мира абсолютно симметричен тому, что этот мир пытается с ними делать. Их хотят убить – они будут стрелять в ответ. Их деятельность, по сути, проста.

Этот фильм стал событием в мире российского кинематографа, жизненным открытием для тысяч молодых людей.

Решайте сами, хорошо это или плохо. Во втором случае подумайте, как можно этому противостоять. (Разумеется, надо бы снять сериал «Корпорация»… Четверо друзей детства решают заняться честным бизнесом…)

Анна Федорова

Дата публикации: 10:48 | 26.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.