Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Белые ремни купить от производителя
женские зимние костюмы



soob.ru / Архив журналов / 2003 / Политическое консультирование / Оперативный простор

Академик убедительнее клоуна


Елена Екатериничева
директор Балтийского отделения Центра политического «Никколо М» (г. Рига)
elena@volmar.lv
Версия для печати
Послать по почте

Политика слишком проста для цирка.
Однажды коллега посетовал: «Хорошо пожарным, врачам и полицейским. У них на работе есть униформа. Может, и политическим консультантам хотя бы на время выборов чего-нибудь пошить в ателье специальное? Очень трудно, понимаешь ли, правильно одеваться…» Дружно посмеявшись над возможным комплектом халата, каски и резиновой дубинки, вопрос мы решили научным способом. То есть если при светлом костюме нарядиться в синий или малиновый галстук, то носки – хотите, не хотите — придется искать синие или малиновые. И так далее.


ЦИТИРУЯ СЕБЯ

Выбирая свой комплект одежды, надо сделать по отношению к себе выбор из двух позиций. Вы кто: деловой человек или творческий работник? Придираться к определениям бессмысленно, дескать, художник типа Глазунова тоже бизнесмен, а каждый второй российский бухгалтер ведет творческую бухгалтерию. Всем ясно, что «деловой человек» в данном контексте – это тот, кто общается с заказчиком: проводит переговоры, заключает контракты и работает с финансами. Политический консультант? Да, разумеется. «Творческий работник» прежде всего закрытый креатор или тот сотрудник избирательного штаба, кто избавлен от непосредственного контакта со стороной заказчика. Это тоже консультант, но специфика нашей профессии состоит в том, что мы полдня ведем консультации у клиента в кабинете, а оставшееся время общаемся со своим компьютером или в лучшем случае с коллегами. Бессмысленно переодеваться несколько раз за день, как на курорте. Поэтому главный принцип корпоративного этикета в одежде очень прост: лучше одеться излишне строго, чем излишне свободно.

ДЕЛОВАЯ ОДЕЖДА ВАС ЗАЩИЩАЕТ

Не стоит думать, что этикет элементарно советует копировать западные бизнестрадиции. Многие ошибочно полагают, что поскольку понятия «маркетинг», «консалтинг», «брендинг» и прочие когдато обрушились на нас с Запада, то деловой этикет – это всего лишь очередной PRприем. Ничего подобного!

Смысл соблюдения делового этикета в одежде иной: когда вы правильно одеты, то успех или неудача – это последствия исключительно ваших деловых способностей, а не физических особенностей вашей внешности. Кто-то еще молод, а кто-то уже находится в «золотом возрасте». Один строен и высок, другой — полный, низенький, лысый. Ну и что? Физические особенности фигуры – это зона вашей частной жизни, в которую посторонним вход воспрещен. Зато, соблюдая принципы деловой одежды, вы выдвигаете на первое место свой талант.

СЕМЬ ОСНОВ

Есть принципы, которые вообще нельзя нарушать в своей одежде. Если ваш наряд соответствует:

1) сезону (зимнюю одежду не носим ни летом, ни осенью—весной, а летнюю, напротив, не надеваем в Новый год),

2) времени суток (утром и днем одеваемся иначе, чем поздним вечером),

3) характеру мероприятия (на работу – одна одежда, на дачу и презентации – другая),

4) вашему возрасту (это не достоинство и не порок, просто будьте объективными),

5) вашему размеру (уважаем любой),

6) одежда сшита из качественной ткани,

7) она находится в чистейшем состоянии, то вы одеты великолепно.

Но как же быть с модой? Заметьте, что понятия «модная одежда» я умышленно избегаю. Ведь как раз слишком, авангардно, абсурдно модный и мужской, и женский наряд способен нанести сокрушительный удар по вашей репутации. С модой, как с количеством выпитого французского коньяка, я советую обходиться деликатно: вполне достаточно самой актуальной расцветки ткани или пары аксессуаров, и тогда элементы моды только подчеркнут ваши хорошие – смотрите семь принципов – деловые манеры.

В ЧЕМ ИДТИ НА РАБОТУ?

Во всем мире, что для мужчин, что для женщин, единственной одеждой для работы (если речь, конечно, не идет о пахоте, китобойном промысле или плавке металла) является костюм.

Это уникальная позиция этикета, в которой нет национальных особенностей. Вы теоретически можете ссылаться на национальные особенности, скажем, при жестикуляции, в вопросах гостеприимства, относительно бережливости и манеры пить водку, но никогда и нигде, от арабских стран до США, деловой человек не имеет права игнорировать классический костюм. Какой именно – чуть ниже. Если же речь идет о платье у дам, то оно может быть только строгого (костюмного) покроя и обязательно однотонное. Впрочем в жару допустимы и легкие платья с рисунком. Но только в самую неимоверную жару!

А когда на улице + 25 по Цельсию, то это нормальная погода, а потому – опять костюм, но из легкой ткани.

В ЧЕМ НЕ НАДО ХОДИТЬ НА РАБОТУ?

Этикетом категорически запрещаются:

  • комплект джинсы+свитер;
  • юбка+джемпер;
  • брюки+свитер;
  • джинсы+майка;
  • джинсовая юбка+топик;
  • кожаный пиджак+джинсы

… Это всё – одежда либо для путешествий, либо для дачи, для похода на рынок, для воскресной прогулки, для ночного клуба. Учтите, пожалуйста, очень важный практический совет: раскройте шкаф и разделите одежду по смысловым группам.

Здесь окажется одежда для уик-энда, в вот здесь — для неофициального визита в гости (к друзьям, родителям), а это — для стадиона, а «вот в этом я пойду на юбилей партнера».

Результат обычно обескураживает: оказывается, одежда для работы, то есть ваши строгие костюмы (сорочки и блузки пока не в счет), занимает минимальную часть гардероба! И хотя «работа» поедает львиную долю времени вашей жизни, такая картина типична.

Впрочем, расстраиваться не стоит – теперь вы точно знаете, что именно и зачем надо искать и покупать, покупать и носить.

«НЕТ, Я — ТВОРЧЕСКИЙ ТАКОЙ»

Однако бывают случаи, когда политический консультант точно знает: сегодня контакта с клиентом не будет. «Нынче я — творческий работник», — решает он и надевает старый любимый свитер и джинсы с дырками от Dolce&Gabanna. Типичные мотивации: «Мне удобно, я привык, в нашем кругу все так одеваются, дорого, продвинуто» и прочая.

Друзья, это иллюзия! Поблажка этикета лицам творческих профессий состоит вовсе не в том, чтобы узаконить неряшливость. Вам разрешается не носить костюм, но пиджак никто снимать не позволял. Путь кожаный, пусть в клеточку, пусть с джемпером вместо рубашки, пусть с джинсами, но без пиджака вы — все равно что дама в одном белье.

Творческим дамам: вам позволено теоретически всё, а практически такой «свободной» одежды, которая способна сделать вас элегантной, очень мало. Поэтому лучше «спасать» свою фигуру в хорошем деловом костюме и спокойно писать креативный текст.

 

И КОСТЮМЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ

Слава Богу, малиновые и зеленые пиджаки (а также золотые печатки и гигантские «роллексы») остались нынче в анекдотах.

Но что такое классический мужской костюм? Это однотонная «двойка» синего, серого и черного цвета. Учтите, что хороший тон велит менеджерам среднего и высшего звена носить на работу только такой костюм.

Впрочем, владелец бизнеса может себе позволить костюм-«тройку», то есть с жилетом, плюс ему можно надевать костюм «в полоску» или «клетку». Замечу, что в рабочее время «полоски» не должны быть слишком заметными даже у губернатора. Сорочка для всех днем всегда светлая, лучше всего ослепительно белая, можно голубая, серая или бежевая. Галстук – с неброским рисунком, обязательно подходящий по тону к костюму.

Последние несколько лет политконсультанты начали носить на работу костюмы известных брендов – Versace, Gucci и прочих знаменитых модельеров, работающих в области высокой моды.

Господа, это не деловые костюмы! Они замечательные, их, если позволяют средства, непременно надо покупать, но предназначение этих костюмов вечернее – клубы, презентации и приемы. У них совершенно не тот покрой, иные пропорции, аксессуары (одни пуговицы с «медузой» от Versace какие забавные!), а потому этикет всегда рекомендовал в дневное рабочее время придерживаться классических спокойных костюмов. Их стоимость довольно обширная – от 200 до 1000 евро, так что я рекомендую заполнять свой гардероб именно «классикой».

Однако среди брендов деловых костюмов тоже есть свои безусловные лидеры. Это Brioni (их носят, например, премьер-министр Великобритании Тони Блэр и Президент России Владимир Путин), Kiton (Борис Березовский), Ermenegildo Zegna и Francesco Smalto (клан Кеннеди, включая Джона). Стоимость костюмов этих марок – от 3,5 до 5 тыс. евро, сшитые на заказ – еще на 20 % дороже.

ГАЛСТУК: «УДАВКА» ИЛИ УКРАШЕНИЕ?

Очень распространенной психологической ошибкой является первое отношение мужчин к галстуку. Когда вы перестанете относиться к нему как к рудименту вроде аппендикса, то сразу поймете, что именно галстук является визуальной «осью» вашего костюма, на которой фокусируется внимание других людей. Здесь надо заметить, что мои клиенты, например, в RMS часто требуют дополнительных пояснений. Что такое подходящий галстук?

Во-первых, этикетом категорически запрещено надевать галстук светлее сорочки. Скажем, если она темно-серая, то светло-серый галстук – это не на работу, а на вечеринку, господа. Вам, должно быть, известны примеры, когда консультант упорно носил днем темные рубашки и светлые галстуки, а потом обнаруживал у себя бандитскую репутацию.

Во-вторых, при конкретном выборе цвета галстука любой человек со вкусом бессознательно ориентируется по двум направлениям: он носит галстук, подобранный по принципу «гармонии» либо по принципу «контраста».

Простой пример: серое с синим – это гармония, серое с красным – это контраст. Оба сочетания — правильные, что может ответственно подтвердить ваш ребенок, обучающийся в художественной школе. А вот сочетание серого с зеленым – это авангард, на работе совершенно неприличный.

ПРОЕКТ НАШЕГО СВОДА ЗАКОНОВ

1. Два дня подряд в одном и том же ходить нельзя! Если тот же костюм, то другая блузка. У мужчин другой галстук и, само собой, свежая рубашка. Иначе будет выглядеть, что вы либо не ночуете дома, либо не стираете свою одежду. И то и другое – крайне дурной тон.

2. Мужской рубашке – вообще отдельное внимание. Англичане называют воротничок рубашки с галстуком «главной зоной стиля». Здесь речь идет о состоянии воротничка. Даже если рубашка постирана и выглажена, но воротничок и манжеты – из-за времени, наверное, или из-за качества ткани – выглядят мятыми, то этой рубашке на вас не место. Дамские блузки точно так же отслеживаем по манжетам и воротничку.

3. Мужской галстук по длине должен на два сантиметра прикрывать ремень брюк.

4. Нижняя пуговица на мужском пиджаке не застегивается никогда. Женский пиджак при любых обстоятельствах застегнут полностью.

5. Цвет ремня на мужских брюках должен совпадать с цветом ботинок.

6. Мужская деловая обувьв 90 % случаев – черная. Коричневую обувь джентльмен может позволить себе только летом – со светлыми костюмами или на загородной прогулке.

7. С носками так: с черной обувью (повторяю, почти всегда) – носки тоже черные, то есть соответствуют цвету обуви. С коричневыми ботинками цвет носков равняется цвету галстука. Не брюк, как многие ошибочно считают, а именно цвету галстука, но поскольку со светлыми костюмами и коричневыми ботинками ничего, кроме светло-серых галстуков, и надеть-то невозможно, то в этом случае носки тоже покупаются серого цвета. Хотя как сказать! Если при светлом костюме нарядиться в синий или малиновый галстук, то носки – хотите, не хотите — придется искать синие или малиновые.

8. Еще про носки: извините, пожалуйста, но если на мужских носках обнаружилась хоть малейшая дырочка, то их носить больше нельзя. То же самое этикет говорит о чулках и колготках (вспомните шутку (?) Михаила Задорнова о «советской женщине, которая бережет рваные колготки, чтобы надеть их под брюки на субботник»).

9. Цвет пряжки мужского ремня должен соответствовать цвету часового браслета, а у женщин – металлические части сумочки должны совпадать по тону – золото или серебро – с украшениями.

10. Разумеется, одновременно золотые и серебряные украшения надевать нельзя. Белое золото с желтым, красным и зеленым золотом — пожалуйста. Для страстных любительниц серебра – да, этикет вполне позволяет вам его носить в отдельном качестве, но я напомню лишь одно правило старых времен: не следует серебро носить, потому что с него надо есть.

11. Дурной тон — надевать при всех обстоятельствах одни и те же часы. С часами ситуация точно такая, как с одеждой вообще, — есть офисные (деловые), есть спортивные, есть для дачи или путешествий, а есть часы для приемов. Я знаю, что большинству пока трудно понять и тем более привыкнуть к этому требованию хороших манер, но вспомните, пожалуйста, что пятнадцать лет назад мало кто из нас разбирался в иностранных автомобилях или электронике. Нынче даже сельский школьник знает толк в этих направлениях. С часами так же – еще немного, и мы на себе почувствуем неуместность одних и тех же часов «на все случаи жизни».

12. На работе дама никогда не снимает пиджак. Мужчина может его снять при двух условиях: он находится за своим рабочим столом и спросил разрешения у женщин-коллег. Если мужчину, сидящего без пиджака, вызвали в соседний кабинет, надо, господа, одеться.

13. Чистый тканевый носовой платок и у дам (в сумочке, батистовый, надушенный), и у джентльменов (в кармане брюк) – обязательный элемент гардероба. Бумажные платочки уместны только во время простуды.

14. Куртка, даже самая дорогая, не относится к разряду деловой одежды. Ее надевают только на уик-энды и на даче.

15. Пальто: чем длиннее, тем респектабельнее. У мужчин длина пальто – ниже колен, у дам – или ниже колен, или до щиколотки.

16. Когда надевают перчатки, то надо надевать и головной убор. Тот, кто носит перчатки с непокрытой головой (я, признаюсь, тоже так иногда делаю изза балтийского климата), сознательно нарушает этикет.

17. Сменная обувь на работе – это очень хороший тон. Я знаю много примеров, когда требование носить в офисе туфли зимой являлось требованием служебного контракта. При этом дамам надо помнить, что босоножки как жанр на работе всегда неуместны и даже в жару у босоножек могут быть открыты только либо пятка, либо носок. Шлепанцы, сабо и кроссовки приберегите для пляжа и дачи.

18. Ни при каких обстоятельствах деловая дама не обнажает ни ноги (миниюбка или просто голые), ни руки (сарафаны и платья без рукавов), 19. Цветные колготки – черные в том числе – просто дурной тон или знак принадлежности к совсем иной профессии.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Политическое консультирование
Концепт
Мы рождены, чтоб сказку сделать... чем?
Дмитрий Петров
О предназначении политических консультантов
Ефим Островский
Message - больше, чем деньги
Дик Моррисс
Профессиональной гордости политконсультантов
Алексей Ситников
Золотой век еще не наступил
Андрей Булычев
Апрельские тезисы
Олег Матвейчев
Политика между выборами
Андрей Полосин
По ту сторону классического политконсалтинга
Юлия Мишкинене
Сообщения
Глеб Павловский поучил партийных стратегов программы писать да родину любить
Партийный шпионаж как элемент политических технологий
Подведены итоги конкурса «Хрустальный Апельсин»
Серия изданий фонда «Либеральная миссия» представлена народу. На «Улице Оги»
Дизайн, реклама и … песок
Власти приморья обсудили роль СМИ в формировании стратегии края
Агентство Р.И.М. устроит РАРА шикарный день рождения
Кегли в банк!
Практика
Тринадцать способов проиграть выборы
Игорь Минтусов
Мы будем спокойно стоять на правом фланге
Алексей Кара-Мурза
Общество не нужно зажигать
Владимир Мединский
Левый выбор
Владимир Акимов
Партии против политконсультантов
Юлия Наумова
Имидж — ничто, репутация — уже кое-что.
Александр Сегал
Консультант не равен эксперту. И наоборот
Михаил Кутузов
О прелестях политических интернет-технологий
Александр Ковалев
СМИ и выборы — нищета без блеска
Андрей Тимонов
Оперативный простор
Академик убедительнее клоуна
Елена Екатериничева
Вновь научиться верить в победу!
Дмитрий Зеленин
Время креакратии
Андрей Двоскин
Хэппи-энда не будет
Дзен-эффективность
Про женщини мужчин
Лeгкий мазок наивного гения
Категорический императив


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.