Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/4/concept/6


Политика между выборами

Или политические конструкты.
К сожалению, в последнее десятилетие все, что связано с политикой, рассматривается исключительно в плоскости выборов. В России, как и во всем мире, политическая позиция той или иной партии имеет очень небольшое значение. Чаще выбирают какого-то конкретного человека. Доверие к политической партии всегда обусловлено доверием к конкретному политику, а вовсе не приверженностью политической идее. Впрочем, многие с этим не согласны.

ЛЕВЫЕ — НАПРАВО, И НАОБОРОТ

Понятие политической платформы в России – фикция, и единственное исключение – это СПС. Партия сформирована как сугубо правая, и все об этом знают. СПС была призвана поднять именно политизированный правый электорат и выдвигала соответствующие правые идеи. Но если взять период предвыборной кампании, то наряду с ультраправыми лозунгами типа: «Ты прав» использовались вполне «левацкие» лозунги, связанные с социальной защитой и прочими социальными «мульками».

Нынешний политический расклад – это вообще шедевр. Достаточно посмотреть на политическое поле, которое тщательно конструируется перед новыми выборами. Есть «центр», не несущий никакой идеологической нагрузки. Центристская партия «Единая Россия», сформированная из ОВР и «Единства», не транслирует никакой идеологии, кроме идеологии партии власти. Это чиновники, у которых вообще нет никакой политической ориентации.

Реальное политическое поле формируется не во время выборов, а в промежутке между ними. Левые сейчас находятся в процессе конструирования. Огромное количество социалистов, которые не готовы примкнуть ни к левому, ни к правому крылу. Умеренно левая, так сказать, «розовая» позиция в России отсутствует. Казалось бы, появляются такие замечательные названия, как «Партия стабильности», «Партия жизни». Вдруг, неожиданно оказывается, что социал-демократы должны стать левой партией. И товарищ Титов делает соответствующие заявления по TV, как будто он страшно «левый», просто левее коммунистов.

ПОРА ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ С ОРИЕНТАЦИЕЙ

Идеологические ниши в стране начинают постепенно заполняться. Кроме личных качеств политику теперь еще требуется некая идеологическая позиция. Как сказал в одном из выступлений президент Владимир Путин, люди должны выбирать не только человека, но и политическую позицию, которую он разделяет. Это говорит о том, что в России все-таки началось политическое позиционирование, которое является первым этапом развития политической системы. Политические лидеры начинают занимать позиции в соответствии с названием своих партий. Например, Аграрная партия России, заявляя о своем выходе из коммунистического блока, определяет себе нишу в «розовом секторе».

Политическое пространство регулируется уже не только в момент выборов, но и в преддверии их. Партии определяются со своим позиционированием не во время избирательной компании, а во время подготовки к ней. Это вторая стадия развития политической системы.

Многочисленные заявления партийных лидеров доказывают, что процесс структурирования политического поля начался за год до выборов. До сих пор политические лидеры и партии были заняты другим: «засветкой» своих лидеров. Каждый политик стремился к ней вне зависимости от своей политической принадлежности.

Если в 1995—1996 годы вложением денег в избирательные кампании были озабочены только те политики, которые еще не находились у власти, то сегодня деньги в них вкладывают практически все политики, находящиеся во власти. Так что девизом третьего этапа развития политической системы, похоже, станет фраза: «Выборы начинаются на следующий день после избрания».

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

Победив на выборах, новому губернатору неизбежно приходится выстраивать собственный административный аппарат. Это очень непросто, поскольку любая подобная структура обладает большой косностью и изо всех сил стремится к сохранению статус-кво. Руководитель вынужден либо работать со старым аппаратом, либо менять его. Очень многие политики приходят к тому, что создают дополнительные структуры, не меняя аппарата: общественные советы, союзы предпринимателей и другие органы. В этот процесс довольно часто втягиваются люди, ранее находившиеся в оппозиции по отношению к этому кандидату. Таким образом, губернаторы решают задачу по интеграции различных сил в регионах. Есть губернаторы-коммунисты, есть правые, но для менеджера вопрос политической позиции большого значения не имеет.

Другой сценарий, по которому сейчас работают региональные лидеры, – это схема сплочения против кого-либо ради достижения определенной цели. Это достаточно тонкая, индивидуальная политика в английском стиле, основанная на частных договоренностях. Очень часто используется сплочение оппозиции против федеральных сил. Другой вариант – оппозиция против внутренней оппозиции. В такие игры в регионе играет практически любой руководитель.

Очень много было губернаторов, которые начинали заниматься федеральной политикой и к моменту следующих выборов оказывались недееспособными. Административная машина не в состоянии проявить гибкость при решении сложных задач. Экономические и социальные показатели, возможно, поддерживаются на каком-то уровне, но серьезных улучшений в жизни людей не происходит. То, что называется поддержанием связей с общественностью, включая агитацию в СМИ, становится настолько низкокачественным, что население уже не доверяет этой машине, и к моменту новых выборов губернатор оказывается несостоятельным.

Есть примеры других губернаторов, которые четко выстраивают политический процесс, становятся хорошими политиками английского типа. Они легко разруливают ситуации на региональном уровне, налаживают отношения с федеральным центром, организуют работу административной машины, создают дополнительные механизмы влияния. Такие губернаторы способны удержаться во власти и во второй раз одержать победу на выборах.

Для этого не нужно быть гением или обладать суперхаризмой, но объем решаемых вопросов должен быть достаточно большим, иначе губернатор оказывается в клубке проблем, в которых он не может разобраться. Перечисленные факторы составляют единую систему, поэтому гипертрофированное развитие одного из них приводит к тому, что ослабевает работа по другим направлениям. Таким образом, губернатор должен быть одновременно и менеджером, и специалистом по связям с общественностью.

О ПОЛИТТЕХНОЛОГАХ

Работа политтехнолога сегодня связана в основном с избирательными кампаниями. Из политиков пока только единицы могут похвастаться тем, что начинают подготовку к выборам сразу после избрания. Даже после победы Путина на президентских выборах был некоторый буферный период, когда ни о чем, кроме самой победы, не сообщалось. В этот период создавалась команда, а потом уже все остальные институты. Вообще-то систематическая и хорошо спланированная работа по формированию имиджа президента и по урегулированию общей ситуации ведется непрерывно с 1999 года. Год до выборов для большинства избирателей слишком долгий срок. Создающаяся для них картинка однозначно воспринимается как доказательство активной деятельности президента, направленной на улучшение жизни в стране.

Следуя примеру президента, многие политики наконец-то начали задумываться о необходимости постоянной работы по выстраиванию имиджа. Браться за нее должны только профессионалы. Похоже, будущее есть только у той части политиков, которая возьмет эту идею на вооружение и будет вести активную работу над своим политическим имиджем непосредственно после выборов.

Пока в российской практике немного примеров, когда политтехнолог работает с политическим лидером вне избирательного процесса. В России традиционно отсутствует осознание необходимости инвестировать в профессиональные навыки, знания и менеджмент. Расчет делается на то, что до очередных выборов удастся подсобрать финансовый резерв и вложить его непосредственно в избирательную кампанию. В нужный момент придут политтехнологи и за короткий период времени решат все проблемы. Эта модель взаимоотношений между политиками и политтехнологами будет работать до тех пор, пока не наступит третья стадия развития политической системы, пока не придет осознание, что политика — это далеко не одни избирательные кампании. Лидер должен работать постоянно. А выборы – это только маленький эпизод подтверждения его политической состоятельности.

Дата публикации: 09:13 | 26.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.