Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Политическое консультирование / Концепт

Политика между выборами


Андрей Полосин
директор Агентства профессионального менеджмента и консалтинга
a-polosin@apmk.ru
Версия для печати
Послать по почте

Или политические конструкты.
К сожалению, в последнее десятилетие все, что связано с политикой, рассматривается исключительно в плоскости выборов. В России, как и во всем мире, политическая позиция той или иной партии имеет очень небольшое значение. Чаще выбирают какого-то конкретного человека. Доверие к политической партии всегда обусловлено доверием к конкретному политику, а вовсе не приверженностью политической идее. Впрочем, многие с этим не согласны.


ЛЕВЫЕ — НАПРАВО, И НАОБОРОТ

Понятие политической платформы в России – фикция, и единственное исключение – это СПС. Партия сформирована как сугубо правая, и все об этом знают. СПС была призвана поднять именно политизированный правый электорат и выдвигала соответствующие правые идеи. Но если взять период предвыборной кампании, то наряду с ультраправыми лозунгами типа: «Ты прав» использовались вполне «левацкие» лозунги, связанные с социальной защитой и прочими социальными «мульками».

Нынешний политический расклад – это вообще шедевр. Достаточно посмотреть на политическое поле, которое тщательно конструируется перед новыми выборами. Есть «центр», не несущий никакой идеологической нагрузки. Центристская партия «Единая Россия», сформированная из ОВР и «Единства», не транслирует никакой идеологии, кроме идеологии партии власти. Это чиновники, у которых вообще нет никакой политической ориентации.

Реальное политическое поле формируется не во время выборов, а в промежутке между ними. Левые сейчас находятся в процессе конструирования. Огромное количество социалистов, которые не готовы примкнуть ни к левому, ни к правому крылу. Умеренно левая, так сказать, «розовая» позиция в России отсутствует. Казалось бы, появляются такие замечательные названия, как «Партия стабильности», «Партия жизни». Вдруг, неожиданно оказывается, что социал-демократы должны стать левой партией. И товарищ Титов делает соответствующие заявления по TV, как будто он страшно «левый», просто левее коммунистов.

ПОРА ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ С ОРИЕНТАЦИЕЙ

Идеологические ниши в стране начинают постепенно заполняться. Кроме личных качеств политику теперь еще требуется некая идеологическая позиция. Как сказал в одном из выступлений президент Владимир Путин, люди должны выбирать не только человека, но и политическую позицию, которую он разделяет. Это говорит о том, что в России все-таки началось политическое позиционирование, которое является первым этапом развития политической системы. Политические лидеры начинают занимать позиции в соответствии с названием своих партий. Например, Аграрная партия России, заявляя о своем выходе из коммунистического блока, определяет себе нишу в «розовом секторе».

Политическое пространство регулируется уже не только в момент выборов, но и в преддверии их. Партии определяются со своим позиционированием не во время избирательной компании, а во время подготовки к ней. Это вторая стадия развития политической системы.

Многочисленные заявления партийных лидеров доказывают, что процесс структурирования политического поля начался за год до выборов. До сих пор политические лидеры и партии были заняты другим: «засветкой» своих лидеров. Каждый политик стремился к ней вне зависимости от своей политической принадлежности.

Если в 1995—1996 годы вложением денег в избирательные кампании были озабочены только те политики, которые еще не находились у власти, то сегодня деньги в них вкладывают практически все политики, находящиеся во власти. Так что девизом третьего этапа развития политической системы, похоже, станет фраза: «Выборы начинаются на следующий день после избрания».

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

Победив на выборах, новому губернатору неизбежно приходится выстраивать собственный административный аппарат. Это очень непросто, поскольку любая подобная структура обладает большой косностью и изо всех сил стремится к сохранению статус-кво. Руководитель вынужден либо работать со старым аппаратом, либо менять его. Очень многие политики приходят к тому, что создают дополнительные структуры, не меняя аппарата: общественные советы, союзы предпринимателей и другие органы. В этот процесс довольно часто втягиваются люди, ранее находившиеся в оппозиции по отношению к этому кандидату. Таким образом, губернаторы решают задачу по интеграции различных сил в регионах. Есть губернаторы-коммунисты, есть правые, но для менеджера вопрос политической позиции большого значения не имеет.

Другой сценарий, по которому сейчас работают региональные лидеры, – это схема сплочения против кого-либо ради достижения определенной цели. Это достаточно тонкая, индивидуальная политика в английском стиле, основанная на частных договоренностях. Очень часто используется сплочение оппозиции против федеральных сил. Другой вариант – оппозиция против внутренней оппозиции. В такие игры в регионе играет практически любой руководитель.

Очень много было губернаторов, которые начинали заниматься федеральной политикой и к моменту следующих выборов оказывались недееспособными. Административная машина не в состоянии проявить гибкость при решении сложных задач. Экономические и социальные показатели, возможно, поддерживаются на каком-то уровне, но серьезных улучшений в жизни людей не происходит. То, что называется поддержанием связей с общественностью, включая агитацию в СМИ, становится настолько низкокачественным, что население уже не доверяет этой машине, и к моменту новых выборов губернатор оказывается несостоятельным.

Есть примеры других губернаторов, которые четко выстраивают политический процесс, становятся хорошими политиками английского типа. Они легко разруливают ситуации на региональном уровне, налаживают отношения с федеральным центром, организуют работу административной машины, создают дополнительные механизмы влияния. Такие губернаторы способны удержаться во власти и во второй раз одержать победу на выборах.

Для этого не нужно быть гением или обладать суперхаризмой, но объем решаемых вопросов должен быть достаточно большим, иначе губернатор оказывается в клубке проблем, в которых он не может разобраться. Перечисленные факторы составляют единую систему, поэтому гипертрофированное развитие одного из них приводит к тому, что ослабевает работа по другим направлениям. Таким образом, губернатор должен быть одновременно и менеджером, и специалистом по связям с общественностью.

О ПОЛИТТЕХНОЛОГАХ

Работа политтехнолога сегодня связана в основном с избирательными кампаниями. Из политиков пока только единицы могут похвастаться тем, что начинают подготовку к выборам сразу после избрания. Даже после победы Путина на президентских выборах был некоторый буферный период, когда ни о чем, кроме самой победы, не сообщалось. В этот период создавалась команда, а потом уже все остальные институты. Вообще-то систематическая и хорошо спланированная работа по формированию имиджа президента и по урегулированию общей ситуации ведется непрерывно с 1999 года. Год до выборов для большинства избирателей слишком долгий срок. Создающаяся для них картинка однозначно воспринимается как доказательство активной деятельности президента, направленной на улучшение жизни в стране.

Следуя примеру президента, многие политики наконец-то начали задумываться о необходимости постоянной работы по выстраиванию имиджа. Браться за нее должны только профессионалы. Похоже, будущее есть только у той части политиков, которая возьмет эту идею на вооружение и будет вести активную работу над своим политическим имиджем непосредственно после выборов.

Пока в российской практике немного примеров, когда политтехнолог работает с политическим лидером вне избирательного процесса. В России традиционно отсутствует осознание необходимости инвестировать в профессиональные навыки, знания и менеджмент. Расчет делается на то, что до очередных выборов удастся подсобрать финансовый резерв и вложить его непосредственно в избирательную кампанию. В нужный момент придут политтехнологи и за короткий период времени решат все проблемы. Эта модель взаимоотношений между политиками и политтехнологами будет работать до тех пор, пока не наступит третья стадия развития политической системы, пока не придет осознание, что политика — это далеко не одни избирательные кампании. Лидер должен работать постоянно. А выборы – это только маленький эпизод подтверждения его политической состоятельности.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Политическое консультирование
Концепт
Мы рождены, чтоб сказку сделать... чем?
Дмитрий Петров
О предназначении политических консультантов
Ефим Островский
Message - больше, чем деньги
Дик Моррисс
Профессиональной гордости политконсультантов
Алексей Ситников
Золотой век еще не наступил
Андрей Булычев
Апрельские тезисы
Олег Матвейчев
Политика между выборами
Андрей Полосин
По ту сторону классического политконсалтинга
Юлия Мишкинене
Сообщения
Глеб Павловский поучил партийных стратегов программы писать да родину любить
Партийный шпионаж как элемент политических технологий
Подведены итоги конкурса «Хрустальный Апельсин»
Серия изданий фонда «Либеральная миссия» представлена народу. На «Улице Оги»
Дизайн, реклама и … песок
Власти приморья обсудили роль СМИ в формировании стратегии края
Агентство Р.И.М. устроит РАРА шикарный день рождения
Кегли в банк!
Практика
Тринадцать способов проиграть выборы
Игорь Минтусов
Мы будем спокойно стоять на правом фланге
Алексей Кара-Мурза
Общество не нужно зажигать
Владимир Мединский
Левый выбор
Владимир Акимов
Партии против политконсультантов
Юлия Наумова
Имидж — ничто, репутация — уже кое-что.
Александр Сегал
Консультант не равен эксперту. И наоборот
Михаил Кутузов
О прелестях политических интернет-технологий
Александр Ковалев
СМИ и выборы — нищета без блеска
Андрей Тимонов
Оперативный простор
Академик убедительнее клоуна
Елена Екатериничева
Вновь научиться верить в победу!
Дмитрий Зеленин
Время креакратии
Андрей Двоскин
Хэппи-энда не будет
Дзен-эффективность
Про женщини мужчин
Лeгкий мазок наивного гения
Категорический императив


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.