Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/4/concept/5


Апрельские тезисы

О кризисе политического консалтинга и о том, как с ним бороться.
О кризисе отрасли сегодня не говорит только ленивый. Но зачастую его истоки ищут не там, где они на самом деле находятся. Говорят о черном PR, о непрофессионализме консультантов, о противостоянии московских и региональных команд и т.д. На наш взгляд, все это попытки легко найти ответы на сложные вопросы, вставшие перед сообществом консультантов.

"СВЕТЛЫЕ ВРЕМЕНА"

Счастливой эрой политического консалтинга был период с 1991 по 1997 год. До того об этой профессии и о подобных услугах клиенты не знали вообще.

Любопытно, что после завершения указанного периода клиенты, узнавшие многое и о профессии, и об услугах, стали считать, что услуги эти не представляют собой ничего необычного и стоят недорого. В названный же период они смотрели на консультантов как на богов и кудесников, которым под силу любое электоральное чудо. То в одном, то в другом месте тогда появлялись зримые результаты работы политконсультантов.

То вдруг внезапно проигрывал выборы политик, позиции которого казались незыблемыми, то внезапно выигрывала никому не известная "темная лошадка". А самое главное, власть начала предоставлять возможности.

Дух захватывает, как вспомнишь, что за какой-нибудь миллион долларов можно было стать главой субъекта Федерации и поучаствовать и в приватизации, и в залоговых аукционах, и в заказных банкротствах миллиардодолларовых предприятий!

Это сейчас, например, Владимир Потанин говорит, что "политика – это геморрой", но он, как и все другие супербизнесмены, получил и сохранил все, что имеет, прежде всего благодаря присутствию в политическом пространстве, благодаря лоббизму, занятию государственных должностей, связям в государственных структурах.

Было время, когда политика являлась одним из наиболее рентабельных денежных вложений. Шел дележ огромного пирога – одной из крупнейших в мире экономик. Соответствующими были и гонорары консультантов. Да жалко, что ли, дать сто тысяч фирме, которая провела тебя в губернаторы за миллион и обеспечила тем самым доступ к сотням миллионов?

Этот период нашей профессиональной истории связан с именами крупных московских консалтинговых фирм, таких, как "Никколо М", "ИМИДЖКонтакт", "НОВОКОМ", группа Островского и ряд других.

В регионах тоже были команды, но они обслуживали скромные по масштабам выборы мэров и депутатов местного уровня, а на крупные выборы всероссийского значения приглашались названными грандами в качестве субподрядчиков. Все-таки в России и политика, и финансы на 80 % живут в Москве.

КРИЗИС ПОДКРАЛСЯ НЕЗАМЕТНО

Естественно, долго просуществовать такой "консультантский рай" не мог. Тому было несколько причин. Во-первых, делить страну бесконечно невозможно. Основные кланы сложились, и теперь уже ведут только позиционные бои. Начиная же с воцарения Владимира Путина ощущение стабилизации и постепенное затвердевание прежних текучих форм становится с каждым месяцем все заметнее.

Во-вторых, как и на всякий растущий рынок, в эту сферу хлынуло такое количество как профессионалов, так и шарлатанов, что конкуренция обострилась до неприличия. Десять лет беспрерывного выборного процесса породили много опытных кадров. Да и вузы, как никогда, чутко среагировали на спрос. Сегодня в России пиарщиков выпускают больше, чем юристов. Естественно, по законам спроса и предложения, цены в отрасли упали. Рынок из растущего стал стагнирующим.

К удивлению многих, поиск виноватых привел к тому, что вина за кризис была возложена на большое количество непрофессионалов, пришедших в эту среду из смежных областей. Странно! Ведь и раньше – в середине 90-х – в консалтинг приходили люди "без опыта работы" и из смежных областей, а отрасль росла и о кризисе речи не было. Можно, конечно, утверждать, что несколько лет ушло на то, чтобы распознать и изобличить недобросовестных шарлатанов. И это отчасти верно. Но верно и то, что за эти годы многие талантливые непрофессионалы, набравшись опыта и знаний, стали настоящими мастерами своего дела.

Причем все читали одни и те же книги, у всех схожий опыт, у каждого есть возможность узнать, что происходило там, где его самого не было… Сегодня консультанты отличаются друг от друга лишь степенью раскрученности и масштабности компании.

Когда клиент имеет дело сначала с нераскрученным, а потом с раскрученным консультантом, он убеждается, что разница между ними невелика. И тогда он снижает ценовую планку и платит либо "среднюю" цену, либо минимальную.

Кстати, думается, что именно поэтому о кризисе в консалтинге больше прочих говорят сегодня очень раскрученные фирмы. Но дело не только в этом. Когда-то, начиная с середины 90-х годов и вплоть до эпохи "путинской России", консультанты были тем довеском, который решал судьбу кампании. Тогда сплошь и рядом случалось, что некий политик при больших ресурсах проигрывал только потому, что не приглашал консультантов.

Сейчас консультанты есть у всех. Но качество их работы, как было сказано, примерно одинаково. И опять судьбу выборов стали решать материальные или властные ресурсы. Это значит, что роль консультантов обесценилась, что отразилось и на уважении к профессии, и на гонорарах. Выход из этой непростой ситуации может быть только в том, что какая-то часть консультантов начнет предлагать другие услуги, позиционировать себя по-другому, будет стремиться создавать новый рынок. Но речь идет не просто и не только о других услугах и другом рынке (сейчас есть попытки продать то же самое под другими названиями). Целью является создание комплекса инструментов и факторов, способных снова обеспечивать решающий перевес в кампаниях.

ВСЁ ОЧЕНЬ НЕПРОСТО, ОДНАКО

Но! Дело осложняется неким процессом, о котором мы уже упомянули выше. А именно: эпоха большой дележки кончилась, политика как таковая перестала быть сверхприбыльным бизнесом. И это означает, что участники рынка лишились тех сверхдоходов, которые они имели 5—10 лет назад. Это надлежит понять, выучить наизусть и исходить из этого при дальнейшем принятии решений.

В частности, о планах борьбы с конкурентами. При такой жесткой конкуренции, при таком перенасыщенном рынке, как сегодня, у многих возникает искушение заняться дискредитацией участников рынка. И первыми тут тон стали задавать окрепшие региональные компании. Они еще уверены, что, как в прежние времена, сливки достаются Большим Московским Брендам, и начинают претендовать на свою часть пирога. Возникло разделение на "москвичей" и "регионалов". Причем"москвичей" в этой оппозиции многие "регионалы" стремились намеренно представить как исключительно неэффективных и дорогих рвачей.

В свою очередь, "москвичи", которым стало казаться, что все заказы, деньги уходят к "парням с рабочих окраин", застолбили за "регионалами" название "черных и грязных", нецивилизованных пиарщиков…. А ведь всего-то еще за 5 лет до того все жили мирно! И проблема-то возникла не потому, что кто-то стал присваивать себе большую часть пирога, не потому что выросло число едоков, а потому, что пирог стал меньше!

Все эти разделения на "черных" и "белых", на "москвичей" и "регионалов" на самом деле просто фикция – концепты, порожденные конкурентной борьбой между консультантами, а вовсе не сущностью вещей. За этими этикетками ничего не стоит. Все консультанты на самом деле живут в самолетах, и "их адрес — Советский Союз". Методы работы и прочее, как было сказано выше, тоже схожи. По принципу. И когда какой-нибудь прыткий пиарщик из Костромы заявляет, что он разгромил на выборах "Никколо М", то надо еще спросить, а не по учебникам ли того же "Никколо М" он учился. Как не обидно это слышать так называемым "регионалам", которые якобы "громят" всех "москвичей", но почти никто из них не создал новых методов, новых парадигм, нового дискурса, новой практики, которые в свое время создали нынешние капитаны нашего бизнеса (за исключением разве что "уральской школы").

Все мы выросли из семинаров Островского и Щедровицкого, из учебников Егорова и Минтусова, Кошмарова и кейсов Ситникова. А на лидерство в этом бизнесе может претендовать лишь тот, кто найдет новую парадигму, создаст новый дискурс и откроет новый рынок услуг. Клеймить кого-то в статьях, препираться на семинарах – занятие недостойное. Если ты что-то значишь, докажи это на деле!

НЕМНОГО О ТИХИХ БОМБАХ

Сегодня в элитах развернулась нелепая дискуссия об эффективности политического консультирования. Говорят даже о каком-то "конце консалтинга", "конце PR", "конце этого шарлатанства"…

Представим себе пожилого японца где-нибудь в Хиросиме, который бы рассуждал примерно так: "Не знаю я про эти атомные бомбы, говорят-говорят, а я их не видел…" При этом вторая голова ему бы поддакивала: "Да, да, возможно они есть эти атомные бомбы, но вот эффективность их явно преувеличена…"

Да, прежняя Россия разгромлена во многом благодаря консалтингу и PR! Итог действия информационных бомб именно таков, те же самые разрушения (поезжайте в российскую глубинку, и вы увидите кадры буквально из военной хроники – скелеты предприятий), но при этом всем кажется, что страна развалилась под действием "объективных предпосылок". Между тем говорить об этом столь же нелепо, как утверждать, что Хиросима развалилась из-за неправильных методов управления городским хозяйством.

С одной стороны, это верно. Японцы были столь же беззащитны перед атомным ударом, как и СССР перед информационной войной. Но, с другой стороны, без американцев, мягко говоря, тоже не обошлось. О роли, которую сыграли в разрушении СССР блокада высоких технологий, блокада нашего конкурентоспособного экспорта; о нефтяном предательстве ОПЕК (когда США уговорили их снизить цены и задушить нас нефтяным демпингом) и о многом другом из арсенала современной войны еще много будет написано, когда действие радиации информационных бомб пройдет и из нашей политики и СМИ исчезнут все эти мутанты-шестидесятники.

А ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВА?

Складывается впечатление, что единственное, что нам осталось (ибо прошлое не вернуть), — это извлечь уроки из своих поражений и побед.

Понимание того, что произошло со страной, родилось не из размышлений о "судьбах русской интеллигенции" и вообще не из мышления в терминах "судеб", "рока" и "объективных тенденций", "процессов" и "предпосылок". Все пришло из практики. Предвыборной практики.

Сколько раз приходилось быть свидетелем ситуации, когда один штаб из 30 человек переворачивал (пусть на время) массовое сознание какого-нибудь стотысячного N-ска. И это сравнительно легко дается не только на городском уровне. Так происходит с регионами. Так происходило со страной. Вспомните хотя бы выборы Ельцин – Зюганов.

За полгода до голосования рейтинг Ельцина был 2 %, а потом за него проголосовало большинство. Если за полгода в масштабах страны можно поменять (пусть на время) мозги 100 млн, то тем более их можно поменять за 30 лет пропаганды, денежных вложений в нашу перековку и активных суперсовременных военных действий по подрыву ресурсной базы.

Американцы тренировались на своих выборах, а наши гуманитарные технологии не менялись со времен Великой Отечественной. Это теперь мы, уже натренировавшиеся, уже понявшие, как на самом деле меняются власти, менталитеты и лидеры, смеемся над так называемыми "объективными процессами" мировой истории. Потому что уже не раз видели после очередной победы всяких интеллигентных политологов и социологов, которые, потрясая цифрами и фактами, "анализами тенденций" и прочей чепухой, доказывали, что все именно так и должно было быть, что они давно это предсказывали, что былиде предпосылки…

Мы, получившие опыт в ведении таких войн, недоумеваем, почему наша российская власть до сих пор остается объектом подобных информационных воздействий, хотя ей уже давно пора стать субъектом и начинать творить историю хотя бы в тех масштабах, которые ей по силам. Мы не понимаем, почему нам надо заниматься манипуляциями над собственными "бабушками" в российской глубинке, когда мы молодые, опытные и мобильные могли бы с тем же успехом сделать массу полезных "революций" или "кризисов" в странах бывшего советского влияния, в ближнем зарубежье, в Чечне да и на худой конец в России, если речь пойдет о долгосрочной программе модернизации, которая требует серьезных изменений массового сознания.

И здесь в авангарде должны стать капитаны нашего бизнеса.

Их миссия – не воевать с "регионалами" за заказы на проведение депутатов в какую-нибудь думу Пырловской волости, а предлагать, пользуясь мощным лоббистским потенциалом и колоссальным опытом, концепции глобального изменения массового сознания в России и СНГ; организовывать выгодные России гуманитарно-технологические акции за рубежом.

Мелким рыбам – мелкая игра, крупным – крупная.

Дата публикации: 09:10 | 26.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.