Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/4/concept/3


Профессиональной гордости политконсультантов

Кажется, что рынок переживает застой, но, быть может, это всего лишь пауза…
Еще недавно успешные российские политические консультанты ощущали себя первопроходцами и героями интеллектуального труда. Политический рынок изобиловал интригами и неожиданными ходами. С тех пор многое изменилось. Представители политконсалтинговой индустрии всё чаще говорят о «кризисе жанра».

ЗАСТОЙ. ИЛИ ЗАТИШЬЕ?

Накануне выборов жизнь на рынке политического консультирования обычно бьет ключом. Помните, что творилось, к примеру, весной 1999-го?

Сегодня всё иначе.

Мы являемся свидетелями застоя. И не в повседневной работе (функционирование пятерки ведущих российских политконсалтинговых компаний отлично отлажено), но в самом содержании индустрии, которую мы называем своей, нашей.

Позволю себе небольшое отступление.

Если в 1996 году можно было представить себе ситуацию, что некто, активно участвующий в политике, мог не знать названий пяти крупнейших компаний, работающих в области политического консалтинга, то сейчас вообразить такое сложно.

Потому-то я и не привожу их список. Но отмечу, что эти компании всегда находятся в поле зрения и имеют основания утверждать, что обладают не только способностью вести масштабные политические операции, но и – что важнее – богатой профессиональной историей и видением, основанным на опыте.

И хотя одни из них громко заявляют о своих достижениях, а другие, напротив, привыкли не слишком о них распространяться, все они чувствуют постоянное внимание к себе и сами пристально следят за ситуацией и оценивают ее.

Так вот, лично я оцениваю нынешнюю ситуацию в пространстве политического консультирования именно как застой. Как кризис жанра.

Его причины в том, что, во-первых, политика в России не стала более активной, чем в годы правления прежнего президента, когда политическая жизнь была куда более многомерной, изобилующей интригами и неожиданными поворотами и когда политический рынок был куда свободнее. Достаточно вспомнить, сколь более либерально строились отношения между центром и регионами, какая сложная игра шла между властью и бизнесом.

Сейчас ситуация стала просто неинтересной.

Ибо существует только один настоящий политический игрок – Кремль. А любопытные проекты появляются лишь тогда, когда в стенах Кремля возникают внутренние недоразумения и несовпадения мнений по поводу выборов в неком регионе.

Согласитесь, ситуация не кажется слишком творческой, если осталась всего одна ниша для креативной работы — та, где глава Администрации, его заместитель и представитель президента в субъекте Федерации не могут договориться о кандидате, которого однозначно поддерживает Москва.

Еще более скучной делают картину усиление административного ресурса и перенос избирательных кампаний из информационного пространства и избирательных участков в залы суда. Речь идет о снятии кандидатов, отказах в регистрации результатов, расформировании избирательных комиссий.

Я уже не говорю об отсутствии независимых телеканалов…

ЕЩЕ РАЗ О «ПРОКЛЯТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ»

Как удобно было бы делать политику, если бы в обществе не было талантливых интеллектуалов, способных успешно конвертировать свой талант в ресурсы материального свойства. Например, создавать консалтинговые компании.

О консультантах можно говорить что угодно, но сказать, что они не яркие и не пытливые люди, будет несправедливо.

Так вот, мне кажется, что сегодня у этих людей — моих коллег — пропал блеск в глазах. Что они больше не чувствуют себя первооткрывателями.

Но после двухсотой избирательной кампании и пятисотой международной конференции и не такое бывает, и я, возможно, ошибаюсь? Ведь не уходят же они с рынка. Должно быть, чувствуют: потенциал интеллектуального поиска еще не исчерпан. А быть может, они вынашивают (но до времени не разглашают) некие асимметричные ходы и неординарные планы… И быть может, скоро выяснится, что «проклятый человеческий фактор» (существование которого проклинают поклонники политического штиля) не миф, но реальность.

И оттого заниматься политикой в нашей стране, слава Богу, всё еще не так просто, как им бы хотелось. Хотя уже скучно.

ДЕФИЦИТ ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ

Думается, интеллектуальной основой федеральных кампаний будущего будет корпус политических советников, работающих в тех или иных партиях либо служащих при государственных структурах. Они это понимают и стремятся, опасаясь вовлечения в игру сильных консалтинговых структур, переманить работающих в них специалистов.

Однако не думаю, что это сработает в отношении персонала компаний, обладающих профессиональной историей, культурой взаимного доверия, традициями и стилем. 14 лет совместной работы – это не шутка. И опыт общих побед стоит куда дороже, чем деньги, которые можно освоить даже на очень дорогой кампании.

Независимость стоит не меньше. Когда к тебе обращаются представители тех или иных политических сил или поддерживающих их олигархических групп, ты можешь выбрать самый с твоей точки зрения интересный проект.

Используя слово «интересный», я имею в виду масштабную операцию, способную задать новый виток развитию компании, требующую максимального включения потенциала ее сотрудников, их квалификации, знаний и таланта.

Но вот беда! В последнее время я получил немало предложений, но интересных среди них не было.

Волей-неволей задумаешься: а не продолжить ли вывоз технологий?

Ведь, например, в Латинской Америке социальный уклад и во многом ментальность очень схожи с нашими. Там, как и здесь, голосуют не за программу, а за персону, борьба идет за душу, а не за мозги избирателя… Специалисты «ИМИДЖ-Контакта» работали в латиноамериканских странах и знают, что нам – россиянам – приходится там куда легче, чем американцам. Так, может, стоит задействовать все ресурсы в политических операциях за рубежом?

А почему бы и нет?

А ПОЧЕМУ БЫ И ДА?

Вопрос: «А почему, говоря о «больших домах политического консалтинга», вспоминают прежде всего о столичных брендах?» — давно уже стал уловкой.

Потому что это не так.

Сегодня существует около полусотни очень профессиональных региональных команд, конкурентоспособных по отношению к «большим домам», работающих очень эффективно и наделенных видением, адекватным местной специфике.

Я хорошо знаю, что говорю, во-первых, потому что много работал в провинции, а во-вторых, потому что «ИМИДЖ-Контакт», будучи столичным брендом, остается тем не менее региональной компанией. Да, мы зарегистрированы в Новосибирске и налоги платим там, а не в Москве.

В том числе и по этой причине у нас никогда не возникало проблем с тем, чтобы найти в некоем регионе команду специалистов, с которыми легко сработаться. Не раз бывали случаи, когда мы сталкивались с такими грамотными конкурентами, что после победы приглашали их к сотрудничеству. И со многими работаем до сих пор.

Но у региональных брендов есть одна серьезная проблема. Сегодня в багаже у большинства этих команд — максимум по 10—20 кампаний. А когда их 300 — это немножко другой потенциал. Кроме того, крупная структура способна содержать очень сильных аналитиков и мощную информационную базу, более тщательно мониторить ситуацию в стране.

днако если инвестиции в региональные бренды (и суммы их контрактов) будут расти, то довольно скоро ряд из них сможет составить москвичам серьезную конкуренцию.

И хотя мы уже сдали самый сложный экзамен — прошли через все выборы начиная с 1989 года, через все этапы политического становления страны и региональной власти, надо признать, что быстрый профессиональный и интеллектуальный рост региональных команд дает надежду, что рынок будет жить. И возможно, после выхода из застоя (дай Бог, чтоб он был кажущимся) станет еще более динамичным и интересным, чем прежде.

Дата публикации: 15:54 | 26.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.