Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Политическое консультирование / Концепт

Профессиональной гордости политконсультантов


Алексей Ситников
президент консалтинговой группы «ИМИДЖ-Контакт»
image@image-contact.ru
Версия для печати
Послать по почте

Кажется, что рынок переживает застой, но, быть может, это всего лишь пауза…
Еще недавно успешные российские политические консультанты ощущали себя первопроходцами и героями интеллектуального труда. Политический рынок изобиловал интригами и неожиданными ходами. С тех пор многое изменилось. Представители политконсалтинговой индустрии всё чаще говорят о «кризисе жанра».


ЗАСТОЙ. ИЛИ ЗАТИШЬЕ?

Накануне выборов жизнь на рынке политического консультирования обычно бьет ключом. Помните, что творилось, к примеру, весной 1999-го?

Сегодня всё иначе.

Мы являемся свидетелями застоя. И не в повседневной работе (функционирование пятерки ведущих российских политконсалтинговых компаний отлично отлажено), но в самом содержании индустрии, которую мы называем своей, нашей.

Позволю себе небольшое отступление.

Если в 1996 году можно было представить себе ситуацию, что некто, активно участвующий в политике, мог не знать названий пяти крупнейших компаний, работающих в области политического консалтинга, то сейчас вообразить такое сложно.

Потому-то я и не привожу их список. Но отмечу, что эти компании всегда находятся в поле зрения и имеют основания утверждать, что обладают не только способностью вести масштабные политические операции, но и – что важнее – богатой профессиональной историей и видением, основанным на опыте.

И хотя одни из них громко заявляют о своих достижениях, а другие, напротив, привыкли не слишком о них распространяться, все они чувствуют постоянное внимание к себе и сами пристально следят за ситуацией и оценивают ее.

Так вот, лично я оцениваю нынешнюю ситуацию в пространстве политического консультирования именно как застой. Как кризис жанра.

Его причины в том, что, во-первых, политика в России не стала более активной, чем в годы правления прежнего президента, когда политическая жизнь была куда более многомерной, изобилующей интригами и неожиданными поворотами и когда политический рынок был куда свободнее. Достаточно вспомнить, сколь более либерально строились отношения между центром и регионами, какая сложная игра шла между властью и бизнесом.

Сейчас ситуация стала просто неинтересной.

Ибо существует только один настоящий политический игрок – Кремль. А любопытные проекты появляются лишь тогда, когда в стенах Кремля возникают внутренние недоразумения и несовпадения мнений по поводу выборов в неком регионе.

Согласитесь, ситуация не кажется слишком творческой, если осталась всего одна ниша для креативной работы — та, где глава Администрации, его заместитель и представитель президента в субъекте Федерации не могут договориться о кандидате, которого однозначно поддерживает Москва.

Еще более скучной делают картину усиление административного ресурса и перенос избирательных кампаний из информационного пространства и избирательных участков в залы суда. Речь идет о снятии кандидатов, отказах в регистрации результатов, расформировании избирательных комиссий.

Я уже не говорю об отсутствии независимых телеканалов…

ЕЩЕ РАЗ О «ПРОКЛЯТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ»

Как удобно было бы делать политику, если бы в обществе не было талантливых интеллектуалов, способных успешно конвертировать свой талант в ресурсы материального свойства. Например, создавать консалтинговые компании.

О консультантах можно говорить что угодно, но сказать, что они не яркие и не пытливые люди, будет несправедливо.

Так вот, мне кажется, что сегодня у этих людей — моих коллег — пропал блеск в глазах. Что они больше не чувствуют себя первооткрывателями.

Но после двухсотой избирательной кампании и пятисотой международной конференции и не такое бывает, и я, возможно, ошибаюсь? Ведь не уходят же они с рынка. Должно быть, чувствуют: потенциал интеллектуального поиска еще не исчерпан. А быть может, они вынашивают (но до времени не разглашают) некие асимметричные ходы и неординарные планы… И быть может, скоро выяснится, что «проклятый человеческий фактор» (существование которого проклинают поклонники политического штиля) не миф, но реальность.

И оттого заниматься политикой в нашей стране, слава Богу, всё еще не так просто, как им бы хотелось. Хотя уже скучно.

ДЕФИЦИТ ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ

Думается, интеллектуальной основой федеральных кампаний будущего будет корпус политических советников, работающих в тех или иных партиях либо служащих при государственных структурах. Они это понимают и стремятся, опасаясь вовлечения в игру сильных консалтинговых структур, переманить работающих в них специалистов.

Однако не думаю, что это сработает в отношении персонала компаний, обладающих профессиональной историей, культурой взаимного доверия, традициями и стилем. 14 лет совместной работы – это не шутка. И опыт общих побед стоит куда дороже, чем деньги, которые можно освоить даже на очень дорогой кампании.

Независимость стоит не меньше. Когда к тебе обращаются представители тех или иных политических сил или поддерживающих их олигархических групп, ты можешь выбрать самый с твоей точки зрения интересный проект.

Используя слово «интересный», я имею в виду масштабную операцию, способную задать новый виток развитию компании, требующую максимального включения потенциала ее сотрудников, их квалификации, знаний и таланта.

Но вот беда! В последнее время я получил немало предложений, но интересных среди них не было.

Волей-неволей задумаешься: а не продолжить ли вывоз технологий?

Ведь, например, в Латинской Америке социальный уклад и во многом ментальность очень схожи с нашими. Там, как и здесь, голосуют не за программу, а за персону, борьба идет за душу, а не за мозги избирателя… Специалисты «ИМИДЖ-Контакта» работали в латиноамериканских странах и знают, что нам – россиянам – приходится там куда легче, чем американцам. Так, может, стоит задействовать все ресурсы в политических операциях за рубежом?

А почему бы и нет?

А ПОЧЕМУ БЫ И ДА?

Вопрос: «А почему, говоря о «больших домах политического консалтинга», вспоминают прежде всего о столичных брендах?» — давно уже стал уловкой.

Потому что это не так.

Сегодня существует около полусотни очень профессиональных региональных команд, конкурентоспособных по отношению к «большим домам», работающих очень эффективно и наделенных видением, адекватным местной специфике.

Я хорошо знаю, что говорю, во-первых, потому что много работал в провинции, а во-вторых, потому что «ИМИДЖ-Контакт», будучи столичным брендом, остается тем не менее региональной компанией. Да, мы зарегистрированы в Новосибирске и налоги платим там, а не в Москве.

В том числе и по этой причине у нас никогда не возникало проблем с тем, чтобы найти в некоем регионе команду специалистов, с которыми легко сработаться. Не раз бывали случаи, когда мы сталкивались с такими грамотными конкурентами, что после победы приглашали их к сотрудничеству. И со многими работаем до сих пор.

Но у региональных брендов есть одна серьезная проблема. Сегодня в багаже у большинства этих команд — максимум по 10—20 кампаний. А когда их 300 — это немножко другой потенциал. Кроме того, крупная структура способна содержать очень сильных аналитиков и мощную информационную базу, более тщательно мониторить ситуацию в стране.

днако если инвестиции в региональные бренды (и суммы их контрактов) будут расти, то довольно скоро ряд из них сможет составить москвичам серьезную конкуренцию.

И хотя мы уже сдали самый сложный экзамен — прошли через все выборы начиная с 1989 года, через все этапы политического становления страны и региональной власти, надо признать, что быстрый профессиональный и интеллектуальный рост региональных команд дает надежду, что рынок будет жить. И возможно, после выхода из застоя (дай Бог, чтоб он был кажущимся) станет еще более динамичным и интересным, чем прежде.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Политическое консультирование
Концепт
Мы рождены, чтоб сказку сделать... чем?
Дмитрий Петров
О предназначении политических консультантов
Ефим Островский
Message - больше, чем деньги
Дик Моррисс
Профессиональной гордости политконсультантов
Алексей Ситников
Золотой век еще не наступил
Андрей Булычев
Апрельские тезисы
Олег Матвейчев
Политика между выборами
Андрей Полосин
По ту сторону классического политконсалтинга
Юлия Мишкинене
Сообщения
Глеб Павловский поучил партийных стратегов программы писать да родину любить
Партийный шпионаж как элемент политических технологий
Подведены итоги конкурса «Хрустальный Апельсин»
Серия изданий фонда «Либеральная миссия» представлена народу. На «Улице Оги»
Дизайн, реклама и … песок
Власти приморья обсудили роль СМИ в формировании стратегии края
Агентство Р.И.М. устроит РАРА шикарный день рождения
Кегли в банк!
Практика
Тринадцать способов проиграть выборы
Игорь Минтусов
Мы будем спокойно стоять на правом фланге
Алексей Кара-Мурза
Общество не нужно зажигать
Владимир Мединский
Левый выбор
Владимир Акимов
Партии против политконсультантов
Юлия Наумова
Имидж — ничто, репутация — уже кое-что.
Александр Сегал
Консультант не равен эксперту. И наоборот
Михаил Кутузов
О прелестях политических интернет-технологий
Александр Ковалев
СМИ и выборы — нищета без блеска
Андрей Тимонов
Оперативный простор
Академик убедительнее клоуна
Елена Екатериничева
Вновь научиться верить в победу!
Дмитрий Зеленин
Время креакратии
Андрей Двоскин
Хэппи-энда не будет
Дзен-эффективность
Про женщини мужчин
Лeгкий мазок наивного гения
Категорический императив


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.