Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/3/practice/4


Об особенностях фасеточного взгляда

Станут ли национальные СМИ сильной картой в большой игре?
Среднестатистический москвич вряд ли представляет себе, что помимо глянцевых журналов и разноформатных газет, пестрящих на прилавках, в его городе издается еще несколько десятков бумажных СМИ, отражающих очень важные аспекты жизни столицы, но в широкую розничную торговлю не попадающих. Это газеты и журналы национальных диаспор, освещающие собственное, обособленное этнокультурное пространство и воспроизводящие национальную идентичность.

СТОН РОДИНЫ

Мало кто знает, что нынче в Москве действует четырнадцать федеральных национально-культурных автономий — ФНКА (немцы, татары, евреи, белорусы, лезгины, корейцы, аджарцы, казахи и др.). И практически у каждого второго сообщества имеется своя газета (хотя на родном языке выходят только девять, а все остальные — на русском).

Будучи размещены рядом, в одной плоскости, эти издания являют собой (в плане дизайна, шрифтов, формата) нагляднометафорический ряд (по Георгию Гачеву) «национальных образов мира». Так, уже само название одной из курдских газет — «Стон родины» — абсолютно выражает присущую ее издателям трагическую оптику, безысходно-пессимистическое видение национальной истории.

Каждое такое издание напоминает по функции элемент мозаичного органа зрения пчелы — фасеточный глазок, направленный на свой отдельный сектор окружающей панорамы. Но лишь сумма всех разнонаправленных фасеток обеспечивает целостное восприятие мира.

Не берясь описывать весь этот совокупный орган зрения — обширнейшую систему национальных СМИ Москвы, обозначим все же ее ключевые узлы. Прежде всего, отметим, что сегодня не существует ни одного издания (как, впрочем, и радио- или телепередачи) полиэтнического настолько, чтобы отражать всю панораму целиком.

А ведь еще совсем недавно они существовали… Впрочем, об этом позже.

СМИ ДИАСПОР И ПОЛИТИКА

Не секрет, что социальный вес каждого в отдельности нацменьшинства оказывается, как правило, меньшим, чем вес «коренного населения». А порою кажется, что и СМИ, обслуживающее такое сообщество, не нужно по большому счету никому, кроме своего читателя.

Но рано или поздно складывается ситуация, когда значимость той или иной этнической общности вдруг оказывается пропорциональна ее численности. Это ситуация выборов. Та самая, в которой СМИ диаспор становятся перспективным инструментом работы с частью (и порой немалой) электората.

Впрочем, выборы 1999 года не обнаружили у национальных СМИ заметного потенциала пропагандистского воздействия. Точнее, не выявили у них внятных признаков значимых участников рынка PR-услуг.

Сами же землячества не остались в стороне от политики. О поддержке кандидата Владимира Путина тогда заявили представители азербайджанской и армянской диаспор а также российские немцы.

Какими будут выборы-2003 – пойдут ли они, как теперь пишут, «по инерционному сценарию» или же появятся элементы инновации и поиска, — сказать пока трудно. Но недавний сюжет со всероссийской переписью, когда пропагандистской работе с диаспорами и их изданиями в столице уделялось специальное внимание, позволяет предположить, что этот потенциальный объект применения гуманитарных технологий уже не останется без оратаев.

ПОТЕНЦИАЛ

Итак, что же представляет собой пресса московских диаспор?

Самыми крупными в столице национальными общинами считаются украинская (по разным оценкам, от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов) и азербайджанская (от одного до двух миллионов). С них и начнем.

Единственное украинское издание в сегодняшней Москве – журнал Объединения украинцев России «Украинское обозрение». Со дня его создания в 2001 году вышло пять номеров тиражом 2000 экземпляров. Главный редактор – писатель Александр Руденко-Десняк, первый переводчик на русский язык и издатель собрания сочинений классика украинской литературы ХХ века Мыколы Хвылевого. Контент – от политических новостей и мероприятий украинских землячеств в регионах до проблемных статей, скажем, о конкуренции России и Украины в области сотрудничества со странами третьего мира.

Журнал наследует двум последовательным газетным проектам Руденко-Десняка – «Украинскому курьеру» (выходил на двух языках в течение 1989 года) и «Украинскому выбору» (выходил только на украинском). «Курьер» является первым украинским большим изданием в истории златоглавой.

До последних лет трудами филолога Елены Рязанцевой полуподпольно, на ксероксе, тиражом около ста экземпляров издавалась газета «Украинская мозаика». Она оперативно откликалась на украинские события Москвы и печатала интервью со звездами новой волны украинской литературы. Газета была столь неофициальна, что прогневила начальство Культурного центра Украины в Москве, после чего на какое-то была время запрещена к продаже в книжном магазине при КЦУ.

Александр Руденко-Десняк: «Этническая периодика нуждается в государственной поддержке. В Чехии, скажем, издается около 20 национальных СМИ, выходящих с лейблом «при финансовой поддержке правительства». Мы же мечемся в поисках спонсоров. Пока нельзя говорить о том, что мы дружим с каким-нибудь политическим движением, хотя и готовы к сотрудничеству с партией, которая решала бы национальные проблемы. Впрочем, такой партии в России нет. Левые считают, вслед за усопшим Вождем, что национальный вопрос решен, правые же видят его лишь в контексте проблем прав человека. Между тем втиснуть его туда можно только в стране развитой демократии. А в стране демократии недоразвитой это сложновато…»

***

Азербайджанских изданий в Москве довольно много – газеты «Азеррос», «Туран», «Асуда вахт» («Свободное время»), «Миллетин сеси» («Голос народа»), журнал «Ирс» («Наследие»).

«Азеррос» (аббревиатура «Азербайджанцы России»; нынешняя редакция резонно считает название не очень удачным) – детище одноименного ФНКА, часть издательских расходов которого берет на себя Минпечати РФ (случай пока нечастый). Фаворитное положение «Азерроса» связано с победами на различных медиаконкурсах; в частности, с получением Диплома Союза журналистов России за укрепление мира между народами. Газета заметна еще и тем, что уделяет всё больше внимания общероссийским проблемам. Думается, в отношении этого издания уместно говорить о возможном (желательном?) выходе национального СМИ из своей информационной зоны в надсистему, о его превращении в издание, «растущее над собой».

***

Относительно небольшое сообщество москвичей-курдов – выходцев из стран, на территории которых расположен исторический Курдистан, – выпускает целых три газеты. Упомянутый выше «Стон родины» связан с Рабочей партией Курдистана. «Курдская мысль» и «Новый Курдистан» сотрудничают с двумя разными курдскими правительствами, действующими в Северном Ираке, и проводят сходные политические идеи. Обе газеты стоят «за свержение режима Саддама Хуссейна и за федеративный демократический плюралистический Ирак». Отдел культуры в «Курдской мысли» ведет писатель Бавэ Назэ, известный, в частности, тем, что подозревался в убийстве Улофа Пальме из-за схожести с фотороботом убийцы (о чем поведал в повести «Расскажи, Стокгольм, что ты видел»). Аудитория всех курдских газет почти одна и та же: ввиду малых тиражей земляки читают их все от корки до корки.

***

Еврейские СМИ в Москве традиционно разнообразны. Газета «Еврейские новости» имеет аналитическую направленность. Будучи учреждена Российским еврейским Конгрессом, она уделяет особое внимание этой организации.

«Вестник Еврейского агентства России» – ведомственная газета, представляющая литературные и исторические материалы, рассказы о жизни в Израиле. Ее главная задача – содействие репатриации в Израиль.

Американо-израильско-российскому журналу «Алеф» – около 20 лет. Прежде он выходил в Израиле, а последние три года — в Москве. Журнал считается религиозным, несколько его полос всегда посвящены религиозным вопросам, но немало внимания уделяется в нем политике. Религиозная направленность доминирует и в журнале «Лехаим», главный редактор которого Борух Горин — пресс-секретарь главного раввина России и Федерации еврейских общин России.

По мнению сотрудников упомянутых изданий, они не конкурируют друг с другом. Сегодня в России действует около 150 еврейских организаций, проводится огромное количество общественных и культурных мероприятий. Поэтому дефицита новостей и информационных материалов не наблюдается.

Что же до политической позиции еврейских изданий, то она совпадает и будет совпадать с ориентацией их учредителей.

***

В качестве экзотического дополнения к этнической мозаике московской прессы стоит упомянуть двуязычный (то русскофранцузский, то русско-английский, в зависимости от африканской страны, которой посвящен очередной выпуск) цветной журнал «Моя Африка», основанный коллективом африканских студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. Довольно неровная по качеству («журнал без корректора» – в шутку называет его один итартассовец), «Моя Африка» тем не менее с трогательным упорством выходит в свет, находя каждый раз другой источник финансирования. Думается, с расширением состава редакции за счет энтузиастов из числа россиян журнал сможет рано или поздно обрести стабильность.

ГДЕ ИХ НАЙТИ

Единственное место, где можно обнаружить более или менее полный выбор этнических СМИ, — это Московский дом национальностей на Новой Басманной. Несмотря на бюрократическую природу заведения, журналисты национальных СМИ довольны работой МДН, осуществляющего с помощью семинаров и брифингов взаимодействие между ними и государственными структурами и персонами вплоть до министра по делам национальностей Владимира Зорина.

Впрочем, в Москве нет места, где все эти СМИ можно было бы приобрести или подписаться на них.

УШЕДШИЕ В ТЕНЬ (НАДОЛГО ЛИ?)

Теперь вернемся, как обещали, к некогда «ушедшим с рынка» межэтническим СМИ.

В середине 90-х Ашот Айрапетян выпустил три номера журнала «Новый Вавилон», посвященного актуальным проблемам национальных меньшинств России. Однако после выхода первых двух выпусков поддерживавшее журнал Правительство Москвы перенаправило средства на другой издательский проект, и Айрапетян, не найдя постоянной финансовой поддержки изданию, создал на базе журнала Центр межнационального сотрудничества, действующий по сей день.

Другая независимая мультикультурная инициатива также исходила от армянской стороны (это при том, что армянский журнал «Ноев ковчег», кажется, единственное на сегодня армянское СМИ в Москве, в то время как в одном только Лос-Анджелесе выходит 12 или 13 армянских газет). Посыл был вполне прагматичным. «Лига наций», снабженная забавным подзаголовком «газета с акцентом» и выходившая в 1999—2001 годах, финансировалась бизнесменом Ара Абрамяном, портреты и материалы об успехах которого появлялись в каждом третьем выпуске. Однако сермяжная подкладка не отменяет значения этого уникального издания, как первого полномасштабного русскоязычного «акустического пространства межэтнического общения», сформированного, с одной стороны, представителями всех диаспор Москвы, а с другой – журналистами-энтузиастами, за скромные зарплаты и гонорары освещавшими их проблемы. Проект удался сверх ожидания. Атмосфера в редакции, где работали представители десятка национальностей, была предельно доброжелательная и уютная. В одном выпуске соседствовали материалы на темы 15— 20 национальных диаспор; шел что называется межэтнический диалог почти в режиме on-line.

Однако примерно через год своего существования издание, с точки зрения г-на Абрамяна, свою PR-миссию успешно завершило. Бизнесмен был избран председателем Союза армян России, а газета через некоторое время благополучно закрылась.

С тех пор ниша национально-интерактивного, объединяющего СМИ пустует и всё настоятельнее требует заполнения. Хотя, возможно, сейчас более целесообразным оказалось бы не печатное издание, а веб-сервер или, быть может, радиоканал. Кстати в московском эфире уже присутствует его прообраз – программа Назима Надирова «Арба семи муз» на канале «Говорит Москва».

ДИАСПОРЫ В СЕТИ

Четыре года назад обворожительной Аэлитой Жумаевой, дизайнером и артдеятельницей, был осуществлен проект с амбициозным названием «Всемирный независимый казахский журнал «Арба». С тех пор среди соотечественников ресурс завоевал прочную репутацию источника полезной информации, а среди эстетствующей публики — площадки для обмена идеями.

Еще значительнее выглядит портал Ferghana.ru, сложившийся как «мультикультурное сообщество, открытое мировому информационному пространству и способное объединить… всех интересующихся русскофонной культурой, выросшей на азиатской почве…». Ресурс, созданный журналистом из Ферганы Даниилом Кисловым, стал объединительным информационным пространством для выходцев из Средней Азии.

МЭТРЫ

Участие деятелей искусств в «национальных» медиапроектах всякий раз заметно «приподнимает» уровень издания. Помнится, главный редактор «Лиги наций», прочитав философичное интервью с крымскотатарским художником Исметом Шейх-Задэ, сказал, что ему стало интересно читать собственную газету.

С тех пор Шейх-Задэ и другие артдеятели не раз выступали в «Лиге наций», что придало газете неповторимый шарм смеси искренности и интеллектуализма. Остается пожелать всем национальным изданиям найти своих Кислова, Руденко, Жумаеву, Кима, Назэ или Шейх-Задэ.

Не за горами выборы, и вполне вероятно, что на сей раз эти удивительные национальные СМИ окажутся востребованы на полную катушку, как уникальный мостик к сознанию национальных диаспор, в сумме составляющих едва ли не большинство населения мегаполиса, то есть – в перспективе – одну из ключевых групп столичного электората.

Дата публикации: 15:06 | 06.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.