Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/3/practice/0


Тщетные поиски русских в России

Русский избиратель, где ты?
Универсальная отмычка к сердцу русского избирателя — поиск в России элит. Ход мыслей политиков не представляет особенного секрета. «Разве не очевидно, — рассуждают они, — что тяжелейшее историческое унижение народа должно вызвать ответный импульс протеста колоссальной мощи? И разве не очевидно, что, оседлав этот импульс, можно приобрести искомую харизму? А вместе с ней — популярность и поддержку».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Так рассуждают многие представители столичной политтусовки. Время от времени они даже выкрикивают магические фразы типа: «Русские, объединяйтесь!» и «Возрождение России – наша общая задача». Однако потом, оглядываясь вокруг и слепо шаря руками, они, к своему удивлению, обнаруживают лишь пугающую пустоту.

Ибо там, где, по их мнению, должна была бы находиться так называемая титульная нация, оказывается, никого нет. Национал-патриотам не удается выбиться из разряда маргиналов. Более того, судя по медийному шуму, на ближайших выборах «национальный сценарий» так и не будет востребован, хотя желание разыграть его будет по-прежнему огромно. В этой связи возникает два вопроса: в чем заключается этот сценарий и почему в России нет русского избирателя?

Все ищут возможности воспламенить электорат патриотической риторикой. «Но где русские?» – вот вопрос. Где их найти и как отделить их от других — «нетитульных» — наций, прореживающих русский этнос особенно в больших городах? А главное: как заставить самих русских почувствовать, что они русские и что им нужен русский лидер, способный отстаивать интересы именно русских, а не абстрактных всечеловеков?

Через язык? Такие попытки время от времени предпринимаются и проваливаются – русские тоже предпочитают носить Wrangler, смотреть DVD и ходить в дискотеки, а русским бизнесменам такие игры только мешают.

А может быть, через православие? Если ты православный, говоришь по-русски и других языков не знаешь, отмечаешь Рождество не до, а после Нового года, красишь яйца, клеймишь католичество, значит, и русский. Что ж, возможно, такой метод вполне оправдан, поскольку мы ищем не генетических русских, а тех, кто способен встать под флаг русской национальной идеи.

В конце прошлого года отцы Православной Церкви добились немалых успехов, инициировав широкую дискуссию о возможности изучения русской религиозной традиции в современной школе. В первых рядах поборников этой идеи оказался и известный режиссер Никита Михалков, который неустанно напоминал о тысячелетней православной культуре, гонимой атеизмом и космополитизмом. С учетом всех интеллигентных оговорок — и «факультативный», и «необязательный», и «не религиозный, а культурный» — 50% ловко манипулируемой Савиком Шустером аудитории в программе «Свобода слова», специально посвященной данному вопросу, в конце передачи перешли на компромиссные с религией позиции. То есть вместо недвусмысленного «нет» многие только в результате дискуссии на телевидении сказали: «А почему бы и нет?»

«Почему бы не использовать русское православие в качестве суррогата поверженной коммунистической идеологии?» — все чаще задумываются россияне, смутно припоминая те или иные догматы. О постоянно предпринимаемых попытках идеологического разворота в сторону православизации России свидетельствует и щедрое финансирование строительства храма Христа Спасителя с обязательным транслированием проходящих там служб по всем программам. И появление президента Владимира Путина на Валааме в окружении черных ряс. И мода у всех крупных чиновников стоять в храмах со свечками по религиозным праздникам. И постное меню в столовых Кремля и Думы во время поста. И обращение сильных мира сего к тем или иным аспектам религиозного диспута, с непременным упоминанием внутреннего и внешнего положения страны.

Заместитель председателя Совета Федерации Валерий Горегляд как-то предложил проводить политику государственного протекционизма Православной Церкви, будто автопрому какому: «Когда под угрозу попадают те или иные отрасли народного хозяйства — наступает время таможенного протекционизма. Когда под угрозой национальное самосознание — приходит время протекционизма культурного» [1]. Как видим, речь идет о «национальном самосознании», стержнем которого является русское православие, и о поголовном записывании русских в русские же — через систему факультативного православного образования. То есть на самом деле нащупывается технология создания сугубо русского избирателя.

Однако на практике «русский сценарий» имеет существенные ограничения. Православизации России и русскому национализму активно сопротивляется русская же интеллигенция, опасаясь, что идеальное национальное государство на поверку окажется во многих аспектах антидемократическим. Анализируя, например, национализм вернувшегося на Родину пророка Александра Солженицына, — а с ним время от времени встречаются и президенты России, — историк Рой Медведев замечает: «Идеальное русское государство по Солженицыну – это не демократическое государство, а государство авторитарное, в котором не должно быть никаких политических партий, «ограниченных» и «своекорыстных». Всеобщие выборы и многопартийный парламент – бедствие для народа. Страной должны управлять не партийные демагоги и не алчные паразиты, «богачи-грязнохваты», а мудрые совестливые люди» [2].

Кроме того, подобное «идеальное русское государство» плохо вписывается в систему международных отношений, не увязывается с той политикой в отношении Запада, которая проводится администрацией Президента Путина. Оно, прежде всего, не соответствует настроениям элиты, состоящей по большей части из… «богачей-грязнохватов», для которых национальность не имеет существенного значения.

«Московские новости» приводят высказывания Бориса Миронова, бывшего главы Комитета по печати, уволенного в связи с его националистическими убеждениями: «Ни во главе Комитета по печати, ни ранее — будучи директором государственного издательства — я никогда не поднимал еврейского вопроса и не делал ни одного антисемитского заявления. Однако уволили меня по национальному признаку. Я понял это на суде, когда призвал к ответу Ельцина по факту моего увольнения; его адвокат Абушахмин прямо в процессе сказал: «Не может министр все время говорить: «национальный дух», «Россия», «Русь», «русские, русские, русские»... [3]. Можно предположить, что те немногие рецидивы национализма в России, как, например, короткая эпидемия появления заминированных плакатов «Бей жидов», есть зондаж общественного мнения с целью выяснения перспектив русского национализма. Он показывает, что у русского национализма перспектив нет. Согласно данным информационно-исследовательского центра «Панорама», который при поддержке ЕС и Фонда «За гражданское общество» ведет постоянный мониторинг действий националистов и реакции власти, акции национал-радикалов хаотичны, разрозненны, малоидейны, имеют выраженный хулиганский характер и потому не пользуются поддержкой населения. Реакция власти, напротив, хотя и по-медвежьи осуждающая, но в целом вполне мотивированная.

Действия национал-радикалов

18.01.2003 Избиение кавказцев в московском метро
13.01.2003 В Калининграде уничтожен католический крест
12.01.2003 Национал-державники разобрались с Минюстом
02.01.2003 Новое убийство на национальной почве
21.12.2002 Национал-большевики подрались с охраной кинотеатра
20.12.2002 В Хабаровске избиты журналисты
16.12.2002 Хулиганы атаковали синагогу
14.12.2002 Новые избиения в Москве
10.12.2002 Избиение на расовой почве в Рязани
09.12.2002 Новое избиение в московском метро

Действия государства

21.01.2003 Премьер-министр России Михаил Касьянов утвердил Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, подозреваемых в экстремистской деятельности, определен порядок доведения этого перечня до сведения коммерческих организаций
16.01.2003 Осужден еще один погромщик
15.01.2003 В прокуратуру направлены материалы на Миронова
13.01.2003 Уголовные дела против национал-большевиков возбуждены в восьми городах 10.01.2003 Суд над Лимоновым близок к концу
09.01.2003 Возбуждено уголовное дело против ОМОНа (омоновцы избили нескольких национал-большевиков)
08.01.2003 Минюст предупредил НДПР
04.01.2003 В Ульяновске судят православного издателя
30.12.2002 Осужден второй участник «погрома на Манежной»
27.12.2002 В Хабаровске судят неонацистского издателя

НАЦИОНАЛИЗМ И ВЫБОРЫ

На последних «Гражданских дебатах», собирающих статусных экспертов, известный аналитик и политический публицист Александр Ципко начал свое выступление с заявления, что в сложившихся малоприятных обстоятельствах – сказывающихся и на экономике, и на ходе реформ, и на отношениях центра и регионов – весьма велика опасность появления националистических лидеров. Коллеги с ним не согласились. «Если говорить о президенте, то он победит чисто по инерции, — сказали они. — Все остальные будут мечтать «прислониться» к президенту, это и будет вся «технология» грядущих выборов».

Будучи русским, Владимир Путин уверенно позиционирует себя как президент всех россиян, принадлежащих к различным национальностям. Его же собственный «национализм», если о нем вообще уместно говорить, очевидно, будет ограничен рамками европейских и мировых приличий.

Что же касается выборов в парламент, то на взращивание партийных националпатриотических лидеров отпущено слишком мало времени. Они просто не успеют появиться. Вспомним и другое: все предыдущие «националисты» так и не смогли вырваться из своего культурно-политического гетто.

Представители «Движения в поддержку армии» Альберта Макашова набрали в мажоритарных округах в среднем 5,5 % голосов, не проведя в Думу ни одного кандидата. Сам Макашов был снят с дистанции накануне выборов. С тех пор о нем почти ничего не слышно, к тому же он теперь осужден и родной КПРФ, претендующей на роль системной оппозиции.

«Конгресс русских общин», лидером которого является Дмитрий Рогозин, набрал и того меньше – 3,45%. Хотя о самом Рогозине можно сказать, что он сделал успешную карьеру, разыгрывая патриотическую карту. Изобретатель странной химеры — национализма с человеческим лицом, Рогозин выдвинулся в бессменные переговорщики по всем вопросам, так или иначе касающимся национальных интересов России. И стал автором проекта перевозки калининградцев по Европе в запломбированных вагонах. Последнее немножко смахивает на перевозки в вагонзаках, зато исключает унижение при требовании виз у ЕС. Однако несомненная заслуга Рогозина в том, что все же он не столько националист, сколько столичный конъюнктурщик и на практике отказывается от своих националистических идей весьма быстро, двигаясь на самом деле в фарватере вполне глобалистической политики президента.

«Российский общенародный союз» Сергея Бабурина все более радикализируется и маргинализируется. Показатель РОС на выборах 1999 года – 6,54% голосов, а единственной кандидатурой, близкой к победе в мажоритарном округе, был Виктор Алкснис. Последняя акция, которую они провели: организация визита в Россию скандально известного во Франции Жан-Мари Ле Пена, лидера ультраправого Национального фронта Франции. Ни один зарубежный, тем более французский, корреспондент не проявил к этому событию никакого внимания. На бедном на события российском телевидении РОС, таким образом, получил бесплатную рекламу.

В не лучшем положении оказались национал-патриоты второго эшелона. РНЕ Александра Баркашова и «Русская партия» Владимира Милосердова вообще не добились сколько-нибудь заметного результата. Баркашов к тому же умудрился поскандалить и со своими соратниками.

«Российское патриотическое народное движение», «Союз офицеров», «Славянский собор», «Национал-большевистская партия» выступили и того хуже. Последняя не смогла даже организовать нормальную кампанию в защиту своего лидера – писателя Эдуарда Лимонова. Скорее уж либеральная пресса педалировала тезис, что писателей держать в тюрьме нехорошо.

На самом деле ошметки «русского избирателя» Кремль весьма рачительно и успешно подбирает обещаниями замочить чеченских террористов или с помощью время от времени возобновляющейся дискуссии о национальной (заметьте, не обязательно русской) идее. Если кто хочет трактовать «национальную идею» как русскую – это его личное дело, но русскость в ней лишь подразумевается. Главная же мысль, высказанная президентом, – чтобы россияне в России жили достойно – вполне интернациональна.

ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕТ РУССКИХ

Принято считать, что естественными ограничениями русского национализма являются: а) исконное миролюбие русских; б) внедренный в сознание дедушкой Лениным интернационализм; в) опасения русской элиты, что русский национализм в Российской империи запустит механизм дальнейшего государственного распада; г) особость русского этноса, который для малых народов, действительно и отец, и старший брат, и, скорее, донор, нежели завоеватель.

Думается, почвы под этим суждением маловато. Становясь империей, Россия покоряла народы и жестоко подавляла националистические выступления, Сталин депортировал народы, а опасения элиты никогда не служили препятствием росту националистических настроений, если импульсы национализма исходили из глубин населяющего Россию народа.

Отсутствие русских в России объясняется другими, но не менее известными и исследованными причинами. Усталостью и деморализацией русского этноса, понесшего в XX веке невосполнимые человеческие потери — в двух мировых войнах, в Гражданской войне, в репрессиях, а в промежутках — от собственного начальства, не пожалевшего сил, чтобы жизнь русских всегда была тяжела и беспросветна.

Русская нация устала. Если бы она не была уставшей нацией, то война в Чечне, например, давно бы закончилась, и победе русских не помешало бы предательство отдельных жуликов, наживающихся на торговле оружием и бесконечном восстановлении и списывании материальных ценностей. Жулики, как бы они ни были богаты и влиятельны, все же в меньшинстве, а русские добровольно пошли бы в военкоматы и настояли бы на массовой отправке добровольцев. Командирам не оставалось бы ничего другого, как привести их к победе численным перевесом.

Но война идет бесконечно. Пацифизм русских – тот же признак усталости. Они не хотят воевать в Ираке (даже не своими руками, а руками американцев), не хотят сражаться с международным терроризмом. То, чего они не хотят, можно перечислять бесконечно. Они не хотят бороться с коррупцией, с бедностью, со СПИДом…

«Хотят ли русские войны, спросите вы у… тишины», — очень точно заметил поэт. Там, где должны находиться русские, там тишина.

Если бы они не были уставшей нацией, они бы сказали своим переговорщикам в ПАСЕ: «Вы не добились для нас свободного и дешевого проезда по Европе из Калининграда. Уходите!»

И не важно, что соглашение по Калининграду в конечном итоге было и компромиссным, и взвешенным. Пассионарные этносы не обращают внимания на такие мелочи.

Однако переговорщики в ПАСЕ могут спать совершенно спокойно и пользоваться народной любовью — русские не осознают себя общностью, силой и не могут поэтому потребовать у своих номинальных лидеров отчета. Русские даже не здороваются друг с другом в подъезде собственного дома. Это, конечно, бытовое наблюдение, которое может сделать каждый, но есть и еще более яркий пример распада – дедовщина.

По данным комитетов солдатских матерей, за 2002 год в армии от неуставных отношений погибло 1200 солдат. Если бы мочили «земляки-инородцы», был бы скандал на весь мир. Но это русские замучили русских.

Возможно, эти данные завышены, суть не меняется. Дедовщина в армии есть, а возможной она стала лишь потому, что русское офицерство не понимает своего долга. И потому, что русская нация не едина.

Известный социолог Александр Зиновьев в книге «Гибель русского коммунизма» писал: «Причем русские сами усердствовали больше, чем враги. И теперь, глядя на тех, кто кривляется на политической сцене России, хочется лишь плюнуть с отвращением и закрыть глаза, чтобы не видеть этот бездарный спектакль. Русские сначала сами срезают все «точки роста» своего собственного национального интеллекта, а затем... разводят руками: мол, у них нет другого выбора! Да, нет. И не предвидится. Карлики, завладевшие ареной истории, не допустят появления великанов».

Конечно, это был плач по русскому коммунизму, но неэффективность русского капитализма, как ни странно, имеет те же корни.

В России есть демагоги (Жириновский), есть ловкие конъюнктурщики (Рогозин), есть злобные дураки-юдофобы (Макашов), есть даже русские садисты (Буданов), есть великое желание сыграть на национальных чувствах русского (политические стратеги, олигархи, скидывающиеся на церковь), но нет русских – вот беда, и поэтому русский национализм вряд ли имеет перспективы


[1] Горегляд В. Россия – римская провинция// Независимая газета. 2002. №52.

[2] Медведев Р. Солженицын и Сахаров// Права человека, 2002.

[3] Не фашист в законе// Московские новости. 2002. 20 фев.

Дата публикации: 13:28 | 02.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.