Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Национальный вопрос / Концепт

Российские выборы и Российские конфессии


Александр Дугин
лидер партии «Евразия», философ-традиционалист
dugin@evrasia.ru
Версия для печати
Послать по почте

Прогнозируемое возрастание значения этноконфессионального фактора.
Российское общество переживает важнейший момент: стремительно меняется самосознание, идет процесс новой самоидентификации. Религиозный фактор приобретает постоянно растущее значение. На вопрос «Кто ты?» россиянин всё чаще отвечает: «Я — православный», «Я — мусульманин», «Я — буддист». При этом не столь важно, является ли человек верующим, знакомым с догмами религии и практикующим ее обряды. Конфессиональная идентичность на порядки шире, чем реальная вовлеченность в вопросы веры и отправления культа. Это означает, что религия имеет важнейшее мировоззренческое значение даже для россиян, невежественных в вопросах веры. Эта ситуация требует внимательнейшего рассмотрения


ПРАВОСЛАВИЕ КАК ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР

На выборах 2003 года обращение партий и кандидатов к православной религии будет иметь – по аналитическим прогнозам – гораздо большее значение, чем раньше. За последние четыре года процент людей, активно реагирующих на конфессиональную принадлежность лидеров партий и независимых кандидатов, вырос в два с половиной раза. Таким образом, принадлежность кандидата к православной вере (как позитивное качество) устойчиво входит в перечень влиятельных факторов. А многие опрошенные считают целесообразным и существование «православной партии». Иными словами, на территориях, компактно заселенных русскими, положительное отношение к Православной Церкви и принадлежность кандидатов к числу православных христиан имеют значение, способное стать важным аргументом в выборе «за» или «против». Исследования показывают любопытную закономерность: значение этого фактора увеличивается с севера на юг, достигая максимума на Кубани (Краснодарский край, Ростовская область), где факт православного исповедания кандидата имеет почти решающее значение при прочих равных условиях.

Почти такое же значение этот фактор имеет и среди русских, живущих в национальных республиках. Показательно, что именно конфессиональный фактор способен изменить отношение русского электората к представителю коренной национальности: так русские, проживающие в Татарии или Башкирии, с готовностью отдают свои симпатии кряшену – татарину (башкиру), перешедшему в православие. Особое значение принадлежность к православию имеет и для жителей пограничных областей, таких, как Псков, Брянск, Кавказ. Вместе с тем в центральных и северных областях, где русское население преобладает, этот факт имеет меньшее значение.

На основании этих данных можно сделать важный вывод: принадлежность к православию имеет важнейшее значение как момент, усиливающий коллективную идентичность русского населения, причем этот фактор сильнее там, где эта идентичность находится под реальной или мнимой угрозой.

Итак, судя по результатам исследований, отношение к православной вере для партий и отдельных кандидатов, участвующих в выборах, будет иметь в 2003 году гораздо большее значение, чем прежде.

ПОЗИЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ПАРТИЙ

Официальная позиция Московского Патриархата Русской Православной Церкви в отношении выборов – строгий нейтралитет. Таково решение Поместного собора, запретившего священноначалию принимать участие в партийной жизни, выбираться в парламент, поддерживать от лица Церкви ту или иную партию. Однако многие политические силы отказываются учитывать эту позицию, пытаясь выдать себя за «православную партию». Это характерно для патриотических образований, отчасти для «партии власти».

На самом деле такое рвение предстать «православной» партией может сослужить дурную службу: отказ учитывать соборную позицию Русской Православной Церкви в вопросе о ее равноудаленности от партийных дел свидетельствует об отсутствии взаимодействия незадачливых политиков с православной иерархией. И если, например, какая-либо партия объявит себя, вопреки позиции Московского Патриархата Русской Православной Церкви, «православной», она будет публично дезавуирована в качестве таковой, что отрицательно скажется на ее рейтинге. Если программа какой-либо партии будет содержать нападки на православие, официальная реакция Церкви также может дать отрицательный эффект.

Существует немало подобных примеров, однако в целом можно сделать вывод, что Русская Православная Церковь в выборной ситуации должна рассматриваться как значимая социально-политическая сила консервативного направления, выступающая с позиций укрепления государственной целостности России, консолидирующая русский народ и отстаивающая его интересы.

РОССИЙСКИЕ ПАРТИИ В ОТНОШЕНИИ К МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Взаимоотношения российских партий и Церкви складываются по-разному. Всё больше проблем появляется у КПРФ. Сохраняя приверженность марксизму и советскому этапу русской истории, лидеры КПРФ находятся в сложном положении, стремясь и привлечь новый для них национально-патриотический электорат, и сохранить основу своего обычного электората — советских пенсионеров. Но если прежде Геннадию Зюганову удавалось отделываться скользкими и бессмысленными формулировками (на VII Всемирном русском народном соборе этот выдумщик заявил, что «СССР запустил Гагарина в космос, чтобы быть ближе к Богу»), то сегодня ему придется отвечать на вопросы относительно православия прямо и откровенно. Это страшный вызов для КПРФ. Сказав православию «да», Зюганов распрощается с легионом пенсионеров-выборщиков, ответив «нет», потеряет патриотов. И «гагариными» на сей раз не отделается.

На фоне этой дилеммы дела «Единой России» выглядят много лучше. У этой прагматичной и центрированной на православном Президенте Владимире Путине партии проблем с поддержкой Церкви нет. Выступая как державная сила, она имеет все шансы получить здесь опору (в рамках равноудаленности, о которой уже говорилось). Такие шансы едва ли имеют СПС и «Яблоко». Хотя в последние годы их лидеры принялись демонстрировать лояльность господствующей Церкви, у многих иереев и прихожан они все еще ассоциируются с разгулом западничества.

Следует ожидать оттока православного электората от ЛДПР. Последние четыре года Владимир Жириновский провел в похождениях совершенно неправославного характера, и его разгульно-эпатажный образ едва ли привлекателен даже для самого радикального и маргинального слоя православных. У иерархии же отношение к ЛДПР однозначно негативное.

Стабильны отношения Московского Патриархата Русской Православной Церкви и партии «Евразия». Если в дальнейшем позиции Церкви относительно участия в политико-партийной жизни будут пересмотрены, то есть надежда, что «Евразия» может стать важным звеном будущей социально-косервативной структуры православного фундаментализма.

ПРОБЛЕМА СЕКТ

Итак, позитивный ресурс поддержки Церковью политических партий на выборах 2003 года ограничен и касается только основных центристских партий. Но негативный ресурс, напротив, может быть задействован довольно масштабно. Речь идет о противодействии политическим силам и кандидатам, либо стоящим на раскольнически-сектантских позициях, либо придерживающимся форм агрессивного экстремистского направления (исламизм), либо представляющим злостные ереси или воинствующий атеизм, либо отмеченным явной русофобией.

Следует предполагать, что Церковь может пастырски предупредить православных граждан об опасности, которую представляют для православия те или иные партии и кандидаты.

В таких случаях с преобладающей традиционной российской конфессией, как правило, солидарны и авторитетные инстанции других традиционных конфессий. И в первую очередь российского ислама.

ИСЛАМ И ВЫБОРЫ

Российский ислам не принял решения воздерживаться от участия в выборах. Но в целом, как и Московский Патриархат Русской Православной Церкви, руководство традиционного ислама – татаро-башкирского (Центральное духовное управление мусульман) и кавказского (Координационный центр мусульман Северного Кавказа) – придерживается в отношении политических партий нейтралитета, оказывая определенное предпочтение партиям власти. Впрочем, в отношении партийно-политических предпочтений мусульмане России могут занимать три позиции.

Те мусульмане, для которых конфессиональная идентичность не является значимым фактором (то есть они голосуют просто как «россияне», а не как «россиянемусульмане»), осуществляют свой выбор без учета партийной идеологической специфики. Большинство таких «несознательных» мусульман будут голосовать за «Единую Россию», в чем проявится их лояльность российской государственности. Недовольные этой государственностью отдадут свои голоса партиям оппозиции.

Вторая позиция – это такой политический выбор, при котором мусульмане голосуют за участие в государственном строительстве как самостоятельная сила, солидарная с русскими, но имеющая свои особенности и сохраняющая самобытность. Таков выбор руководства Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), в частности шейх-уль-ислама Талгата Таджуддина.

Третья позиция – это партийное строительство по конфессиональному признаку — создание «исламских партий». Здесь активнее всего ведут себя экстремисты — носители ваххабитского, радикально-фундаменталистского направления в исламе. На этом фланге выделяется «Евразийская партия России – Союз патриотов России». Учитывая финансирование из международных ваххабитских источников и связи с радикальным исламским подпольем, она представляет собой серьезный вызов российской государственности.

Очевидно, что подобные организации не могут не вызывать жесткого неприятия как у государственных инстанций, так и у Православной Церкви и представителей традиционного ислама.

БУДДИЗМ И ПАРТИЙНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

В отношении российских буддистов особенных проблем в контексте выборной ситуации не наблюдается. Экстремистские силы, которые настаивали бы на придании буддизму фрондирующего политического измерения, отсутствуют. При этом в среде буддистов также идет религиозное возрождение, и верность этой религии депутатов от национальных республик, где большинство исповедует буддизм, будет играть на выборах 2003 года большую (по сравнению с предыдущими выборами) роль.

ИУДАИЗМ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Процент людей, исповедующих иудаизм в России, в электоральном смысле ничтожен, но значение этнических евреев в политической жизни велико. Их активные жизненные установки, века существования в сложнейших условиях выковали их гиперактивный характер. Веру предков сохранило меньшинство, но своей солидарностью этот народ выгодно отличается от большинства других. Многие евреи, занимающие высокие посты в социально-политической жизни, часто не ассоциируют себя с иудаизмом напрямую, придерживаясь либо православных, либо атеистических взглядов, но при этом у большинства сохраняются чувствительность в отношении веры и симпатия к ней.

Между тем в российской политике религиозные иудеи представляют собой чрезвычайно показательную группу. На первых этапах реформ исповедующие иудаизм и вообще большинство евреев оказались в стане реформаторов и приоритетно поддержали либеральные и западнические политические проекты и партии – «Демократическую Россию», «Выбор России», «Яблоко». Однако в последние годы ситуация изменилась. Переломным моментом стало избрание президентом Владимира Путина, которого искренне поддержала вначале одна часть традиционных иудеев (крыло любавических хасидов, верховный раввин Берл Лазар), а после отъезда из страны бывшего лидера РЕКа Владимира Гусинского – и вторая половина – миснагеды (верховный раввин Адольф Шаевич).

Позиция раввината повлияла на евреев, активных в российской политике и СМИ. Большинство из них заняло умеренно патриотические позиции, пересмотрев эксцессы «либерализма» и «западничества». В ходе предвыборной кампании иудаизм, скорее всего, будет занимать нейтральную или центристскую позицию.

ПОЛИТЕИЗМ

Национальные языческие обряды сегодня также возрождаются на региональном уровне – бурханизм на Алтае, тенгрианство в Якутии, национальные культы мордвы, чувашей, эвенков и т.д. Несмотря на то, что местные политеистические культы пока играют сравнительно скромную роль, с этим фактором тоже нельзя не считаться. В этом вопросе и власти, и традиционным конфессиям следует проявить максимум деликатности. Ни в одном регионе России они пока недостаточно сильны для организации весомого национал-сепаратистского движения и выражают процесс этнокультурного возрождения, приветствовать и поддерживать которое призваны и власти, и основные религии России.

РОЛЬ РЕЛИГИИ РАСТЕТ

Религиозное самосознание становится устойчивым фактором коллективной идентификации широких слоев российских граждан. Так постепенно религии заполняют идейный вакуум, образовавшийся в связи с крахом советской идеологии. В этом проявляется и ответ россиян на вызов глобализации: те, кто не хочет становиться «общечеловеками», позиционируют себя как «православных», «мусульман», «буддистов», «иудеев» России. Конфессиональная принадлежность становится важным элементом национального самосознания.

Такой поворот ставит ряд вопросов.

Перед традиционными религиозными институтами – как отозваться на возрастающий социально-политический запрос граждан, взыскующих веры?

Перед политическими партиями – какую позицию занять в выборной ситуации в отношении традиционных конфессий?

Перед властью – как отнестись в административно-правовом аспекте к возрастанию социально-политического влияния религий на общественную жизнь, какие правовые механизмы задействовать?

Какие-то ответы мы получили. Какие-то дали. Что же касается позиции партии «Евразия», то мы остаемся последовательными сторонниками возрождения традиционных конфессий России и поборниками усиления их социально-политической, административной и ценностной роли для государства и страны в целом.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Национальный вопрос
Концепт
Национальный вопрос. Кем станем мы, когда он будет решен?
Дмитрий Петров
Государство–нация — «опасный анахронизм»?
Сергей Градировский
Российские выборы и Российские конфессии
Александр Дугин
Холокост. Мы, Европа и евреи — до и после
Дмитрий Шушарин
Несколько слов об этноконфессиональности
Максим Шевченко
Россия и политический ислам
Гейдар Джемаль
Межэтнические конфликты — предвестники грядущих катастроф
Михаэль Лайтман
Сообщения
Самый северный в мире «сабантуй» пройдет в Архангельске
Учащихся французских школ будут исключать за антисемитизм
От информации к знанию
Корпоративные связи продолжают развиваться. Теперь – в сфере культуры
Туркменбаши назначили пророком. Его собственные министры
Конкурс нового отечественного плаката завершен. Разань
В Вологде мусульмане выступили против освящения школ
«Дни PR в Москве». Пора думать об имидже государства
Группа компаний «Никколо М» отметила свой 14-й день рождения. Торжественно
Религия вне политики
Практика
Тщетные поиски русских в России
Сергей Митрофанов
Возгорание можно предупредить
Владимир Зорин
Сепаратизм в современной России
Михаил Виноградов
Газета как агитатор и организатор... Погрома
Эдуард Михневский
Об особенностях фасеточного взгляда
Игорь Сид
Миф о миграционной угрозе разоблачен
Вячеслав Глазычев
Оперативный простор
Я верю в доверие
Джейда Айдэде
«Беспредельная» миграция
Анна Бражкина
Март. Нестерпимо хочется…
Вера Васильева
Мастерская уникальных историй и грез
Полный провал штандартенфюрера
«Энциклопедия PR»
Халява, сэр!


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.