Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Антропотоки / Практика

Миграция. Национальный контекст


Ольга Выхованец
Специально для «Со-Общения»
olgadmtr@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Спасет ли страну репатриация кадров?<ик> Принято считать, что в России не хватает рабочих мест. Между тем на самом деле в России не хватает людей. Не хватает ученых. Профессионалов. Учителей. Слесарей. Токарей. Пекарей. Пахарей… Где же их взять? Как вернуть исследователей, блуждающих в поисках грантов по западным университетам? Как удовлетворить нужду в рабочей силе? Ответы на эти вопросы порой звучат неожиданно и спорно. Но они звучат.

МИГРАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Несмотря на увеличившийся в последние десятилетия миграционный поток в Европу из стран Азии, Африки, Ближнего Востока, а также с территории бывшего Советского Союза, по данным статистики, в большинстве европейских стран 80—90% населения составляют по-прежнему титульные (дающие название стране) нации. Россия по этим меркам в глазах Европы является русским государством.

Крупнейший этнос на территории РФ — татары составляют 4%, а общая численность всего нерусского населения не превышает 20%. При этом старшее поколение в гораздо большей степени объединяет ментальность не этническая, а государственно-идеологическая — советская, но базирующаяся на русской культуре. То есть людей культурно-русских в стране гораздо больше, чем русских этнических.

Однако большое количество различных этнокультурных зон, сопоставимых с европейскими странами по территории и численности населения, а также усиливающееся демографическое давление со стороны сопредельных государств, обусловленное как слабой заселенностью большей части страны, так и «обратной волной» со стороны народов и стран, некогда бывших культурной провинцией России, диктуют особое отношение именно к национальной составляющей миграционных потоков.

Другим фактором, определяющим особенности миграционной политики в Российской Федерации, является потребность в неквалифицированной рабочей силе. Естественно, России нужны качественные профессионалы и ученые. Но эта проблема достаточно остро стоит и в других странах.

Что же касается главной — специфически российской — проблемы, то состоит она в огромной нехватке промышленных рабочих, учителей, строителей (не говоря уже о пахарях и животноводах), многократно превышающей аналогичные потребности западных стран. Ее решение прямо зависит от того, как будет осуществляться миграционная политика: станет ли миграция ресурсом развития России или же превратится в угрозу ее целостности — культурной, территориальной, экономической.

ГДЕ ОНА — РАБОЧАЯ СИЛА?

Сегодня спрос на иностранную рабочую силу в РФ связан не столько с поиском дешевых рабочих рук (как, например, в США), сколько с дефицитом кадров.

В США существующее положение объясняется временным упадком в экономике и инерцией системы образования. Однако там есть основания на отрезке в 7—10 ближайших лет прогнозировать изменение ситуации в лучшую сторону.

В России дефицит кадров будет только обостряться. И снизить эту остроту можно, лишь проводя политику, ориентированную на расширение миграции.

В этой связи следует выделить две приоритетные тактические задачи: обеспечение репатриации квалифицированных и научных кадров и поощрение неквалифицированной трудовой миграции молодежи и лиц среднего возраста.

РЕПАТРИАЦИЯ КАДРОВ И «ЦИРКУЛЯЦИЯ МОЗГОВ»

Необходимо приступить к осуществлению политики, направленной на возвращение в страну, прием и обустройство русскоязычных квалифицированных специалистов из ближнего и дальнего зарубежья. Такая политика, безусловно, будет нуждаться в правовом, а также экономическом и психолого-мотивационном обеспечении.

Именно люди, воспитанные в русском языке, в русской культуре, — соотечественники — способны лучше других понять, что происходит в стране, и эффективно работать с русской ментальностью. И в то же время именно они могут хорошо адаптировать к российским условиям то хорошее, что есть на Западе (в сфере экономики, бизнеса, управления), а не переносить вслепую готовые схемы.

При этом, как уже говорилось, политика возвращения соотечественников нуждается в правовом обеспечении. Сегодня существуют два основных нормативных акта, регулирующих отношения с соотечественниками: это «Федеральный закон о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», принятый в 1999 году, и «Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002—2005 годы», принятые в ноябре 2002 года.

Несмотря на ряд серьезных огрехов, содержащихся в обоих документах, и в Законе, и в «Основных направлениях» имеются положения, которые можно и должно применять именно для обеспечения репатриации. Это, прежде всего, статья 5 Закона, гласящая: «Цели государственной политики… заключаются в оказании поддержки и помощи… в реализации … права … на возвращение в Российскую Федерацию».

В «Основных направлениях» сказано еще точнее: «Российская политика в отношении соотечественников за рубежом направлена на… формирование механизмов их законной контролируемой миграции в Россию. Россия… намерена принимать на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их проживания».

Будут ли эти положения претворяться в жизнь, покажет время.

В любом случае особую роль в выполнении описанных выше задач будет играть экономическое обеспечение квалифицированных репатриантов и мигрантов, заинтересованных в достижении достаточно высокого жизненного уровня при реализации своего творческого и научного потенциала.

Важно отметить, что процесс «репатриации мозгов» отнюдь не должен быть увязан с физическим местонахождением ученого на территории РФ. Для большинства крупных ученых и профессионалов характерен транснациональный образ жизни. В этом смысле необходимо, чтобы они включили Россию в свой график, а сами приняли участие в проектах, связанных с нею и с русским. Это вполне возможно при решении ряда экономических задач, в первую очередь при обеспечении хорошей научной и материально-технической базы.

Что касается основной массы научных работников, особенно молодых, выезжающих за рубеж, то шансы России вернуть их не только виртуально, но и реально достаточно велики в случае, если будет запущен процесс «циркуляции мозгов». Речь идет о циклических перемещениях: отъезд за границу для обучения и дальнейшей работы, а затем возвращение на Родину и улучшение профессиональной позиции за счет преимуществ, полученных во время пребывания за рубежом.

Условия для реализации такого цикла достаточно благоприятны. Многие исследователи, не имеющие шансов занять «постоянную позицию» в научных учреждениях Запада, кочующие из университета в университет, из страны в страну, отнюдь не торопятся разрывать связи с Родиной и продолжают числиться в штате российских научных учреждений. Но применение государством соответствующих шагов к их возвращению в Россию полностью зависит от «заказа» хозяйствующих субъектов. И здесь необходимо и на региональном, и на федеральном уровне осуществлять политику согласования интересов. Это один из тех случаев, когда российское государство может оказаться полезным российскому бизнесу, одновременно решая собственные задачи.

Думается, что при обеспечении правовых и экономических условий возвращения на Родину потребуется минимум действий, направленных на психологическую мотивацию репатриантов. Особенно репатриантов из последней эмиграционной волны (и «вынужденной» эмиграции ближнего зарубежья), сохранивших русский язык, обычаи, ментальность.

МИГРАНТЫ — ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ РОССИИ

Неквалифицированная молодежь и лица среднего возраста (причем не только русскоязычные и не только из стран СНГ) представляют собой мощный источник рабочих рук в сферах, не требующих высокой квалификации, а также инструмент улучшения демографической ситуации. Их привлечение в Россию является второй из обозначенных выше главных тактических задач.

При этом надо учитывать, что большая часть представителей трудовой миграции из стран СНГ вовсе не стремится остаться в России на постоянное место жительства. По мере укрепления экономик своих государств этот поток будет уменьшаться (уже сейчас объемы миграции из стран СНГ упали, и нет никаких предпосылок к их росту), и для его привлечения потребуются дополнительные усилия.

Выполнение этой задачи также нуждается в серьезном правовом обеспечении.

Сегодня федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает использование мер, позволяющих достаточно эффективно регулировать миграционный поток. Среди них — введение миграционных карт, а также квот на выдачу разрешений на временное проживание и квот на выдачу приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте федерации. В статье 11 указанного закона детально прописан порядок передвижения иностранных граждан в пределах страны. В целях учета иностранных граждан, пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации, создается центральный банк данных.

Что же касается получения мигрантами российского гражданства и права на постоянное место жительства, то, думается, к лицам, желающим их получить, следует применять только одно жесткое требование: обязательное знание русского языка.

Отношение российских властей к мигрантам должно определяться не только и не столько отношением к стране, откуда они прибыли, и не их национальностью, сколько реальным принятием языковых и культурных требований.

На втором месте по значению находится социокультурная адаптация.

Из множества вопросов, требующих решения в этой области, одним из важнейших является создание системы образования (не только и не столько взрослых, сколько детей), направленной, прежде всего, на то, чтобы подрастающее поколение было как можно более адаптировано к социокультурному ядру России, чтобы видело в России свою Родину.

Важно, чтобы в национальных школах (а они обязательно будут открываться вместе с ростом числа детей, рождающихся при компактном проживании мигрантов одной национальности) качественно и профессионально велось преподавание не только русского языка, но и таких предметов, как российская история и география, русская литература.

ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ

В экономической сфере российское законодательство предоставляет в распоряжение хозяйствующих субъектов инструмент квот, применение которого должно находиться под государственным контролем.

В первую очередь миграционные потоки должны быть использованы для освоения (реосвоения) сельскохозяйственных угодий и в добывающей промышленности. Для сезонных работ и работ вахтовым методом наиболее подходят те категории мигрантов, которые либо изначально не предполагают остаться на постоянное место жительства, либо еще не приняли окончательного решения.

Система распределения мигрантов по квотам, безусловно, должна учитывать культурную составляющую социокультурного профиля территории, куда они прибывают, поскольку для приобретения необходимых данной территории профессий неквалифицированная молодежь будет учиться, а не переучиваться.

Так же необходимо на льготных условиях легализовать иностранных рабочих по факту их проживания на территории РФ. Речь не идет о предоставлении им гражданства, но «разрешение на временное проживание» и/или «вид на жительство» позволит не только ужесточить контроль за работодателями и обеспечить социальные гарантии мигрантам, но и значительно облегчить их последующую социокультурную адаптацию.

ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Принимая во внимание тот факт, что все большую долю в миграционном потоке занимают выходцы из стран социокультурных типов, отличающихся (и порой значительно) от российского, можно рассматривать миграцию как один из аспектов национальной безопасности.

И если приоритетной задачей является привлечение мигрантов, изначально культурно комплементарных российскому государству, то резонным представляется и формирование в мире особого геокультурного пространства, которое и будет использоваться как их источник.

Строго говоря, Россия уже располагала ресурсом для построения такой системы. Но он был потерян. Речь идет о десятках тысяч выпускников советских вузов — выходцев из Африки, Центральной Азии, Индии, Кореи, Китая, с Ближнего Востока и т.д., — иными словами, именно из тех стран и регионов, демографическое давление которых сегодня ощущает Россия.

Но что же сегодня может быть сделано для того, чтобы потенциальные мигранты из этих стран изначально воспринимали русскую культуру, русский язык не как нечто чуждое и враждебное, но напротив — полезное, мирное и понятное?

Во-первых, нужна программа сотрудничества с соотечественниками, предусматривающая создание механизмов развития и поощрения форм разнообразной и взаимовыгодной кооперации с соотечественниками, совместного предпринимательства, а также иной деятельности, выгодной и в политической, и в экономической сфере не только диаспоре, но и России. Во-вторых, для существующих сегодня за рубежом организаций соотечественников следует разработать специальные программы по созданию положительного образа Родины и по работе с местным населением с учетом особенностей каждой страны.

Чем сильнее будет взаимодействие на культурном уровне разных национальностей, тем легче мигранты будут адаптироваться при прибытии в Россию.

В-третьих, важно не перегнуть палку, «забирая» из страны русскоязычное население, так как в этом случае культурные связи будут необратимо ослабляться — некому станет поддерживать имидж России на повседневном, бытовом уровне.

Реализация подобных программ, включающих, например, создание языковых и правовых курсов, организацию дней культуры, проведение кампаний в СМИ, туризм и так далее (в сочетании с продуманной работой среди принимающего мигрантов населения в России), может позитивно сказаться на экономических и политических связях между странами, существенно облегчить процесс социокультурной адаптации мигрантов, что снизит риск межнациональных конфликтов и позволит использовать миграцию как ресурс развития государства вне зависимости от того, какие нации и народы будут в ней участвовать.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Антропотоки
Концепт
Тропы, по которым топают толпы
Дмитрий Петров
Антропоток — вызов современному мироустройству
Сергей Градировский
Миграция: мифы и реальность
Иммануил Валлерстайн
Политика сохранения социокультурного ядра как методологический вызов
Олег Генисаретский
Антропоток как смена идентичностей
Константин Крылов
Миграция. Диффузия. Антропоток
Александр Пятигорский
Национальная идентичность перед вызовом глобализма
Андрей Рябов
Пробел в ветхом завете
Анатолий Вишневский
Русский мир как объект геокультурного проектирования
Сергей Градировский
Сообщения
135 млн рублей выделено на поддержку соотечественников за рубежом
Новые менеджеры России будут стажироваться в Швеции
«Русские немцы» намерены переселяться из Фрг в Свердловскую область
Православные депутаты собрались в Таллине
45 600 россиян присвоили «народную марку 2002» России, Петру I, Автовазу и некоторым другим
«Прага и зарубежная Россия». Новая книга представлена русской общиной в Чехии
Интеллектуальный марафон набирает обороты
Практика
Россия: опыт комплементарной колонизации
Сергей Переслегин
Идущие за горизонт
Михаил Кутузов
Рудименты колониальной системы
Мирон Боргулев
Политика натурализации в европейском союзе и США
Борис Межуев
Миграция. Национальный контекст
Ольга Выхованец
Оперативный простор
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Лучник о «лучнике»
Игорь Писарский
Замысел украсть невозможно
Надежда Явдолюк
PR-книга
Алексей Кривоносов
Купи тепло и свет в свой дом
Юлиана Слащева
Нефтяники чтут этический кодекс. А вы?
Наталия Мандрова
Полет мечты
Вера Васильева
Жить, чтобы любить, творить, чтобы жить...
Феерическое шоу на альпийском снегу
Право на попытку
Позитивный маркетинг
Счастье в стиле postmodern


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.