Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Антропотоки / Практика

Рудименты колониальной системы


Мирон Боргулев
специально для «Со-Общения»
mborg@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Или новое звучание старых связей
Современная международная миграция — это отзвук недавнего колониального прошлого. Страны Европы принимают иммигрантов не равномерно со всего мира. У каждой из них есть свои «изгои» и любимчики. В каждой из них представителям одного народа оказывается предпочтение по сравнению с представителями другого. Как правило, особыми симпатиями пользуются иммигранты из бывших колоний. Иногда такое неравенство закреплено в законодательных актах, иногда нет, но всё равно оно наблюдается в обществе.


КТО КОГО ПРИНИМАЕТ

Пожалуй, из всех развитых стран подобное явление наиболее полно отражено в законодательстве Испании. Там выделяются так называемые «ибероамериканские страны», под которыми подразумеваются испаноязычные страны Латинской Америки, а также с недавних пор Филиппины и Экваториальная Гвинея — бывшие испанские колонии. Выходцы из этих стран имеют льготы при получении испанского гражданства: им нужно прожить в стране два года, а не десять, как гражданам остальных государств. С большей частью этих государств Испания заключила соглашения о двойном гражданстве. При этом с остальными государствами Испания института двойного гражданства не признает. Естественно, значительная часть иммигрантов прибывает в Испанию из этих стран, а также из Португалии и Марокко, которые тоже в разные годы были испанскими колониями и попали в испанскую культурную орбиту.

Сходную картину мы можем наблюдать в Великобритании и Франции. В Великобритании среди прибывающих иммигрантов заметна доля выходцев из Индии и Пакистана, а также бывших африканских колоний Великобритании. Великобритания, ее бывшие доминионы и колонии до сих пор сохраняют взаимодействие. Оно чрезвычайно институционализировано: страны Содружества регулярно проводят общие мероприятия, вроде спортивных Игр Содружества, объединены официальным английским языком, многие из них признают в качестве главы государства английскую королеву. Даже в таких больших и влиятельных странах, как Канада, Австралия или Новая Зеландия, претендент на гражданство должен знать имя главы государства (королевы) и генерал-губернатора, а в Новой Зеландии — даже произнести клятву на верность королеве Новой Зеландии Елизавете II. Элита стран—членов Содружества получает образование в основном в британских университетах, а высшие учебные заведения стран—членов Содружества во многом построены по британской модели.

Франция не создала из своих бывших колоний организацию, подобную Содружеству. Однако неформальное сотрудничество с ними также заметно: Франция сохраняет свое военное присутствие во многих своих колониях в Африке, чувствует за собой ответственность за решение конфликтов между ними, как это произошло, например, в Руанде. В свою очередь, среди иммигрантов во Франции много представителей Конго и стран французской Северной Африки: Алжира, Туниса, Марокко. В тех же колониях, которые остались в составе Франции, — Гвиане, Мартинике, Французской Полинезии жители являются гражданами Франции и пользуются полным правом перемещения и работы во Франции.

Даже в маленьких Нидерландах можно наблюдать в составе населения заметную долю суринамцев — представителей единственной бывшей нидерландской колонии. Из другой нидерландской колонии — Индонезии — иммигранты практически не приезжают, возможно, причиной этого является закрытость страны в прошлом, а также то, что Нидерланды не смогли переварить такую большую страну: в индонезийском народе практически не проявились следы колониального прошлого.

Иногда сотрудничество стран с бывшими колониями принимает несколько иные формы. Например, Япония сейчас практически не принимает иммигрантов, однако стоит обратить внимание на то, что значительную часть инвестиций она делает в экономику Тайваня и Южной Кореи, своих бывших колоний. Да и среди имеющихся в Японии диаспор можно выделить только китайскую и корейскую, пусть даже и очень немногочисленные.

Естественно, указанные выше отношения не являются стопроцентными — есть исключения и из этого правила. Например, Вьетнам был французской колонией, но иммигрантов поставляет в основном в Северную Америку: США и Канаду. Основной поток эмигрантов из Филиппин направлен не в Испанию, а также в Северную Америку. Мексиканцы тоже уезжают не в Испанию, а чаще в США. Объясняется это, в частности, различными социокультурными переработками постколониального периода: войной во Вьетнаме, вторичной колонизацией Филиппин, географической близостью в случае разного рода конфликтов Мексики.

ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА

Есть ли какие-то причины, заставляющие иммигрантов из бывших колоний ехать в свои бывшие метрополии, а метрополии — предпочитать одни страны другим? Я бы выделил следующие причины такого сотрудничества:

1. Язык. Действительно, для адаптации в новой стране пребывания необходимо знать ее язык: владение им является одним из основных требований к иммигрантам. Между тем в колониях, как правило, уже сложилось образованное сообщество, владеющее языком метрополии, нередко он является официальным языком или основным языком образования. Так что выучить в колонии язык метрополии не так уж сложно, а это впоследствии значительно облегчает жизнь на новом месте. Естественно, из двух стран иммигрант скорее выберет ту, язык которой он знает лучше.

2. Налаженные контакты. Значительные землячества выходцев из колоний существуют в метрополиях, как правило, еще с колониальных времен. Есть и религиозно-культурная инфраструктура. Наличие земляков также облегчает адаптацию вновь прибывшего иммигранта в обществе.

3. Образовательные традиции. Почти во всех бывших колониях система школьного и высшего образования была создана колониальными властями и сохранила черты, заложенные в то время. Поэтому граждане этих стран уже ориентированы в рамках и ценностях культуры метрополии.

Метрополии также заинтересованы в приеме выходцев из собственных бывших колоний. Страны, принимающие иммигрантов, стремятся предотвратить размывание собственного языка и собственной культуры, сохранив их в противовес всемирному натиску английского. Поэтому они готовы принимать иммигрантов, в основном владеющих языком. А их проще всего найти в бывших колониях. В этом контексте очень показателен пример Нидерландов: единственная развивающаяся страна, в которой нидерландский язык является официальным, — Суринам поставляет Нидерландам значительное количество рабочей силы. В плане важности удержания традиционных для населения языка и культуры показателен пример Канады: движение за сохранение французской культуры в Квебеке привело к тому, что эта провинция получила право отдельного отбора иммигрантов на свою территорию. Следствием такого рода политики стало то, что доля иммигрантов, владеющих французским языком, превысила долю коренных квебекцев, для которых он является родным.

ВЫБОР НАПАРНИКА

Странам же, не имевшим собственных колониальных империй, приходится сложнее: у них нет стран, в которых были бы уже подготовленные иммигранты, знающие их язык и культуру, подготовленные в их традиции образования. Да и немногие страны готовы предоставить им иммигрантов: из бывших колоний люди едут в основном в бывшие метрополии, а остальных стран остается не так много. Но и здесь странам выгоднее иметь постоянные источники иммигрантов, чтобы можно было вынести в страну происхождения часть механизмов адаптации, которые колониальные империи сформировали в далеком прошлом. И такое явление мы можем наблюдать в отношениях, например, Германии и Турции, Италии и Албании: у этих стран давние и постоянные отношения, в странах происхождения функционируют языковые курсы, заключаются договоры о совместной борьбе с нелегальной миграцией. Следует заметить, что выбор страны происхождения основной части мигрантов также имеет некоторую историческую обоснованность. Значительную роль играет тут и географический фактор, например в случаях сотрудничества Туниса и Италии или Албании и Греции.

ЮЖНАЯ ЕВРОПА — РАЙ ДЛЯ МИГРАНТОВ

Поскольку, как мы видим, основные страны—приемники иммигрантов из бывших колоний сосредоточены в Европе, особое значение эта проблема получает в контексте европейской интеграции. Европейские страны ориентированы на прием иммигрантов из разных стран, на разные виды отношений с ними (организации вроде Содружества, двойное гражданство, договоры со странами—источниками иммигрантов). Проблему усугубляет и разница в уровне развития европейских стран: если страны Северной Европы (Германия, Франция, Великобритания, Швеция) уже приняли значительное количество иммигрантов и склонны ужесточать иммиграционную политику, то в Южной Европе (Испания, Италия, Греция) экономика только вошла в фазу активного приема иммигрантов, и эти страны нуждаются в достаточно либеральном иммиграционном законодательстве. Такое разделение в европейских странах начинает приводить к переориентации миграционных потоков: например, появились значительные потоки мигрантов из французской Северной Африки в Италию, из Пакистана в Грецию. Все эти различия делают весьма затруднительной выработку единой миграционной политики Европейского союза.

РОССИИ НА ЗАМЕТКУ

Для России из всего этого можно сделать следующие выводы: потенциальным источником иммигрантов в ближайшее время являются страны, уже испытавшие на себе русское культурное влияние: страны СНГ, Монголия, Северная Корея. В более далекой перспективе в качестве стран потенциального притока иммигрантов могут рассматриваться страны Азии и Африки либо не имевшие колониального прошлого, такие, как Афганистан, либо имевшие очень слабую метрополию, такие, как Эфиопия, Бразилия и т.д. Значительная иммиграция из бывших французских или английских колоний вряд ли возможна.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Антропотоки
Концепт
Тропы, по которым топают толпы
Дмитрий Петров
Антропоток — вызов современному мироустройству
Сергей Градировский
Миграция: мифы и реальность
Иммануил Валлерстайн
Политика сохранения социокультурного ядра как методологический вызов
Олег Генисаретский
Антропоток как смена идентичностей
Константин Крылов
Миграция. Диффузия. Антропоток
Александр Пятигорский
Национальная идентичность перед вызовом глобализма
Андрей Рябов
Пробел в ветхом завете
Анатолий Вишневский
Русский мир как объект геокультурного проектирования
Сергей Градировский
Сообщения
135 млн рублей выделено на поддержку соотечественников за рубежом
Новые менеджеры России будут стажироваться в Швеции
«Русские немцы» намерены переселяться из Фрг в Свердловскую область
Православные депутаты собрались в Таллине
45 600 россиян присвоили «народную марку 2002» России, Петру I, Автовазу и некоторым другим
«Прага и зарубежная Россия». Новая книга представлена русской общиной в Чехии
Интеллектуальный марафон набирает обороты
Практика
Россия: опыт комплементарной колонизации
Сергей Переслегин
Идущие за горизонт
Михаил Кутузов
Рудименты колониальной системы
Мирон Боргулев
Политика натурализации в европейском союзе и США
Борис Межуев
Миграция. Национальный контекст
Ольга Выхованец
Оперативный простор
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Лучник о «лучнике»
Игорь Писарский
Замысел украсть невозможно
Надежда Явдолюк
PR-книга
Алексей Кривоносов
Купи тепло и свет в свой дом
Юлиана Слащева
Нефтяники чтут этический кодекс. А вы?
Наталия Мандрова
Полет мечты
Вера Васильева
Жить, чтобы любить, творить, чтобы жить...
Феерическое шоу на альпийском снегу
Право на попытку
Позитивный маркетинг
Счастье в стиле postmodern


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.