Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/2/practice/0


Россия: опыт комплементарной колонизации

Традиции прошлого
Несколько столетий континентальной экспансии позволили Российской империи накопить значительный опыт организации многонациональной, мультикультурной жизни. Например, в XIX веке 40% дворянских фамилий Москвы имели «колониальное» происхождение! Этот опыт не только не должен быть опрометчиво утрачен, но может быть успешно освоен и использован современными стратегами развития России. И — а почему бы и нет? — их коллегами на Западе.

В АЗИЮ, ЗА ХЛОПКОМ

Продвижение российской государственности на восток и юг обусловливалось экономическими причинами, в каждом конкретном случае — своими. Так, последовательное присоединение Западной Сибири, Восточной Сибири, Чукотки, Аляски было вызвано потребностью государства в экспортных товарах — пушнине, моржовой кости, золоте. Наступление же на юг, вторжение в государства Средней Азии имело причиной острый «хлопковый голод» российской промышленности во второй половине XIX века. Таким образом, русская экспансия никогда не носила идеологического (миссионерского) характера. Она была обусловлена исключительно экономической выгодой и представляла собой «государственное предприятие», поддержанное имперской военной машиной. Очевидное превосходство вооруженных сил великой державы «европейского уровня развития» обусловило сравнительную мягкость колониальной политики: завоеватели не испытывали страха перед покоренными народами и территориями.

Как правило, присоединение новых земель к империи осуществлялось в три этапа. На первом шаге колонизируемая область подвергалась сильнейшему ассимиляционному давлению: в мусульманских регионах разрушались мечети, уничтожалось (физически или экономически) духовенство, разорялась правящая верхушка. Сразу же после завершения «стадии завоевания» (в XVI — XVII веках она могла продолжаться десятилетиями, а к XIX столетию не превышала нескольких лет) перед знатью и военным сословием открывались возможности вернуть потерянные власть и богатство, перейдя на русскую службу. При этом к ним не предъявлялись какиелибо требования идеологического или религиозного характера, приобретенный ими статус распространялся на всю империю, включая столицу. В XIX веке около 40% дворянских фамилий Москвы имели «колониальное» происхождение.

ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ

Екатерина II институциализировала третий этап: Российская империя объявила себя покровительницей завоеванных народов: их религий, традиций, обычаев — и интегрировала в себя наиболее активные, пассионарные элементы всех этнических групп и конфессий. Так, с 1784 года всем татарским мурзам и башкирским старшинам были предоставлены права дворянства, с 1787 года мусульманские купцы получили льготы в торговле с Туркестаном, Индией, Китаем, Ираном. В том же году был издан Коран в арабском оригинале, а в 1788 году учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание. На этом этапе в колонизированных регионах было сформировано духовное сословие, комплементарное руководству империи. По сути, имела место прямая смена религиозной оболочки из чисто прагматических соображений или переход от скалярной к комплексной этноконфессиональной идентичности. Такая политика имела успех: Россия XIX столетия не знала сколько-нибудь серьезных этнических или конфессиональных восстаний в «колониальных» областях. Мусульманское население служило на добровольных началах в армии и на флоте.

В конце XIX столетия в ходе полемики между «традиционным» и «обновленческим» («джадидистским») крыльями ислама обе стороны широко апеллировали к русским властям и общественному мнению империи. После революции 1905 года в Государственной думе активно действовала мусульманская фракция. К началу Первой мировой войны Россия (в отличие от Австро-Венгрии) сохранила свою территориальную и структурную целостность. В составе 1-й армии Ренненкампфа сражалась 1-я кавалерийская дивизия Хана Нахичеванского, немало мусульман воевало в составе Туркестанских и Кавказских армейских корпусов. Даже вступление в войну Турции, развертывание центральными державами пантюркистской и панисламистской пропаганды не нарушили политического равновесия в Российской империи. И хотя отдельные восстания имели место непосредственно в зоне военных действий (Чорохский район Аджарии), но они отнюдь не имели того размаха, на который рассчитывало турецкое командование, и после Саракамышской победы русских войск сошли на нет.

Безусловно, в этой короткой статье сложно в подробностях разобрать и проанализировать конкретные методы, которые успешно использовались администраторами и стратегами империи по отношению к этическим, религиозным и культурным меньшинствам. Однако важно упомянуть о том, что пришедшие им на смену силы оказались — до поры до времени — способными и рачительными наследниками.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ

Вразрез с установившимся мнением рискнем утверждать, что советская власть не без успеха продолжила традиционную российскую политику комплементарной колонизации. Замена христианских и мусульманских представлений о рае «коммунистической утопией» вполне решала проблему экзистенциального голода. Сложившаяся в стране идеология оказалась весьма привлекательной для многих мусульман. Культурный и технологический подъем «национальных окраин» был одним из приоритетных направлений экономической политики страны, обоснованием которой стала сравнительная дешевизна рабочей силы при ее удовлетворительном качестве. В советское время чистота, порядок, организованность жизни в мусульманских городах Средней Азии производили большое впечатление на туристов из средней России. Существенных проявлений напряженности между местным и пришлым (русским) населением не наблюдалось.

На основании всего вышеизложенного резонно сделать следующий вывод: в создавшихся условиях «исламского ренессанса» и набирающих мощь «человеческих течений» с неизбежностью встает вопрос об использовании всё той же политики «комплементарной колонизации» для реорганизации экономической, культурной и частной жизни в пограничных территориях. Следует еще раз подчеркнуть, что эта политика может опираться, с одной стороны, на силу — военную, экономическую, научнотехническую, с другой же — на представление о комплексной идентичности.

Дата публикации: 14:39 | 17.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.