Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/2/op/26


Жить, чтобы любить, творить, чтобы жить...

Женщину, ставшую символом культуры 60-х, — Фриду Кало — боготворят миллионы; была создана даже новая религия – калоизм, адепты которой поклоняются Фриде как единственному божеству. Картины мексиканской художницы висят в Лувре и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Наконец, волна фридомании докатилась и до России. Фильм, основанный на реальных событиях из жизни Фриды Кало, по своей сути гимн свободе, воле и открытости в проявлении чувств.

«НАИБОЛЕЕ СМЕШНАЯ ВЕЩЬ В МИРЕ — ЭТО ТРАГЕДИЯ»

Полиомиелит, затем автокатастрофа, тяжелейшие травмы и многочисленные переломы. Более 30 операций, и бешеная жажда жизни. Всепоглощающее желание любить и быть любимой. Патриотизм. Свобода личности и свобода выбора. Фриду Кало часто называют феминисткой, но она никогда не была ею. Она была просто мужественной. Хотела рисовать. Сопротивлялась изо всех сил, верила, надеялась и назло судьбе сумела реализовать природный талант. «Дерево надежды, стой прямо!» – писала Фрида в своем дневнике.

Науку страсти нежной Фрида (в фильме ее играет Салма Хайек) узнала 15 лет от роду, тогда же она познакомилась с толстяком Диего Риверой (Альфред Молина) и объявила во всеуслышание: «Я выйду замуж за этого мачо и рожу от него сына». Слов на ветер Фрида не бросала. Они поженились в мексиканском Койоакане в августе 1929 года. Супруг Кало слыл большим оригиналом. Обожал двусмысленно шутить и сочинять неправдоподобные сплетни про самого себя. Ривера врал так мастерски, что ему верили многие друзья. Чего стоил пущенный им слушок о том, что в молодости он увлекался каннибализмом, поедая с друзьями-художниками мертвечину из морга. Будучи более чем на 20 лет старше любимой, Диего не считал себя связанным брачными обязательствами: «Послушай, это же был просто трах — рукопожатие больше значит». Фрида желала преданности, а он не мог быть таким по определению. Последняя измена Риверы с младшей сестрой Фриды Кристиной (Миа Маэстро) послужила причиной развода великого мюралиста и его музы. Но через год они вновь сыграли свадьбу, чтобы не расставаться никогда.

К ее ногам пали Париж и Нью-Йорк. Очарованная страстным характером Фриды, модельер Эльза Скьяпарелли создала одно из своих лучших платьев — «Мадам Ривера». Жена французского художника Андре Бретона называла ее «мой ангел», а любовный пыл идеологического врага советского пролетариата и эмигранта Льва Троцкого (Джеффри Раш) возгорелся на старости лет с такой силой, что даже сатир Диего не выдержал и заявил обожаемой Фриде, что она разбила ему сердце.

«АВТОПОРТРЕТ НА ГРАНИЦЕ МЕКСИКИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ»

Бюджет фильма — $12 млн — смехотворно мал по меркам Голливуда: мы не увидели бы «Фриду», не поддержи Хайек друзья — Бандерас, Джадд, Нортон и Маэстро, снимавшиеся в фильме буквально за гроши. Примечательно, что в одно время с «Фридой» Хайек стартовал аналогичный проект — «Две Фриды» Фрэнсиса Копполы с Дженнифер Лопес в главной роли. Однако до финиша дошла лишь великолепная Салма. «Фриду» снимали в Мехико. На мексиканской студии «Чурубуско» была сооружена точная копия «голубого дома», в котором Фрида прожила всю жизнь. Мексиканское правительство дало специальное разрешение на съемки в магической Теотихуакане, «там, где были созданы боги».

Вымысел и реальность «Фриды» гармонично сочетаются друг с другом. Супруги Ривера приглашены Нельсоном Рокфеллером в Нью-Йорк. В то время как Диего расписывает стены Центра Рокфеллера, стилизуя изображения апостолов русской революции – Ленина, Троцкого, Дзержинского — на его центральных фресках, Фрида ходит в кино. На экране Кинг-Конг карабкается по отвесной стене небоскреба, но оказывается, что этот монстр – Диего, победно ревущий и молотящий лапами себя в грудь. Они веселятся, развлекаются, приняты светской тусовкой, но идиллия быстро заканчивается. Портрет Ленина возмутил семейство Рокфеллеров. Ривера отказался что-либо менять. Рокфеллер выплатил художнику положенный гонорар и уволил его, а работу уничтожил. СМИ молниеносно воспользовались информационным поводом и начали PR-кампанию против коммунистической заразы. Но гордому Фасто было не привыкать плевать против ветра. А товарищ Фрида и подавно ни перед кем не собиралась лебезить.

Сыграв национальную легенду, Салма Хайек доказала, что она настоящая патриотка не только родной Мексики, но и всего мира: «Я чувствовала внутреннюю необходимость создать фильм о моей родной Мексике и о потрясающей женщине». Для нее и ее соотечественников, работавших над фильмом, «Фрида» — прежде всего личный вклад в развитие позитивного имиджа своей страны за рубежом.

«В ТОТ ДЕНЬ СМЕРТЬ ТАНЦЕВАЛА ВОКРУГ МОЕЙ ПОСТЕЛИ»

Одна из любовниц Кало – мексиканская певица Чавела Варгас, — увидев Хайек в первый раз, заявила, что та – вылитая Фрида. Добиваясь максимальной аутентичности с Кало, Хайек научилась рисовать, прихрамывать, начала брить верхнюю губу, чтобы появились пикантные усики и нарастила брови. По словам Салмы Хайек, главный язык фильма — живопись Фриды. Перед режиссером Джули Тэймор, которая пришла в мир кинематографа из театра, была поставлена задача создать художественную картину, созвучную идущим от сердца автопортретам Кало. Фрида действительно писала сердцем. Эта коммунистка, бисексуалка, алкоголичка и наркоманка была в высшей мере одаренной натурой, чувственной и обольстительной, ироничной и веселой. Распутница, избравшая своим символом умную пройдоху-обезьянку, умела покорять сердца не хуже своего мужа. Богемная атмосфера парижского салона, дым дорогих сигарет, темнокожая волоокая нимфа с чарующим голосом — что еще надо для терпкого счастья? Лесбийская любовь, выстроенная по всем канонам стиля гламур, – один из красивейших эпизодов фильма. Отдельное место в фильме отведено видениям Фриды. В одной из ключевых сцен «Фриды» 90-летняя Чавела Варгас, исполняющая в фильме роль Смерти, вживую поет «La Lorona». Это символическая сцена знакомства Фриды со Смертью отсылает зрителей к метафорам ее картин, которые оживают на экране. И уже неясно, где художественное полотно, а где – сама Фрида. Компания Brothers Quay, специализирующаяся на создании спецэффектов, была призвана для визуализаций кошмаров, преследовавших мексиканку на протяжении всей жизни. Фрида покинула этот мир очень рано, в 47 лет, но каждый день ее жизни был особенным. «Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться». После ее смерти Диего Ривера, как хрупкие лепестки засушенных роз, бережно хранил воспоминания о своей единственной любви.

Константин Смоленский

Дата публикации: 14:39 | 17.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.