Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/2/op/24


Нефтяники чтут этический кодекс. А вы?

Еще одним лауреатом премии «Серебряный Лучник» стал проект ЦКТ «Prопаганда»
«Кодекс корпоративной этики сотрудников Тюменской нефтяной компании». Перед исполнителями была поставлена задача создать не просто понятный каждому из 80 тыс. работников ТНК документ, но и предпосылки для его действенного функционирования.

ПРОБЛЕМАТИКА

Идея создания Кодекса корпоративной этики ТНК принадлежит одному из первых руководителей и акционеров компании — Герману Хану. Кодекс должен был стать интегрирующим документом, определяющим корпоративный дух компании — ее ценности и нормы поведения сотрудников в ситуации сложного этического выбора.

К моменту начала разработки проекта свои кодексы уже разработали «Альфабанк» и «Альфа-Эко», входящие наряду с Тюменской компанией в семью «Альфагрупп». Поэтому этический кодекс ТНК следует рассматривать как часть более глобальной программы всей «Альфа-группы» в области этического менеджмента. От названных компаний группы нефтяной холдинг отличает несоизмеримое число занятых в нем работников и, что самое важное, многообразие представленных видов деятельности.

ТНК сегодня — это вертикально интегрированная нефтяная компания, образованная путем объединения ряда самостоятельных предприятий, от нефтедобычи и до бензоколонки, разбросанных по 15 регионам России. Перед исполнителями стояла задача создать не просто понятный каждому из 80 тыс. работников ТНК документ, но и предпосылки для его действенного функционирования. Именно поэтому была предложена процедура, которая позволяет считать соавторами этического кодекса ТНК более 2100 ее работников.

ТРУДНОСТИ

«Если я увижу в этом документе хоть одно свое слово, то я буду считать его своим», — сказал нам один из рабочих, прощаясь после рабочего совещания, где обсуждался предложенный проект кодекса.

Создание и внедрение этических норм — это управленческая задача стратегического уровня, поэтому здесь нет места широкой демократии. Но это не означает, что работа над кодексом не может являться широким консенсусным процессом.

У ТНК, как у любой компании, была очевидная альтернатива: менеджмент подготавливает документ, проводит его через процедуру утверждения на уровне «верхнего эшелона» (то есть на уровне десятка лиц, участвующих в управлении бизнесом), после чего кодекс считается обязательным для исполнения оставшимися 80 тыс. человек. Однако, понимая, что этические дилеммы, с которыми, к примеру, сталкиваются сбытовики, серьезно отличаются от тех, с которыми чаще всего имеют дело буровые мастера (воздержимся от дальнейшего перечисления), компания приняла решение о полезности вовлечения в процесс обсуждения кодекса представителей всех профессий, существующих в ТНК, на всех уровнях организационной иерархии.

Масштаб интерактивного обсуждения кодекса, состоявшийся в 2002 году в ТНК, стал одной из его основных сложностей, но и обусловил его уникальность для российской практики консалтинга.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Кампания по разработке кодекса велась с апреля по октябрь 2002 года и состояла из трех этапов.

Этап 1. Проектирование

Изучение этических кодексов ведущих зарубежных компаний, начиная от американской Coca-cola и заканчивая голландской Shell, показало, что все они очень не похожи друг на друга. Ведь кодекс — это не типовой, а уникальный продукт, адаптированный под организационную культуру предприятия, под те задачи, которое оно решает. Это не означает, что внутри каждого из них нет четкой методологии. Всех их объединяет базовая предпосылка — кодексы являются прежде всего инструментами профилактики этических нарушений с низким риском разоблачения...

Общее, что объединяет все кодексы, — это то, что они описывают ситуации вокруг типичных для любой рыночной организации этических дилемм. Их четыре:

1) взяточничество (подарки, взятки, развлечения, комиссионные и т.д.), принуждение (угрозы, давление по отношению к зависимому персоналу);

2) обман или введение в заблуждение (клиентов, сотрудников, проверяющих органов, поставщиков, нечестная реклама, клевета на конкурентов, нечестность при заключении и соблюдении контрактов, искажение отчетности);

3) воровство (злоупотребление ресурсами, сговор с поставщиками, технический шпионаж);

4) дискриминация (при найме, конкурсе, продвижении по службе, по половому, национальному, конфессиональному и иным принципам).

Консультанты «Prопаганды» провели серию интервью с менеджерами высшего и среднего звеньев. В первом случае это было необходимо для определения базовых ценностей и целей ТНК, которые должны быть отражены в кодексе. В ходе же бесед с менеджерами среднего уровня были выявлены сферы, где вероятность злоупотреблений наиболее высока. Итогом первого этапа стало появление первой версии кодекса, которая в дальнейшем была предложена на обсуждение в компании.

Этап 2. Обсуждение

Проект этического кодекса ТНК является многофакторным проектом, который родился на междисциплинарном стыке. Он включает в себя элементы организационного консультирования и связей с общественностью посредством информационной кампании, в которой задействован широкий арсенал средств PR.

Основным решением на стадии обсуждения, предложенным консультантами Центра «Prопаганда», стала идея «улицы с двусторонним движением». Движение «сверху вниз» осуществлялось через предъявление топ-менеджментом ТНК базовых ценностей компании, движение «снизу вверх» — через возможность каждому сотруднику ТНК задать свой вопрос, внести предложение или высказать сомнение, опасение или даже претензию.

Основной формой очного обсуждения кодекса стали так называемые рабочие совещания (управляемые групповые дискуссии). Обычно на рабочее совещание приглашалась гомогенная по составу группа, к примеру только сбытовики, или менеджеры среднего звена, или буровые мастера. В среднем в группе было 10—15 человек. Всего было проведено порядка 180 таких совещаний.

Материалы групповых дискуссий оперативно обрабатывались, а наиболее типичные вопросы и затруднения ложились в основу публикаций в местных и корпоративных СМИ.

Таким образом была создана взаимосвязанная система информирования всех работников компании, основанная на прочном механизме обратной связи. Поэтому те работники ТНК, которые не имели возможности принимать участие в очном обсуждении, получали ответы на вопросы, которые у них возникали в отношении кодекса.

С самого начала предполагалось, что основные понятия и базовые положения могут встретить трудности на уровне понимания. Поэтому необходимо было обеспечить каждому работнику доступ к дидактическим материалам, к которым он мог бы обратиться в любой момент. Одним из таких материалов стала богато иллюстрированная комиксами брошюра «Обсуждаем кодекс». В ней в доступной форме рассказывалось, что такое кодекс, какие этические проблемы могут возникнуть на рабочем месте, как их следует решать. Взять себе такую брошюру можно было в бытовке, в столовой, на проходной и т.д.

Этап 3. Интеграция

Все предложения и замечания работников, поступившие в ходе обсуждения кодекса, были суммированы, сгруппированы по соответствию, после чего была проведена работа по корректировке текста документа. В финальную версию документа было внесено порядка 180 поправок на основе предложений работников ТНК. Самое важное — это то, что этический кодекс, каким он в результате стал, полностью соответствует управленческой задаче, которая стоит перед акционерами и высшими управленцами компании. 15 октября 2002 года «Кодекс корпоративной этики сотрудников ТНК» был принят Правлением компании. Сегодня кодекс в виде брошюры получает каждый сотрудник, поступающий на работу в ТНК.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Нам очень хочется надеяться, что тот рабочий, который обещал считать кодекс своим, если он найдет там хотя бы одно свое слово, не пожалел, что посвятил несколько часов своего времени на обсуждение этого документа.

Мы далеки от мысли, что принятие компанией этического кодекса означает, что она в один момент становится этичной. Наличие кодекса — это только первый шаг к тому, чтобы этика стала повседневной нормой деятельности компании. Кодексу придется пройти через испытания, прежде чем он окончательно утвердится. Это означает, что должны появиться реальные ситуации, связанные с этическим выбором, и по тому, каковы будут модели поведения в их разрешении, можно будет подводить итоги.

Дата публикации: 14:39 | 17.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.