Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/2/op/23


PR-книга

Почитаем на досуге?
На рынке PR-литературы — бум. На соискание премии «Серебряный Лучник» в номинации «Лучшая работа по теории PR» в этом году выставлено рекордное количество книг — 127. Об основных тенденциях на рынке литературы в области связей с общественностью рассказывает лауреат премии 2002 года Алексей Кривоносов, чья книга «PR-текст в системе публичных коммуникаций», была признана лучшей.

— В отличие от прошлых «Лучников» на этот раз в номинации «Лучшая работа по теории PR» было заявлено большое число книг — 127. О чем это говорит? Пиарщики созрели для того, чтобы делиться своими секретами?

— Прежде всего нужно разобраться, что же подразумевается под словосочетанием «работа по теории PR». Дело в том, что в этой номинации, согласно Положению о конкурсе, принимается научная, учебная и популярная литература, что, собственно, и было представлено на «Лучнике2002». Широкий подход к пониманию, что же такое «работа по теории PR», привел к тому, что в конкурсе участвовали издания не только по PR, но и по смежным коммуникационным дисциплинам. Были даже заявлены работы по религиоведению! Мне кажется, что нынешняя формулировка «работа по теории PR», предполагающая участие в конкурсе популярной литературы, зачастую представляющей только «кейсы», некорректна. Теория PR, несомненно, подразумевает опору на богатый эмпирический материал, но издания под девизом «Делай, как я» не могут считаться теоретическими работами.

Однако большое количество конкурсантов не может не настраивать на оптимистический лад: это доказательство того, что российский PR активно развивается, и развивается, идя по своему собственному пути, а не слепо калькируя заокеанские образцы. Активное участие российских регионов показывает, что PR-рынок в России расширяется и что региональные практики готовы делиться своими секретами.

— Каким требованиям должна соответствовать книга, чтобы получить «Лучника»?

— Эти требования указаны в Положении о премии: оригинальность замысла, научный подход, наличие эмпирического материала, авторское мастерство.

— На ваш взгляд, почему жюри все-таки остановилось на вашей работе?

— Наверное, лучше всего было бы задать этот вопрос самим членам жюри. Могу лишь заметить, что моя книга «PR-текст в системе публичных коммуникаций»

— это первое в мировой практике системное описание всех текстовых форм, функционирующих в пространстве PR-коммуникаций. Я попытался дать научное определение таким понятиям, как «PR-информация» и «PR-текст», выделить жанрообразующие признаки PR-текста. На мой взгляд, корректное научное описание всего корпуса PR-текстов является сегодня актуальным и востребованным: известно, что работа с текстом у PR-практиков занимает до 2/3 рабочего времени.

— Некоторые члены Экспертного совета критиковали вашу работу за то, что она слишком научная и практически никак не пересекается с PRпрактикой. Что вы можете возразить на это?

— Я знаком с таким мнением, и мне жаль тех, для кого книга по специальности может быть «слишком научной» в номинации «Лучшая работа по теории PR». Хочу сразу же сказать, что мои оппоненты в таком случае пролистали лишь первую треть книги, где дается теоретическое обоснование понятия «PR-текст» и рассматриваются проблемы жанрообразования в PR-коммуникациях. А вот вся вторая часть посвящена детальному описанию всех текстовых разновидностей, с которыми как раз на практике и сталкивается пиарщик. Более того, все четыре сотни примеров текстов, описываемых в книге, взяты именно из современной PR-практики. На основе данной монографии я уже не первый год читаю лекционные курсы и веду практические занятия, мастер-классы как на факультете журналистики Петербургского университета, так и в ряде других образовательных структур. — Можете ли вы вычленить тенденции на рынке PR-литературы в России?

— Следует отметить, что современный рынок PR-литературы значительно вырос за последние 2—3 года. И если добрый десяток лет назад единственно доступным был перевод книги С. Блэка (кстати, практически незнакомой немецкому и французскому читателям), то теперь на книжном PR-рынке можно выделить несколько групп изданий.

Во-первых, это переводные издания. И здесь, конечно, нельзя не сказать об издательской деятельности компании «Имидж-контакт», в рамках которой наши пиарщики смогли познакомиться с опытом и теоретическими наработками классиков американского и французского PR, и неслучайно эта деятельность была отмечена специальным призом «Лучника2002». Однако замечу, что ждут своего перевода и многие классики немецкого PR; есть также ряд интереснейших работ по «узким» проблемам, например пресс-рилейшнз у французов; свой взгляд на связи с общественностью, а точнее, на вопросы публичных коммуникаций имеется и у итальянских исследователей. Кстати говоря, с появлением переводов читатель-специалист может уверенно констатировать не только вторичность, но зачастую и чистый плагиат некоторых отечественных авторов.

Во-вторых, есть достаточно малочисленная группа собственно теоретических изданий. Дело здесь в том, что при активном интересе сегодняшних как практиков, так и теоретиков, пришедших в PR из многих смежных областей (журналистики, социологии, менеджмента, филологии), у нас все-таки отсутствует единый понятийный аппарат (проще говоря, что такое PR, — это, как в известной цитате: «О счастье каждый понимал по-своему»), отсутствуют и научные школы. Правда, здесь есть, на мой взгляд, исключения: в Санкт-Петербургском университете активно развивается своя школа PR– науки о связях с общественностью — во главе с проф. М.А. Шишкиной.

Третья, достаточно многочисленная группа — книги, которые можно успешно использовать в учебном процессе. Это как учебные пособия, в которых более или менее подробно рассматриваются узловые понятия пиарологии, так и учебники, сориентированные на специфику PR-деятельности в определенной сфере связей с общественностью, например в экономической. И здесь имеются как серьезные, заслужившие доверие преподавательских коллективов и практиков издания, так и книги, где вопросы PR освещаются поверхностно.

Последняя группа — наши периодические издания: «Советник», «Со-Общение» и петербургский «PR-диалог», кстати также номинированный на «Лучнике-2002».

— Какая литература, на ваш взгляд, сейчас необходима для профессионалов, работающих на рынке развития общественных связей?

— Сразу оговоримся: уровень профессионалов весьма различен. Есть пиарщики, только начинающие работать в этой сфере. Им необходимы своего рода справочники, где в достаточно доходчивой форме необходимо указать, что же такое суть связи с общественностью, каковы их функциональные компоненты. Кстати, на Западе существуют такого рода издания, с многочисленными иллюстрациями, в очень сжатой, но доступной форме рассказывающие об основных понятиях PR. А вот для специалистов продвинутого уровня полезными были бы издания по специфике PR-деятельности как в сферах PR (и здесь, конечно, уже имеются многочисленные издания по электоральному PR), так и по отдельным актуальным для PR-деятельности проблемам, например: организация и проведение PRкампании, организация работы PR-отдела, пресс-рилейшнз.

Дата публикации: 14:39 | 17.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.