Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/2/op/20


Счастье в стиле postmodern

О чем думают утомленные европейские интеллектуалы
С каждым новым днем эпохи постмодерн клубок мировых проблем запутывается все туже, а утомленные европейские интеллектуалы, как обычно, думают о том, что происходит с западным миром. И как обычно, приходят к выводу, что с ним не происходит ничего хорошего. Уэльбек пишет о той форме соприкосновении Запада с «иными мирами», которую принято называть «массовым туризмом». На материале «стандартных», «типовых» человеческих судеб автор пытается рефлектировать результаты этого соприкосновения – и небезуспешно.

ЗАКАТ ЕВРОПЫ, ИЛИ БИЗНЕС ВМЕСТО СЕКСА

Уэльбек говорит о том, что западное общество перестало быть производительным: люди работают с «информацией», с «капиталом», «управляют процессами» и «принимают решения», но при этом не делают буквально ничего. Окружающий мир заполнен сложными (в техническом смысле) предметами, а большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, как они устроены. В результате центры производства перемещаются в другие точки мира. Это, казалось бы, и хорошо, как учит нас экономическая теория, ведь в итоге все выигрывают: в «развивающихся странах» образуются рабочие места, а стоимость товаров массового потребления снижается. Но всё не так просто. В Европе – свои проблемы, и одна из важнейших – в том, что люди, чья жизнь трансформирована «новыми глобальными тенденциями», перестают ей радоваться. Перестают испытывать сильные эмоции и в итоге оказываются вынуждены искать заменители: наркотики, садомазохизм и т.д. Из человеческих отношений постепенно исчезает тепло и доверие. Существует только постоянная вовлеченность в процесс зарабатывания денег. Главная героиня Валери говорит: «Таковы правила игры… принцип капитализма – либо ты идешь вперед, либо тебе конец… Я существую в системе, знаю свое дело, мне прилично платят. Я приняла правила игры».

ОТ ЛИЦА МАРГИНАЛА

А жизнь людей, которые не отвечают жестким требованиям информационного общества, отказываются понимать логику развития глобального бизнеса и так далее, стала уже совсем невыносимой. Главный герой – именно такой. Удивительно трогательны его рассуждения о мировых брендах. Не пойму, говорит он, чем сумка Prada или автомобиль BMW отличается от других сумок и автомобилей. Есть ли в таком случае смысл зарабатывать деньги, света белого не видя, только ради того, чтобы позволить себе вещь подороже? А вот «они» (кивок в сторону глобализированного, кодированного, обезличенного мира) именно так и живут. Жизнь и деятельность обессмыслены: «Хотя Мари-Жанна (коллега главного героя) в буквальном смысле не делает ничего, ее работа сложнее моей: ей необходимо всегда быть в курсе новейших течений, движений, тенденций…»

Разглядев, как устроен мир, герой начинает тосковать и уезжает в Таиланд на поиски единственного вида приключений, который еще доступен современному человеку, а именно сексуальных приключений. В Европе же (см. выше) сексуальные отношения стремительно становятся неинтересными: женщины думают о чем угодно (преимущественно о деньгах и карьере), кроме простых и доступных наслаждений. По этому поводу главный герой расстраивается и возмущается: почему люди жалуются на недостаток общения и ласки, ведь самый лучший способ всегда доступен? Почему люди сохраняют бессмысленные браки, вместо того чтобы искать новых связей? Почему возможность установить эти связи кажется настолько призрачной? Фактически Уэльбек намекает на предельную бессвязность западного общества, главный герой которого – предприниматель-одиночка или, как вариант, менеджер среднего звена в корпоративной структуре, где отношения предельно формализованы.

НЕМНОГО ТЕПЛА И ЛАСКИ

Валери работает в туристическом бизнесе. Прибыли компании падают. Немецкие, итальянские и английские туристы скучают на Кубе и не хотят ехать в Африку, потому что никаких развлечений, кроме надоедливых аниматоров и алкоголя в гостиничном баре, туристическая фирма им предложить не может. Тогда главный герой и придумывает гениальное в своей простоте решение – откровенно предлагать людям сексуальный туризм. Декларативно отвергая ценности западного мира, главный герой мыслит в его логике — логике бизнеса. Туристическая программа «Эльдорадор – Афродита» представляет собой совершенно прагматическое решение душевных и телесных проблем «среднего класса» – основы основ современного западного общества. Представителям западного мира нечего предложить другим культурам, кроме своих денег; а жители «развивающихся стран» ничего не могут предложить в ответ, кроме своих тел. Разве не так? Более того, Западу больше ничего и не нужно.

Однако пока западный мир обдумывает новые способы экспансии в иные культурные пространства, юные экстремисты из «развивающихся стран» реагируют на брошенный вызов. В крупных городах Европы агрессивно настроенные иммигранты становятся настоящим бедствием, наводящим ужас на целые районы. Они – как раз из тех, что стремятся вписаться в формат западного общества, но только в качестве победителей. Для них мировые бренды, право обладания которыми можно купить за деньги, еще не потеряли свою притягательную силу. Заметим, что Уэльбек говорит в этой связи только о людях, исповедующих ислам, вкладывая в уста своих героев предельно жесткие и «политически некорректные» оценки.

ФИНАЛЬНЫЕ КАДРЫ: ВЫСТРЕЛЫ И ВЗРЫВЫ

Масштабные войны остались в прошлом: сейчас актуальна новая тактика наведения ужаса. Разумеется, Уэльбек, идущий в ногу со временем, не мог не устроить в своем романе террористический акт. Так что все заканчивается трагедией, несмотря на бизнес-достижения.

Вывод: соприкосновение Запада с «иными мирами» либо превращается в жесткий конфликт (как произошло с «исламским миром»), либо происходит в режиме медленного размывания, corruption основ устройства традиционных обществ (в книге демонстрируется на примере Кубы, Таиланда). Уэльбек не имеет ничего против второго варианта, поскольку это, по его мнению, неизбежно.

«Платформа» – роман, провоцирующий на размышления о том, насколько серьезно западное общество рефлектирует собственные достижения и поражения, и одновременно – пронзительная любовная история на фоне «столкновения цивилизаций». Пронзительная оттого, что герои редко говорят или даже думают о высоких чувствах, почти смирившись с их невозможностью в современном мире.

P. S. Мои друзья считают «Платформу» депрессивной книгой, но, по-моему, это не так. На самом деле это роман о возможности счастья. Пусть краткого, пусть в стиле postmodern, в сложном контексте, без всяких гарантий, но когда было иначе? Да, система устройства западного мира стремится репрессировать человеческие эмоции. Тогда те, кто прислушивается к себе и преодолевает стереотипы, – герои. Даже несмотря на то, что их успехи сомнительны, а в финале любовных историй – всегда безнадежность.

Артур Роттерштайн

Дата публикации: 14:39 | 17.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.