Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Антропотоки / Оперативный простор

Счастье в стиле postmodern


Версия для печати
Послать по почте

О чем думают утомленные европейские интеллектуалы
С каждым новым днем эпохи постмодерн клубок мировых проблем запутывается все туже, а утомленные европейские интеллектуалы, как обычно, думают о том, что происходит с западным миром. И как обычно, приходят к выводу, что с ним не происходит ничего хорошего. Уэльбек пишет о той форме соприкосновении Запада с «иными мирами», которую принято называть «массовым туризмом». На материале «стандартных», «типовых» человеческих судеб автор пытается рефлектировать результаты этого соприкосновения – и небезуспешно.


ЗАКАТ ЕВРОПЫ, ИЛИ БИЗНЕС ВМЕСТО СЕКСА

Уэльбек говорит о том, что западное общество перестало быть производительным: люди работают с «информацией», с «капиталом», «управляют процессами» и «принимают решения», но при этом не делают буквально ничего. Окружающий мир заполнен сложными (в техническом смысле) предметами, а большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, как они устроены. В результате центры производства перемещаются в другие точки мира. Это, казалось бы, и хорошо, как учит нас экономическая теория, ведь в итоге все выигрывают: в «развивающихся странах» образуются рабочие места, а стоимость товаров массового потребления снижается. Но всё не так просто. В Европе – свои проблемы, и одна из важнейших – в том, что люди, чья жизнь трансформирована «новыми глобальными тенденциями», перестают ей радоваться. Перестают испытывать сильные эмоции и в итоге оказываются вынуждены искать заменители: наркотики, садомазохизм и т.д. Из человеческих отношений постепенно исчезает тепло и доверие. Существует только постоянная вовлеченность в процесс зарабатывания денег. Главная героиня Валери говорит: «Таковы правила игры… принцип капитализма – либо ты идешь вперед, либо тебе конец… Я существую в системе, знаю свое дело, мне прилично платят. Я приняла правила игры».

ОТ ЛИЦА МАРГИНАЛА

А жизнь людей, которые не отвечают жестким требованиям информационного общества, отказываются понимать логику развития глобального бизнеса и так далее, стала уже совсем невыносимой. Главный герой – именно такой. Удивительно трогательны его рассуждения о мировых брендах. Не пойму, говорит он, чем сумка Prada или автомобиль BMW отличается от других сумок и автомобилей. Есть ли в таком случае смысл зарабатывать деньги, света белого не видя, только ради того, чтобы позволить себе вещь подороже? А вот «они» (кивок в сторону глобализированного, кодированного, обезличенного мира) именно так и живут. Жизнь и деятельность обессмыслены: «Хотя Мари-Жанна (коллега главного героя) в буквальном смысле не делает ничего, ее работа сложнее моей: ей необходимо всегда быть в курсе новейших течений, движений, тенденций…»

Разглядев, как устроен мир, герой начинает тосковать и уезжает в Таиланд на поиски единственного вида приключений, который еще доступен современному человеку, а именно сексуальных приключений. В Европе же (см. выше) сексуальные отношения стремительно становятся неинтересными: женщины думают о чем угодно (преимущественно о деньгах и карьере), кроме простых и доступных наслаждений. По этому поводу главный герой расстраивается и возмущается: почему люди жалуются на недостаток общения и ласки, ведь самый лучший способ всегда доступен? Почему люди сохраняют бессмысленные браки, вместо того чтобы искать новых связей? Почему возможность установить эти связи кажется настолько призрачной? Фактически Уэльбек намекает на предельную бессвязность западного общества, главный герой которого – предприниматель-одиночка или, как вариант, менеджер среднего звена в корпоративной структуре, где отношения предельно формализованы.

НЕМНОГО ТЕПЛА И ЛАСКИ

Валери работает в туристическом бизнесе. Прибыли компании падают. Немецкие, итальянские и английские туристы скучают на Кубе и не хотят ехать в Африку, потому что никаких развлечений, кроме надоедливых аниматоров и алкоголя в гостиничном баре, туристическая фирма им предложить не может. Тогда главный герой и придумывает гениальное в своей простоте решение – откровенно предлагать людям сексуальный туризм. Декларативно отвергая ценности западного мира, главный герой мыслит в его логике — логике бизнеса. Туристическая программа «Эльдорадор – Афродита» представляет собой совершенно прагматическое решение душевных и телесных проблем «среднего класса» – основы основ современного западного общества. Представителям западного мира нечего предложить другим культурам, кроме своих денег; а жители «развивающихся стран» ничего не могут предложить в ответ, кроме своих тел. Разве не так? Более того, Западу больше ничего и не нужно.

Однако пока западный мир обдумывает новые способы экспансии в иные культурные пространства, юные экстремисты из «развивающихся стран» реагируют на брошенный вызов. В крупных городах Европы агрессивно настроенные иммигранты становятся настоящим бедствием, наводящим ужас на целые районы. Они – как раз из тех, что стремятся вписаться в формат западного общества, но только в качестве победителей. Для них мировые бренды, право обладания которыми можно купить за деньги, еще не потеряли свою притягательную силу. Заметим, что Уэльбек говорит в этой связи только о людях, исповедующих ислам, вкладывая в уста своих героев предельно жесткие и «политически некорректные» оценки.

ФИНАЛЬНЫЕ КАДРЫ: ВЫСТРЕЛЫ И ВЗРЫВЫ

Масштабные войны остались в прошлом: сейчас актуальна новая тактика наведения ужаса. Разумеется, Уэльбек, идущий в ногу со временем, не мог не устроить в своем романе террористический акт. Так что все заканчивается трагедией, несмотря на бизнес-достижения.

Вывод: соприкосновение Запада с «иными мирами» либо превращается в жесткий конфликт (как произошло с «исламским миром»), либо происходит в режиме медленного размывания, corruption основ устройства традиционных обществ (в книге демонстрируется на примере Кубы, Таиланда). Уэльбек не имеет ничего против второго варианта, поскольку это, по его мнению, неизбежно.

«Платформа» – роман, провоцирующий на размышления о том, насколько серьезно западное общество рефлектирует собственные достижения и поражения, и одновременно – пронзительная любовная история на фоне «столкновения цивилизаций». Пронзительная оттого, что герои редко говорят или даже думают о высоких чувствах, почти смирившись с их невозможностью в современном мире.

P. S. Мои друзья считают «Платформу» депрессивной книгой, но, по-моему, это не так. На самом деле это роман о возможности счастья. Пусть краткого, пусть в стиле postmodern, в сложном контексте, без всяких гарантий, но когда было иначе? Да, система устройства западного мира стремится репрессировать человеческие эмоции. Тогда те, кто прислушивается к себе и преодолевает стереотипы, – герои. Даже несмотря на то, что их успехи сомнительны, а в финале любовных историй – всегда безнадежность.

Артур Роттерштайн


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Антропотоки
Концепт
Тропы, по которым топают толпы
Дмитрий Петров
Антропоток — вызов современному мироустройству
Сергей Градировский
Миграция: мифы и реальность
Иммануил Валлерстайн
Политика сохранения социокультурного ядра как методологический вызов
Олег Генисаретский
Антропоток как смена идентичностей
Константин Крылов
Миграция. Диффузия. Антропоток
Александр Пятигорский
Национальная идентичность перед вызовом глобализма
Андрей Рябов
Пробел в ветхом завете
Анатолий Вишневский
Русский мир как объект геокультурного проектирования
Сергей Градировский
Сообщения
135 млн рублей выделено на поддержку соотечественников за рубежом
Новые менеджеры России будут стажироваться в Швеции
«Русские немцы» намерены переселяться из Фрг в Свердловскую область
Православные депутаты собрались в Таллине
45 600 россиян присвоили «народную марку 2002» России, Петру I, Автовазу и некоторым другим
«Прага и зарубежная Россия». Новая книга представлена русской общиной в Чехии
Интеллектуальный марафон набирает обороты
Практика
Россия: опыт комплементарной колонизации
Сергей Переслегин
Идущие за горизонт
Михаил Кутузов
Рудименты колониальной системы
Мирон Боргулев
Политика натурализации в европейском союзе и США
Борис Межуев
Миграция. Национальный контекст
Ольга Выхованец
Оперативный простор
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Лучник о «лучнике»
Игорь Писарский
Замысел украсть невозможно
Надежда Явдолюк
PR-книга
Алексей Кривоносов
Купи тепло и свет в свой дом
Юлиана Слащева
Нефтяники чтут этический кодекс. А вы?
Наталия Мандрова
Полет мечты
Вера Васильева
Жить, чтобы любить, творить, чтобы жить...
Феерическое шоу на альпийском снегу
Право на попытку
Позитивный маркетинг
Счастье в стиле postmodern


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.