Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/2/op/18


Право на попытку

И пытку
«В общих чертах их замысел сводился к тому, чтобы уничтожить леса и заменить их автомобилями». Замысел в целом понятный. Однако неявным остается его сочетание с официально заявленной новой целью людей всех стран (то есть тех самых «их»), а именно: заработать столько денег, чтобы уподобиться героям рекламы. Этот замысел и цель были презентованы читателям Фредериком Бегбедером в романе «99 франков», изящество которого никоим образом не сводится на нет ни обличительным пафосом автора, ни очевидным отсутствием в книге не только внутренних логических взаимосвязей, но даже и самой необходимости в них.

МЕНЯЕМ ДЕРЕВЬЯ НА АВТОМОБИЛИ?

Читателям решительно непонятно, каким образом, заменив деревья автомобилями, тем самым они станут хоть немного похожи на счастливых потребителей творожков Danon, порошков «чисто Tide» и пирожков с киви и ананасом. Согласитесь, связь неочевидна. Зато понятно другое — креатор, работающий в рекламе, живет так.

Он является на работу в 5.35 пополудни, куда прибывает на вишневой BMW Z3 из своей квартиры в Сен-Жермен-де-Пре, где помимо самой разнообразной дизайнерской мебели, посуды и аксессуаров имеется дюжина стульев эпохи Людовика ХIV и неимоверное количество самой новой фото-, аудио- и видеоаппаратуры.

Он носит кашемировые пальто от «Hermes» (у него их три), костюмы от Эрика Бержера, Ричарда Джеймса и «Dolce & Gabbana» (сколько их — неизвестно, в любом случае — много), туфли от Берлути (тоже много), рубашки Prada (вообще бессчетное количество), джинсы от Хельмута Ланга (пять пар), мокасины от Гуччи (пять пар), изумительные пуловеры от Хусейна Шалайана (вроде бы десять), трусы — Banana Republic и часы — Royal Oak.

У него дома имеется еще очень много чего примечательного. Но, думается, и всего вышеперечисленного достаточно, чтобы понять, что парень зарабатывает очень неплохо и живется ему вкусно и оттяжно. Тем более что и сам он признается, что, дескать, всякий раз просыпаясь (не обязательно поутру), обнаруживает в собственных ноздрях застывшие меловые комочки самого высококачественного кокса, в зубах — зернышки икры от Петросяна, а в горле — привкус лучших бордоских вин.

А еще он ужинает только в ресторанах, где за ужин платят не менее 100 евро с человека, а летает (преимущественно в Майами) исключительно бизнес-классом и исключительно с самыми сногсшибательными красотками… Впрочем, о личной жизни — совсем немного и чуть погодя.

СВЕТЛЫЙ ТИП

И при всем том он очень недоволен собой и несчастен. Настолько, что вся книга превращается в один вот такой обличительный монолог, в котором беспощадно втаптываются в грязь все самые светлые ценности современного потребительского мира.

Однако вдумчивому и внимательному читателю-то ведь понятно, что это только такой хитрющий камуфляж, такая особая публицистическая мимикрия. Что на самом-то деле Фредерик Бегбедер писал свою книгу не для изнуренных контрконсумеристскими диспутами европейцев и европеек, а для самых современных и качественных моделей российских дам и девиц.

Ну, сами посудите: ведь о ком идет речь? Об одном таком сравнительно молодом дяденьке-герое, которого миллионы читательниц видят в своих самых радужных снах и мечтах. Ибо у него есть все, чего у большинства из них нет (см. приведенный выше список) и что им столь необходимо. А ведь ему-то, в общем-то, судя по всему, и поделиться не жалко. Такой у человека характер. Не злой. Бить и обижать не будет. Лезть и занудничать по пустякам — тоже. Занят очень: днем и ночью творчески горит — изобретает и продает рекламные слоганы. Светлый и чистый тип…

Да, он слегка циничен. Да, он считает, что «опытный креатор обращается не к потребителям, а к двум десяткам людей в Париже, которые могут нанять его на работу». Да, он убежден, что «95% людей согласились бы переспать с кем угодно за десять тысяч франков (сколько это в евро — посчитайте сами)». Но в чем тут проблема: в том, что он так думает, или в том, что высказывает свои мысли публично? И в конце концов разве он не прав?

ВРЕДНЫЕ ЭМОЦИИ

Ну а что до разрушенной психики, удушенной любви, презрения к себе и к людям, ненависти к своей работе и к индустрии рекламы, так это ведь все химеры — результат переутомления. Что же касается неотступного ощущения бессмысленности бытия, одиночества, подавленности и пустоты, так это просто вредные эмоции, прорывающиеся в сознание под давлением стресса. Ну а про стремление к счастью, творческое самовыражение и прочие глупости вы нам лучше тут вообще не впаривайте, потому что чем такие впаривания заканчиваются — нам хорошо известно: либо убийством, либо самоубийством. А поскольку проблема наказания заботит всех современных людей куда как больше, чем проблема преступления, то, сами понимаете, нам такие штучки не подходят. Между тем в книге есть и убийство, и самоубийство, и вечное, беспрерывное наказание — ясное, тонкое, горькое, отчаянное ощущение безысходного счастья, которое дает всего лишь только попытка прорыва за пределы, прочерченные пластмассовой рукой автоматизированной жизни. Да, попытка может оказаться неудачной. Но тем не менее она даст надежду на возможность победы, обретения видения, собственного предназначения и в конечном счете пути.

Важно помнить: право на попытку есть у каждого.

И в этом смысле не имеет значения, кто именно — довоенный политик Леон Блюм или современный пиарщик Жак Сегела — первым выдумал слоган «Спокойная сила». Значение имеет только то, обладаете вы ею или нет.

И если — да, то свою попытку вы сделаете.

Эдуард Михневский

Дата публикации: 14:39 | 17.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.