Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Антропотоки / Концепт

Антропоток как смена идентичностей


Константин Крылов
публицист, философ
krylov@krylov.ru
Версия для печати
Послать по почте

О понятиях
Первоначально понятие «антропоток» использовалось для описания явлений, связанных с изменением состава населения, прежде всего миграционных. Однако же понятия меняются и растут, если они, конечно, являются понятиями, а не «симулякрами». На настоящем этапе развития антропоток можно определить как понятие, дополнительное к понятию «идентичность» (identity).


ОТ МИГРАЦИИ К ИДЕНТИЧНОСТИ

Антропотоком следует называть любой массовый самоподдерживающийся процесс смены идентичностей: миграцию, падение/увеличение рождаемости, смену национальной идентичности, переход в иное вероисповедание и так далее. К ним также можно причислить некоторые массовые перемещения в социальном пространстве, например возвышение и падение тех или иных классов, социальных групп, слоев и так далее.

Об антропотоке можно говорить только тогда, когда изменяется идентичность. Что же является сменой идентичности в каждом конкретном случае? Например, сам факт пространственного перемещения имеет совершенно разный смысл для деревенского жителя, кочевника и горожанина. Для первого переезд на постоянное место жительства в другую деревню — это именно изменение идентичности, причем тяжелое и не всегда успешное. Стать из «гореловского» «хохловским» непросто. Однако сам процесс «вживания» начинается довольно быстро. Для кочевника перемещение на тысячу километров не имеет значения: его дом всегда с ним. Горожанин сохраняет идентичность даже в случае длительного отсутствия в «своем» городе.

СВОЙСТВА АНТРОПОТОКА

Антропотоком можно назвать только общественно значимые перемещения идентичностей. Таковыми являются массовые процессы, например «исходы» целых народов; процессы продолжительные — то, что происходит на протяжении десятилетий или столетий, например распространение нового вероисповедания. Истоком антропотока очень часто становится «символически окрашенное» событие. Иногда перемена идентичности всего лишь одного человека (скажем, бегство короля или эмиграция нескольких физиков из фашистской Германии) может оказать влияние на социум, подобное массовому антропотоку.

Идентичность оставляет на человеке несмываемый след даже после ее смены и, в принципе, может быть реактуализирована в той мере, в которой это позволяют текущая идентичность и следы других идентичностей.

Для антропотока характерна устойчивость, способность к самоподдержанию. Она прежде всего связана с привлекательностью цели, к которой стремятся люди, – физическое выживание в случае массового бегства с театра военных действий, экономическое преуспевание для «колбасной эмиграции», «обретение смысла и порядка жизни» в ситуации религиозного обращения. Привлекательные цели во многом формируются самой же этой социальной тканью. Способность порождать антропотоки — это имманентное свойство самих же социальных слоев. Есть целые слои, в принципе создаваемые как антропотокогенные. Например, российская интеллигенция во многом формировалась как «сообщество несостоявшихся эмигрантов». А некоторые очень устойчивые образования (например, местные сообщества, нации, конфессии) способны в изменившихся условиях порождать мощные антропотоки. Привлекательность целей все время проверяется: обретающий новую идентичность обычно сообщает специфическую информацию об этом процессе. Она важна для идущих следом.

Антропоток обладает определенной вязкостью: выбор, делаемый одним человеком, как правило, затрагивает и других — хотя бы его ближайшее окружение, а через него и всю ту социальную ткань, в которую он вплетен и из которой вырывается. То есть антропоток не проходит бесследно ни для кого.

УСТЬЯ, ИСТОКИ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Процесс смены идентичности не предполагает, что новая идентичность уже существует и оформлена и потоку «есть куда вливаться». Уходить можно и в никуда, рассчитывая создать нечто «на новом месте». Например, феномен «беженцев» может быть описан именно как антропоток, не имеющий устья. Беженец, в отличие от эмигранта, воспринимает любое свое положение как «временное и неустойчивое». Он продолжает находиться в движущемся антропотоке, в котором можно оставаться всю жизнь, так и не определившись с новой идентичностью.

Помимо «истоков» и «устья» антропотоки могут протекать через некие «промежуточные станции», заранее предполагающие монтаж и последующее размонтирование структур идентичности. Таковы, например, антропотоки, идущие через систему образования, армию, места заключения. Временная ограниченность состояний «учащегося», «солдата», «заключенного» не мешает нам рассматривать человеческие реки, идущие через эти «промежуточные станции», именно как антропотоки.

Некоторые идентичности монтируются только для того, чтобы быть впоследствии размонтированными, но оставить нужный след в структуре ego. Таковы, например, «институты посвящения» в архаических обществах. В частности, они дают молодому индивиду опыт «предельно асоциального поведения», для того чтобы впоследствии вернуть социализированного человека в общество. Другим примером «временной идентичности» являются современные «игровые практики», тоже оставляющие «несмываемые следы» на вовлеченных.

Антропотоки не следует связывать только с утратой или сменой идентичности. Напротив, одной из важнейших причин, порождающих антропотоки, является именно желание сохранить идентичность — по крайней мере то ее измерение, которое признается индивидом наиболее ценным. Так, история церковного раскола — это еще и история пространственных перемещений масс людей, «бегущих от неправедности», чтобы остаться в «старой вере». Очень часто антропоток имеет целью не только сохранение, но и утверждение и распространение идентичности — таковы потоки экспансии. Формула успешной экспансии: ценность идентичности должна расти с удалением от места, где ее можно приобрести. Стать настоящим англичанином можно, только родившись в Англии, но быть англичанином в Англии — значит быть всего лишь одним из многих. Зато быть англичанином в Британской Индии — значит быть «белым человеком», то есть обладателем известных преимуществ, которые можно конвертировать в иные достоинства, ценимые уже на родине.

КЛАССИФИКАЦИЯ АНТРОПОТОКОВ

Классифицировать антропотоки можно по многим параметрам. Самый очевидный — это тип антропотока (эмиграция, смена образа жизни, распространение и принятие новой религии или идеологии и так далее). Однако он же является и самым банальным, поскольку ничего не говорит о характеристиках конкретного антропотока, а только о его «начальной и конечной станциях». Что касается самих антропотоков, то здесь проще всего выделить инфляционные (расходящиеся), сингулирующие (сходящиеся), линейные и кольцевые антропотоки.

Инфляционный антропоток — это антропоток-бегство, «движение от чего-то». Примерами таковых могут служить поток беженцев с территории, ставшей непригодной или опасной в результате природной катастрофы или войны, массовое отступничество от дискредитировавшей себя идеологии или организации, например массовый выход из КПСС в конце 80-х. Конечной цели назначения такой антропоток, как правило, не имеет: обычная судьба тех, кто оказался в нем, — влиться в другие антропотоки.

Напротив, сингулирующий антропоток — это антропоток, не имеющий четко очерченного истока, но зато имеющий конкретную цель: влиться в привлекательное устье, «движение к чему-то». Примером является «экономическая эмиграция» в привлекательные страны. Места схождения антропотоков имеют особую важность. Например, мифологема Америки как «страны эмигрантов» построена на использовании антропотоковой метафоры «последней гавани», «обретенного дома скитальцев». Именно это обстоятельство во многом предопределило уникальное место США в мировой системе.

Линейный антропоток — антропоток, имеющий четко выраженные начало и конец, например эвакуация мирного населения с театра военных действий в тыл. Линейные антропотоки, как правило, хорошо организованы. Скорость их движения обычно больше, чем инфляционных и сингулирующих антропотоков. Линейный антропоток иногда представляется простейшим случаем антропотока. На самом деле это не так. Он является суперпозицией сингулирующего и инфляционного антропотока. Все проблемы управления линейным антропотоком, как правило, возникают при попытке совмещения этих двух типов движения (собрать разбегающихся людей «в одном месте» или, наоборот, организовать прием людей из определенного «места»).

Особым видом антропотока является антропоток, конечная цель которого — возвращение, например, к захваченной или потерянной земле или к утраченной идентичности. Подобный антропоток можно назвать кольцевым, так как он воспроизводит себя: само пребывание в антропотоке становится частью идентичности. Самым известным антропотоком такого рода является история еврейского народа, для которого «изгнанность» стала важнейшей опорой национальной идентичности. Кольцевым, замкнутым на себя, является базовый антропоток воспроизводства — цикл рождения—смерти.

МЕХАНИЗМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Отдельную проблему представляет личностное переживание «фиксированной идентичности», с одной стороны, и нахождения в антропотоке — с другой. По умолчанию предполагается, что «фиксированная идентичность» — это естественное, комфортное состояние человека, а антропотоковые процессы – миграция, адаптация, ассимиляция, перемена убеждений — фрустрирующие и травмирующие. Тем не менее большая часть известных нам антропотоков автогенны: люди охотно вливаются в них, несмотря на очевидные издержки. Более того, упрямое сохранение идентичности чаще всего формируется именно в опыте сопротивления антропотоку. Так, например, ирландская национальная идентичность несет на себе сильнейший отпечаток ирландской эмиграции. Знаменитый ирландский тост «За смерть!» является сокращением фразы «За смерть в Ирландии!», то есть за отказ от эмиграции.

Механизмы сохранения идентичности можно определить как отрицательный антропоток, то есть как меру сопротивления начавшемуся процессу смены идентичности. На первый взгляд представляется, что отрицательные антропотоки всегда консервируют сложившуюся ситуацию. На самом деле всё обстоит сложнее. Во-первых, подобные механизмы, будучи запущены, иногда сами порождают антропотоки (о чем свидетельствует тот же пример старообрядцев). Во-вторых, желание во что бы то ни стало сохранить ту или иную идентичность в некоторых случаях приводит к нарушениям некоторых важнейших процессов, в том числе базового антропотока воспроизводства.

Также происходит резкое повышение субъективной ценности идентичности, связанной с определенным возрастным и социальным статусом. Люди в развитых обществах «ощущают себя молодыми», то есть идентифицируют себя с молодостью и свободой, и не хотят терять этот статус, вливаясь в антропоток воспроизводства. Одним из следствий этого является крайне низкая рождаемость в развитых странах. В традиционных же обществах «молодежный» статус считается «промежуточным» и подлежит обязательному размонтированию.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Антропотоки
Концепт
Тропы, по которым топают толпы
Дмитрий Петров
Антропоток — вызов современному мироустройству
Сергей Градировский
Миграция: мифы и реальность
Иммануил Валлерстайн
Политика сохранения социокультурного ядра как методологический вызов
Олег Генисаретский
Антропоток как смена идентичностей
Константин Крылов
Миграция. Диффузия. Антропоток
Александр Пятигорский
Национальная идентичность перед вызовом глобализма
Андрей Рябов
Пробел в ветхом завете
Анатолий Вишневский
Русский мир как объект геокультурного проектирования
Сергей Градировский
Сообщения
135 млн рублей выделено на поддержку соотечественников за рубежом
Новые менеджеры России будут стажироваться в Швеции
«Русские немцы» намерены переселяться из Фрг в Свердловскую область
Православные депутаты собрались в Таллине
45 600 россиян присвоили «народную марку 2002» России, Петру I, Автовазу и некоторым другим
«Прага и зарубежная Россия». Новая книга представлена русской общиной в Чехии
Интеллектуальный марафон набирает обороты
Практика
Россия: опыт комплементарной колонизации
Сергей Переслегин
Идущие за горизонт
Михаил Кутузов
Рудименты колониальной системы
Мирон Боргулев
Политика натурализации в европейском союзе и США
Борис Межуев
Миграция. Национальный контекст
Ольга Выхованец
Оперативный простор
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Лучник о «лучнике»
Игорь Писарский
Замысел украсть невозможно
Надежда Явдолюк
PR-книга
Алексей Кривоносов
Купи тепло и свет в свой дом
Юлиана Слащева
Нефтяники чтут этический кодекс. А вы?
Наталия Мандрова
Полет мечты
Вера Васильева
Жить, чтобы любить, творить, чтобы жить...
Феерическое шоу на альпийском снегу
Право на попытку
Позитивный маркетинг
Счастье в стиле postmodern


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.