Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Антропотоки / Концепт

Антропоток — вызов современному мироустройству


Сергей Градировский
главный советник Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе
ostrovkrym@km.ru
Версия для печати
Послать по почте

И задачка для пытливого гуманитарнотехнологического ума.
Эпоха вызовов и кризисов — отнюдь не только время возможностей, но и время опасностей. Опасности пугают. Историческая память запечатлела трагическую гибель многочисленных культур и цивилизаций, не сумевших пережить мощного натиска перемен. Но есть ли основания для страха сегодня? Или напротив — вызовы сегодняшнего дня несут не угрозу, а новое обещание? И более того — стимулируют новый Большой проект…


ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Бывает, что становление некоего условно взятого института неимоверно ускоряется во Времена перемен — в пору вызовов, ответы на которые дают авангардные представители этого института. Настало время, когда институт гуманитарно-технологического знания может получить путевку в Большую Жизнь, ответив на вызовы, внесенные в повестку дня всех без исключения правительств развитых стран. Вызовы эти воистину глобальны. И чтобы справиться с ними технологически, необходимо институционализировать определенный тип практики и определенный тип знания. Так в чем же состоят данные вызовы?

СИСТЕМНЫЙ СБОЙ

В Европе, Северной Америке и России происходит критическое схождение двух аспектов антропотока — базового, основанного на деторождении, и миграционного, основанного на экспансии «переноса тел в пространстве». Это критическое схождение порождает третий — сущностный аспект, несущий смену функционального, а за ним базового набора идентичностей, в силу чего страны Севера сталкиваются не просто с проблемой замещения населения, но с антропной метаморфозой — угрозой смены ведущего антропологического типа (причем, естественно, в сторону архаизации).

Нечто подобное в свое время переживал Рим. И не пережил. Европа не может не помнить о катастрофе Рима и не ужасаться его судьбе.

Поэтому ситуация развивается в русле нарастания эшелонированного страха. На бытовом уровне — страха «малодетных перед многодетными». На экзистенциальном — страха коренного, культурно ослабленного и потому осознающего свою историческую обреченность народа перед народом цивилизационно молодым, менее рефлексивным и потому более оптимистичным. Все безжалостнее обнажаются скрытые фобии массового секулярного сознания перед лицом религиозного и даже фундаменталистского. Страх достигает своего предела, когда нынешнее «европейское» мироощущение сталкивается с формами агрессивной религиозной мобилизации и таким «пугалом» современности, как шахидизм. Но кризис еще глубже, ибо его усиливает сопряженное с алармизмом сопротивление индивидуалистического и метафизически «беспочвенного» сознания западного человека перспективе возращения онтологии в культуру. Таким образом, не сам факт привносимых Великой рекой Переселения сообществ и народов страшит «гражданина Севера», а безжалостная истина о самом себе, открывающаяся при соотнесении «наших» и «ненаших» экзистенциальных качеств.

Но за онтологической реальностью скрывается и другая — функционально-деятельностная, указывающая на экономическую подоплеку происходящего. Дело в том, что модель хозяйствования развитых стран так устроена, что не может обойтись без импорта рабочей силы. Во-первых, потому что национальные системы образования не способны полностью удовлетворить спрос, в особенности на новые профессии. Во-вторых, мотивация коренного населения к труду, в принципе, не совпадает с потребностями общества в труде, проще говоря, дворником, уборщиком, строителем и таксистом, а тем более батраком на сезонных сельхозработах местное население быть не желает.

И наконец, в-третьих, нам не известны случаи, когда бы экономический рост происходил на фоне сжатия демографической базы. Более того, этот рост после Первой и Второй мировых войн в странах Европы потребовал даже на фоне тогда еще благоприятного естественного прироста дополнительной рабочей силы. После этого началась активная политика по привлечению гастарбайтеров. В тот период безопасность европейской державы напрямую зависела от способности Берлина, Парижа, Лондона, Рима своевременно обеспечить себя дешевым, дополнительным трудом. Причем отстать от аналогичных процессов, развернутых в странах-конкурентах, означало подойти к началу войны в заведомом качестве сателлита или жертвы.

Последнее утверждение кажется аксиоматичным, если не апеллировать к туманному постиндустриализму, экономика которого, по мнению некоторых экспертов, не требует привлечения дешевой рабочей силы, но лишь силы квалифицированной (и даже в первую очередь высококвалифицированной). Но, во-первых, в отношении квалифицированной силы все равно приходится определяться: какую часть мы можем или нам выгодно подготовить самим, а какую следует импортировать, а во-вторых, в постиндустриальном обществе сохраняются остатки остальных укладов — и индустриального, и традиционного. Поэтому различные форматы потребностей в рабочей силе, ее качестве и квалификациях еще долгое время будут налагаться друг на друга.

Таким образом, острота ситуации состоит в том, что речь идет о системном сбое, который не может быть устранен с помощью управленческих оптимизационных новаций. Мир столкнулся с проблемой фазового Перехода и последовательной смены эпох, а следовательно, управленческой культуры и всего гуманитарно-технологического уклада.

ПЯТЬ АСПЕКТОВ ВСЕМИРНОГО АНТРОПОТОКА

Итак, мы имеем дело с совокупностью аспектов единого планетарного процесса, нареченного антропотоком. Что это за аспекты?

  • Демографический, выражающий себя в планетарной десинхронизации демографического перехода (в странах Севера и Юга господствуют разные демографические модели).
  • Миграционный, свидетельствующий о неизбежности — в господствующей мирэкономике — оппозиции «центр—периферия» и неотвратимости «бунта периферии» (и если раньше господствующей формой была оппозиция «город—деревня», то сегодня — «Север—Юг»).
  • Образовательный, отражающий принципиальную дефициентность «квалификационной матрицы» стран Севера (причем во всех трех секторах: постиндустриальном, индустриальном и традиционном), что делает экономику, в принципе, зависимой от импорта труда.
  • Социомотивационный, указывающий на принципиальное несовпадение потребностей социума в наборе услуг и работ и мотиваций к труду местного населения, что также делает экономику и быт зависимыми от импорта труда.
  • Идентифитарный, свидетельствующий о кризисе форм солидарности и необходимости новых идентичностей, обеспечивающих солидарность по оси «Север—Юг» (если угодно «прошивающих» цивилизационные разломы).

ВСПЫШКА ПЕРЕД ЗАКАТОМ

Даже живущему на гранты либералу-западнику чрезвычайно опасным покажется выбор стратегии «догоняющего развития». Обеспечивая своими природными и интеллектуальными ресурсами переход западных стран к возможному Будущему, мы при этом оставляем себя в индустриальном, с элементами архаизации, прошлом, утрачивая экономическую, а значит, и политическую самостоятельность, превращаемся в акваторию хозяйствования стран-лидеров.

Данная перспектива усугубляется демографическим фактором. Во-первых, впервые за всю историю нашей страны российская деревня перестала демографически воспроизводить даже саму себя. Во-вторых, в России на исходе первого десятилетия XXI века начнут вступать в жизнь так называемые «малочисленные поколения», то есть дети, появившиеся в период критического спада рождаемости начала 90-х.

Возникшая ситуация, которую с полным правом назовут демографической катастрофой, и будет определять специфику российской действительности. Страна может оказаться не в состоянии обеспечить даже минимальные жизненные потребности: образование, медицину, армию, социальную защищенность, надлежащую охрану границ. Дефицит работоспособного населения будет нарастать, и в итоге контроль над обширными российскими территориями может быть необратимо утрачен.

Это означает одно, что без внешнего притока людей, то есть миграции, жизнь, не говоря уже о конкурентоспособном хозяйстве, на данной территории просто немыслима. Причем в первую очередь это касается Центрального района — старого хоумленда («опорной земли»). Весь прирост, который демонстрирует этот район, связан исключительно с миграционной составляющей, причем путем достаточно высокой цены — за счет остальных российских территорий (70% внутренней миграции потребляет московская агломерация). Россия буквально сворачивается с Дальнего Востока и Севера к историческому центру, к месту исхода, к эпицентру первичного государствообразующего импульса. Данный процесс настолько тотален, что вся остальная территория превращена в зону транзита.

Что обращает на себя внимание, так это почти одновременный старт процессов сворачивания: Запада, после крушения планетарной колониальной системы и дискредитации модели догоняющего развития для Третьих стран, и России, после крушения мирового соцлагеря и его остова — СССР. Что это, если не единый процесс сворачивания ядра мир-системы? И что в таком случае означает экспансионистская политика Вашингтона — последняя вспышка с запада перед закатом?

РОСТКИ БУДУЩЕГО

Подведем итоги. Речь идет о системном кризисе ядра мир-экономики, а следовательно, мир-системы в целом. Не отчаиваясь, сформулируем две задачи, встающие перед странами Севера.

Во-первых, это поиск форм интеграции представителей стран Третьего мира и самого Третьего мира; поиск новых солидарных идентичностей. Речь идет о гуманитарно-технологической, а возможно, даже гуманитарно-теологической задаче конструирования Будущего.

Во-вторых, это решение комплексной задачи формирования нового поколения, нового уклада, новых мотиваций, новых форм мышления, а следовательно, новой антропности (по факту субъекта Третьей волны).

Геокультурная политика, речь о которой пойдет в этом номере «Со-Общения», на наш взгляд, и призвана хотя бы отчасти ответить на перечисленные вызовы. Она предполагает сохранение определенных культурных связей между бывшими метрополиями и колониями (а также лимесом), позволяющее, разумеется не бесконфликтно, двигаться в сторону геоэкономической и геополитической интеграции Севера и Юга. Для актуализации таковых идентичностей придется и кое-чем пожертвовать, например ложно трактуемыми «европейским единством» или «русскостью».

Если геокультурные общности — пока довольно эфемерные — обретут свои политические рамки, человечество сможет справиться с проблемой перехода к новому экономическому укладу, сохранив фундаментальные идеи свободы и индивидуальной этической ответственности человека, а также онтологического равенства людей независимо от их положения в обществе, подобно тому как оно смогло справиться с кризисом аграрно-сословного общества, вызванным урбанизацией и подъемом индустриализма.

А противоположность между Севером и Югом предстанет тогда как воспроизведение на новом витке истории социального разрыва между «городом» и «деревней» — и в этом случае антропоток из мировой периферии в центр будет казаться столь же естественным явлением, как в настоящий момент — аккреция деревни городом. И хотя политическое самоопределение геокультурных миров следует отнести к очень отдаленной повестке дня, следует уже сейчас видеть в них не пережиток «колониального прошлого», а ростки Будущего.

ОТКРЫТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАКРЫТЬ СВОИ ГРАНИЦЫ

Пока правительства стран Севера мучительно решают, где же им поставить запятую в апории «открыть нельзя закрыть свои границы», недурно было бы заняться проектированием такой модели мироустройства, в которой от языка угроз можно было бы перейти к языку кооперации (союзов, солидаризации, соборности). Смена языковой модели — задачка, разумеется, не из простых, но соразмерная новому субъекту развития.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Антропотоки
Концепт
Тропы, по которым топают толпы
Дмитрий Петров
Антропоток — вызов современному мироустройству
Сергей Градировский
Миграция: мифы и реальность
Иммануил Валлерстайн
Политика сохранения социокультурного ядра как методологический вызов
Олег Генисаретский
Антропоток как смена идентичностей
Константин Крылов
Миграция. Диффузия. Антропоток
Александр Пятигорский
Национальная идентичность перед вызовом глобализма
Андрей Рябов
Пробел в ветхом завете
Анатолий Вишневский
Русский мир как объект геокультурного проектирования
Сергей Градировский
Сообщения
135 млн рублей выделено на поддержку соотечественников за рубежом
Новые менеджеры России будут стажироваться в Швеции
«Русские немцы» намерены переселяться из Фрг в Свердловскую область
Православные депутаты собрались в Таллине
45 600 россиян присвоили «народную марку 2002» России, Петру I, Автовазу и некоторым другим
«Прага и зарубежная Россия». Новая книга представлена русской общиной в Чехии
Интеллектуальный марафон набирает обороты
Практика
Россия: опыт комплементарной колонизации
Сергей Переслегин
Идущие за горизонт
Михаил Кутузов
Рудименты колониальной системы
Мирон Боргулев
Политика натурализации в европейском союзе и США
Борис Межуев
Миграция. Национальный контекст
Ольга Выхованец
Оперативный простор
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Лучник о «лучнике»
Игорь Писарский
Замысел украсть невозможно
Надежда Явдолюк
PR-книга
Алексей Кривоносов
Купи тепло и свет в свой дом
Юлиана Слащева
Нефтяники чтут этический кодекс. А вы?
Наталия Мандрова
Полет мечты
Вера Васильева
Жить, чтобы любить, творить, чтобы жить...
Феерическое шоу на альпийском снегу
Право на попытку
Позитивный маркетинг
Счастье в стиле postmodern


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.