Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/12/op/3


Части раздвоенной личности в бывшей стране большевиков

6 декабря в Финляндии отмечают День независимости. В этом году — 85 лет. А вот в году 1939-м, за неделю до этого праздника, разразилась страшная «зимняя война», трагическая и для СССР, и для его северного соседа. Битва во льдах стала кровавым мифом и раной в душах народов. Ее до сих пор не вполне исцелили договоры о дружбе, застолья и деловые связи. Но вот в роли врачевателя — опять! — попробовал себя художник-карикатурист. Посмотрим, как это у него получилось.

Хейкки Паакканен. РОССИЯ: Описание маршрутов. FILI —информационный центр финской литературы. Хельсинки, 2003

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРОЧКА

По-моему, в «Со-Общении» еще не рецензировались комиксы. Хотя этот литературно-артистический жанр уже успел доказать и свою серьезность, и эффективность в качестве гуманитарно-технологического инструмента. «Человек-паук», «Гуффи», «Капитан Америка» управляли и управляют и поныне мозгами, вкусами и устремлениями множества людей во всем мире, а вездесущий «Бэтмэн» достиг успеха решительно немыслимого — стал героем песни эпохальной российской группы «Несчастный случай».

Герои Хейкки Паакканена — известного в Финляндии художника-мультипликатора и автора комиксов — отнюдь не всемирно знамениты, как вышеперечисленные персонажи, однако в масштабах своей просвещенной страны они пользуются заслуженной известностью.

Героя, собственно, два: снулый доходяга в ботинках «доктор Мартенс», с волосами, увязанными в хвост, и с кольцом в правом ухе, и амбал в кирзовых сапожищах и черной каске, увешанный гранатами и автоматами. Это Альтернативщик — искренний, наивный идеалист и пацифист-вегетарианец и Партизан — «дух зимней войны», суровый воин, гуляка и воплощение северного здравого смысла. Альтернативщик выудил его — эдакого джинна — из странной, сделанной из гранаты лампы, где тот обитал со времен кровавых битв за Карельский перешеек.

Эта парочка — воплощение мифов о миротворцах и вояках, которые (мифы) есть не что иное, как воплощение двух составляющих финского национального характера, в котором сосуществуют стремление к покою, который есть важное условие неторопливого строительства личного благосостояния, и непримиримая готовность защищать свое кровное до последней капли этой самой крови.

Ну, вот они и скорешились. Потому что хоть этот нордический джинн относится ко всяким там пацифистам-альтернативщикам со снисходительным крестьянским пренебрежением, а помогать-то обязан, как и положено джинну, выпущенному на свободу. Однако ж помощь — помощью, а свое мнение и у джинна имеется, поэтому он часто и грубо перечит хозяину, порой изрядно вправляя наивному парню мозги.

Так они и перебегают из одной картинки в другую, подобно красным пехотинцам перед белофинским дотом…

ОТРЫВНЫЕ СПОРЩИКИ

Они постоянно ругаются. Да и не мудрено, когда один (понятно — Альтернативщик) сидит среди декоративной сувенирной рухляди 60 — 70-х годов вроде транспарантов «Социалистическая сила масс кастрирует волкодавов капитала», «Долой власть денег!», братских балалаек и вымпелов «Будь готов!». Он сидит и декламирует Маяковского в странном и потешном обратном переводе с финского: «сжуй рябчика, ананаса пожри, буржуй, конец у тебя впереди». Узнаете? А другой (ясно — Партизан) постоянно пребывает в полном снаряжении и вооружении и в ответ орет хозяину: «Руки вверх!» И когда тот закапывается в свою дребедень, язвит: «Вот то, что барыги продают ностальгию по Сталину, — это хорошая штука».

А хозяин — в ответ: «В детстве и юности моей вечерней сказкой были дискуссии в коммуне «Байкал», а партизанские песни — колыбельной. Я вырос с Ильей, Леонидом и Розой (в 70-х годах у финских правоверных коммунистов просоветской ориентации была манера называть детей русскими именами). Мы вместе дразнили соседа Лео, отец которого был троцкистом…» На что джинн восклицает: «А я — шуцкоровский парень. Наш отряд назывался «Дедушка маузер»! Знаю, что все ваши фантазии, начиная с «зеленых» идей, — коммунистическая промывка мозгов…»

Вот так они и пререкаются, потому что в их жизни незримо, но постоянно присутствует еще один миф — Россия, которая для одного (само собой — для Альтернативщика) была и остается дружественной и в общем-то полезной державой, источником романтических, революционных легенд, а для другого (известно — для Партизана) — вражеской, агрессивной «империей зла» и в лучшем случае источником водки.

И вот, чтобы положить конец бесконечным дискуссиям, они решают отправиться в современную РФ (дело-то происходит прямо сейчас), чтобы избавиться, наконец, от раздирающего их комплекса. И, конечно, составить путеводитель, наподобие того, что выдавали советским солдатам, отправлявшимся на финскую войну, — «Описание маршрутов».

ПОЛЕЗНАЯ САМОИРОНИЯ

Многие знаменитые гуманитарии считали способность человека смеяться над собой свидетельством того, что он еще не утратил творческий дух. Похоже, Хейкки Паакканену творческий дух присущ в полной мере. Он изощренно (но беззлобно, а по профессиональной обязанности) измывается над интеллигентской раздвоенностью, ясно выраженной в отношении к истории (уж не популярное ли изложение множества исторических фактов в пору гласности породило столько мифов о прошлом и будущем России?) способностью, с одной стороны, считать историю средоточием развития и конструирования, а с другой — признавать, что она — это «список преступлений, секретные папки, X-файлы, архив Штази, миллион, миллион, миллион алых роз и х… с ними»… То есть и резюме получается чисто интеллигентское.

И вот, вооружившись способностью смеяться над собой, герои, как уже было сказано, отправляются в Россию. И там с ними происходит множество всякой всячины.

СКАЗОЧНЫЕ ЛЮДИ И СКАЗОЧНЫЕ ЗВЕРИ

Судя по книге Хейкке Паакканена, Россия изобилует и теми и другими. К числу сугубо мифических зверей относятся, безусловно, конь, на котором восседает Медный всадник, и змея измены, копошащаяся у него под хвостом. Ну а люди имеются разные: это и угрюмые таможенники, и ветераны блокады, стремящиеся в «Макдоналдс», и мелкие мошенники, сшибающие спонсорские деньги на проведение безумных стрит-фестивалей, и крупные бандюки-олигархи-меценаты, положившие начала своих баснословных состояний еще в комсомольские годы, когда торговали на БАМе клюквой вперемежку с красными пластмассовыми шариками и собирали по деревням деньги на покупку баяна для школьного оркестра…

Пересказывать сюжет нет нужды. Неинтересно будет книжку смотреть. Любопытно лишь отметить, что после многих мытарств, герои оказываются в равном положении — с обратной стороны огромной фанерной декорации, над которой реет триколор. И с недоумением осознали, что да: про Россию они так ничего и не поняли, но зато достигли завидной органичности. Которой многим читателям по обе стороны границы все еще не хватает.

Дата публикации: 00:28 | 05.01


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.