Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Мифологии / Оперативный простор

"Шершавый язык плаката"


Вновь показывают стране творцы этого могучего искусства

Андрей Полосин
Директор АПМК
a-polosin@apmk.ru
Версия для печати
Послать по почте

Человечеству плакат известен с давних времен. Еще в Древнем Египте, Греции и Риме его широко использовали для сообщений о спектаклях и коммерческих сделках. В советское время целые поколения знали наизусть плакатное: «Брось кубышку — заведи сберкнижку!» или «Товарищ! Будь бдителен — враг среди нас». Организаторы нынешнего II всероссийского конкурса нового отечественного плаката (КНОП) видят свою главную задачу в том, чтобы предъявить обществу мощный инструмент формирования социальной ответственности и национальной идеологии. Справятся ли они с этой задачей?

ЧТО ТАКОЕ КНОП

Было время, когда вся страна училась жить и работать по зафиксированным в плакатных девизах гениальным обращениям безымянных наставников — «Женщина! Закаляй соски холодной водой!» (для женщин) и «Не хватайся за оголенный провод» (для мужчин). На протяжении десятилетий такими пособиями была увешана вся страна. Потом случился довольно долгий перерыв. И вот весной 2003 года состоялся финал I Всероссийского конкурса нового отечественного плаката, организованный Агентством Профессионального Менеджмента и Консалтинга (АПМК) и собравший весьма богатую и любопытную с точки зрения дизайна коллекцию работ.

Тогда конкурс объединил создателей «новых плакатов» — художников-плакатистов, молодых дизайнеров, творческих людей со всей России. Некоторые из работ I КНОПа настолько запомнились зрителям и журналистам, что пришлось их вывесить на повторной экспозиции в музее им. В.В. Маяковского в Москве.

А 14 ноября состоялся финал II Всероссийского КНОПа, который начался той же весной — в апреле этого года. На этот раз коллекция получилась еще богаче. Но, как оказалось, содержание и — главное — настроение многих работ существенно отличались от «новых плакатов» первой волны...

Впрочем, тут уместно обратиться к идее конкурса. Она проста — возродить традиции социального плаката, способного формировать общественное мнение по важнейшим политическим и другим актуальным вопросам. Определить и предъявить новых, доселе неизвестных талантливых профессионалов-плакатистов и дать им шанс двинуться дальше на рынке гуманитарных технологий.

В ходе подготовки первого конкурса, проблемы, волнующие современного человека, были сформулированы агентством самостоятельно. Во II КНОПе ряд номинаций был выбран и совместно АПМК, и организациями-партнерами. Появились спонсоры, новые союзники и помощники.

НАСЛЕДНИКИ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРЫЧА

На финале II КНОПа организаторы и участники вновь убедились в том, как не хватает людям простого доходчивого слова, улыбки, радостного смеха от узнавания нашей действительности. Ну хотя бы в рисованном шарже… Подведены итоги, как всегда качественно и надежно поработало жюри, как всегда на финал пришли друзья.

Праздник символично проходил в музее им. В.В. Маяковского — в доме, получившем имя человека, который был одним из родоначальников русского и советского плаката и остается признанным мастером и корифеем этого искусства. Выступающие читали стихи Маяковского, атмосфера была пропитана духом созидания и активного со-участия. Гости выставки комментировали и обсуждали работы, предлагали авторам новые темы для отображения.

И всё бы хорошо, но был один момент, который настораживал, рождал тревогу. Об этом размышляет Андрей Полосин, директор АПМК:

— Конкурс сам по себе задумывался как двойной инструмент. С одной стороны, безусловно, как средство возрождения искусства социального, политического плаката — одного из старых инструментов гуманитарных технологий как на Западе, так и в России, средства, при помощи которого можно влиять на ценностные, прессуппозиционные ряды сознания больших человеческих масс как в рамках отдельно взятых коллективов, так и в национальном масштабе.

С другой стороны, мы задумывали конкурс как своего рода тест состояния российского общества. Недаром же говорят, что художники — это больная совесть нации. Они вряд ли умеют врачевать, но зато они тонко чувствуют, «болеют». По сравнению с I КНОПом, отличительной чертой которого был позитив, во II обозначилась тревожная тенденция, видимо рождающаяся сегодня в нашем обществе. Многие коллеги называли плакаты, присланные на конкурс, просто «чернушными». Даже жюри в качестве первых мест, выбрало работы где фоном был именно черный цвет.

Замечу, что при оценке плакатов наша позиция никак не влияла на мнения членов жюри. Они выбирали призеров по своим собственным критериям. И несмотря на то что состав жюри остался практически тем же, что и в ходе I КНОПа, плакаты–победители оказались куда более мрачными, чем тогда! Да и, признаться, основной массив работ II КНОПа достаточно пессимистичен.

П о л у ч а е т с я очень интересная вещь. С одной стороны, судя по социальному настроению и по результатам многих социологических исследований, российское общество переживает сегодня период стабилизации: понижается уровень социального беспокойства, повышается уровень ожиданий добрых перемен в государстве. А с другой стороны, в творчестве художников-плакатистов появился и остро ощущается сильный депрессивный элемент.

ТРЕВОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Даже в работах, посвященных светлым, и, казалось бы, безмятежным темам, таким, как «Здоровье», «Чистый город», «Благотворительность», авторы использовали мрачные, багровые тона и черные символы. Появились гнетущие, мрачные мотивы. Возникли образы почти пугающие. Можно на этом основании утверждать, что в нашем обществе превалируют элементы депрессивности? Не уверен. Однако общее ощущение от большинства работ — это недоброе предчувствие, ожидание беды.

Можно ли говорить о том, что в российском среднем классе (а именно к этому прогрессивному классу принято относить художников) формируются упаднические настроения? Также под вопросом. Однако факт остается фактом: преобладающий мотив в работах на социально-политические темы — тревога.

Итак, если сообщество плакатистов — это действительно своего рода барометр социальной направленности и состояния общества, то может статься, что оба предположения верны. А это значит, что где-то происходит сбой. Но где и какой именно — неизвестно. И, стало быть, эта тема требует квалифицированного, внимательного и подробного изучения.

Мы готовимся к проведению II КНОПа и постараемся задать темы, позволяющие собрать новую картину психологического настроя художественной элиты в Москве и регионах. И хотя нельзя считать, что этот инструмент полностью валиден, не хотелось бы сбрасывать его со счетов.

К сожалению, из материалов, представленных и победивших во II КНОПе, взять что-либо для работы, предложить клиентам, которые бы впоследствии захотели заключить соглашение с авторами, очень сложно.

Возникает вопрос: как «сработает» инструмент плаката, если настроение его производителей будет столь депрессивным?..

***

Сразу после «перестройки» в советской плакатной живописи появились именно такие настроения. То же самое происходило и в кино, и в литературе, и в журналистике. И вот сейчас, похоже, начинает возвращаться та же самая ситуация.

Что это означает?

Что происходит с нашим обществом, если художники, еще вчера бывшие оптимистами, создают подобные творения?

Ответы — впереди.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Мифологии
Концепт
Плата за миф
Дмитрий Петров
За один год до конца Думы (третьей)
Петр Щедровицкий
Шоу "Выборы" было реальным
Андрей Левкин
Грузия: кто стоял за кулисами "Бархатной Революции"?
Георгий Гамбашидзе
"Подлинная демократия" и "Власть народа"
Валерий Анашвили
Миф, в который поверят правнуки
Михаил Кутузов
Метафизика русской революции
Максим Шевченко
Практика
Мифы, сокрушившие колосс
Василий Аксенов
Остров (Коса) Тузла: война мифов или новая талассократия
Игорь Сид
Это просто фантастика!
Виктор Осипов, Глеб Кузнецов
История создается историками
Аполлон Давидсон
Черно-белый мир
Лили Голден
Сообщения
Со-Общения
Оперативный простор
Томный экстаз советского шаманства
"Шершавый язык плаката"
Андрей Полосин
Не надо наступать на бабочек
Сергей Митрофанов
Части раздвоенной личности в бывшей стране большевиков
Александр Корбах
Россия, которая "После"
Арсений Несмелов
Люди-президенты и их «Игры в солдатики»
Катерина Медведева
Тяжелые барханы традиции
Лев Малахитов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.