Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/11/practice/5


Презерватив как социальная технология

В названии организации ничего не говорит о роде ее деятельности. Так может называться нефтяная корпорация или медиахолдинг, подчиненный Потанину или Ходорковскому. Но эта организация занимается совершенно другим.

ПРОБЛЕМА В ПОВЕДЕНИИ

— В чем вы видите основную задачу Вашего фонда?

— Большую часть нашего времени и финансов мы посвящаем сейчас профилактике ВИЧ и СПИДа и борьбе с ними. Потому что в настоящий момент в России эта инфекция принимает масштабы эпидемии. В последние два года в нашей стране отмечен самый быстрый рост количества ВИЧ-инфицированных людей. Мы обогнали даже Украину, которая до недавнего времени была на первом месте по этому показателю. Если смотреть на абсолютные цифры, кажется, что в стране еще не очень много носителей ВИЧ, их зарегистрировано около 250 000. Но большинство экспертов сходятся в оценках, что в России сейчас живет более одного миллиона людей с ВИЧ-инфекцией. Мы занимаемся профилактическими программами, и в названии «Фокус-Медиа» отражен наш главный рабочий инструмент — медийные программы.

 Насколько я знаю, ВИЧ и СПИД считаются заболеваниями социальными …

— Совершенно верно. Победить их можно, только изменяя поведение людей. Это заболевания, очень похожие на туберкулез, только смертность при них несравненно больше. Туберкулез можно вылечить, а СПИД пока нет. Несмотря на все усилия, пока не придумана вакцина, есть только лекарства, позволяющие продлить жизнь людей, живущих с ВИЧ. Поэтому мы рассматриваем профилактику как наиболее важный аспект работы и работаем в основном с молодежью. Ведь 60% людей с ВИЧ — это люди в возрасте от 20 до 29 лет.

ПОМНИТЬ О МОЛОДОСТИ

На эту возрастную группу, и даже чуть моложе — от 15 до 29 лет, направлены все наши усилия. Мы делаем социальную рекламу и ведем информационную работу непосредственно в группах риска, прежде всего среди молодежи. С помощью социальной рекламы нужно изменять устоявшиеся модели поведения. Так, например, опросы показывают, что молодежь при сексуальных контактах почти не использует презервативы. Мы провели четыре кампании в СМИ, которые были достаточно успешны, но, на наш взгляд, недостаточны по охвату. Работали мы совместно с западной организацией СПИД-Фонд «Восток–Запад». Наше правительство начало поддерживать нас буквально в последний год, и то в финансовом отношении пока очень мало. Поэтому наших усилий недостаточно, чтобы охватить всю страну. Но даже при том, что кампании проводились некоммерческими организациями, они были достаточно эффективны. По крайней мере в Москве и тех регионах, где мы их проводили, они дали впечатляющие результаты. Так, например, в Москве за последние два года количество людей, использующих презервативы постоянно, увеличилось с 20 до 43%. Это отрадный факт, ибо распространение заболеваний, безусловно, затормозится.

— Мировой опыт показывает, что медийная технология — одна из наиболее эффективных.

— Существуют и другие технологии. Как известно, у нас в России основной процент ВИЧ-инфицированных людей — это люди, употребляющие наркотики внутривенно. Но ВИЧ уже выходит за пределы этого сообщества и начинает распространяться половым путем, как во всем мире. И здесь эффективна технология снижения вреда. Она предполагает, что наша первоочередная задача — помочь людям, употребляющим наркотики, перестать их употреблять. Но если нам это не удается, мы стараемся снизить тот вред, который они могут причинить себе и окружающим, то есть объяснять этим людям, как нужно принимать наркотики, с тем, чтобы не заразиться ВИЧ, гепатитом и другими инфекциями, которые передаются через кровь.

ЧИНОВНИКИ ИДУТ НА РИСК

— Но ведь в России существует закон, запрещающий пропагандировать использование наркотиков...

— Это и есть главная трудность в распространении метода. Поскольку эта технология учит наркопотребителей, как безопасно делать себе инъекции наркотиков, она фактически является незаконной. И всё же, несмотря на это, технология снижения вреда применяется с согласия региональных властей более чем в 45 регионах России. Ограниченность масштабов применения метода связана с проблемами финансирования и упомянутой его нелегитимностью, несмотря на то что международная практика показывает, что это один из самых действенных способов борьбы со СПИД. Технически сам метод очень прост. Создаются пункты обмена шприцев, в которых людям совершенно анонимно, не спрашивая ни фамилии, ни имя, ни отчества, обменивают десять использованных шприцев на десять чистых.

— Но как вам удается склонять к опасному новшеству наших заскорузлых чиновников?

— Само собой, что для внедрения этой технологии часто, хотя уже далеко не всегда, приходится преодолевать серьезное сопротивление местных властей. Но мне представляется, что мы иногда недооцениваем «продвинутость» наших чиновников, их готовность идти на эксперимент и даже рисковать ради хорошего дела.

СТАТИСТИКА ВМЕСТО ГИПНОЗА

Убеждение происходит двумя способами одновременно: словами и на практике. Вначале открываются эти пункты. Впервые они были созданы Институтом Открытое Общество (Российское отделение Фонда Сороса). Он профинансировал эти программы, а реализовывали их некоммерческие организации. Они начинали завязывать контакты с местными властями, сначала на уровне отделов соцзащиты и здравоохранения. То есть на уровне тех, кто непосредственно имеет дело с проблемой и понимает, что действовать необходимо. Затем эти люди, видя эффект, убедившись, что новый метод помогает, начинают убеждать своих начальников. И постепенно в некоторых регионах даже удается добиться открытия таких пунктов, финансируемых из местных бюджетов...

— Тоже своего рода технология.

— Безусловно! И самое главное в этой технологии — не отказываться от переговоров с местными властями. Иногда бывает желание бросить все это, потому что поначалу чиновники обычно говорят: «Ни за что и никогда!» Простое упорство и продолжение этой программы, демонстрация ее эффекта позволяют постепенно переломить ситуацию. Действенность апробированного на новом месте метода аргументируется цифрами. Властям предъявляются статистические данные: что население действительно остается здоровым, хотя бы в плане этих ключевых инфекций. Показываются сравнительные диаграммы: «опытной» территории (где наблюдается снижение заболеваемости) и другого района города (где по-прежнему идет рост числа инфицированных).

ИЗУСТНАЯ ПРОПАГАНДА

Кроме того, существует технология «Равный обучает равного». Все вопросы, связанные с сексом и другими табуированными темами, до сих пор с трудом обсуждаются в обществе. Многие люди считают, что ВИЧ-инфицированные заслужили это за развратный образ жизни или тем более за употребление наркотиков. Говорить об этом достаточно сложно. Чтобы как-то донести информацию до молодежи, и существует технология «Равный обучает равного». Молодые люди участвуют в цикле семинаров, на которых им последовательно рассказывают о проблеме. Они убеждаются, что это действительно нужно и интересно, и идут к своим сверстникам в школы, ПТУ, университеты. Эта интересная технология поддерживается региональными властями на местах, потому что она тоже очень эффективна, и, что очень важно, не требует больших затрат.

— Насколько дорогостоящее лечение больных СПИДом?

— Годовой курс сейчас стоит до 10000 долларов в год. Но даже если нам удастся снизить его стоимость до 1700 долларов в год на больного, как это сделали на Украине, это все равно будет очень дорого. Наше здравоохранение такие суммы просто не потянет. Поэтому все эти дешевые методы окупаются сторицей и очень хорошо воспринимаются нашими регионами. В России существует консорциум некоммерческих организаций, которые занимаются борьбой со СПИДом. Кроме «ФокусМедиа» в него входят еще четыре организации. Существует еще целый ряд некоммерческих объединений, также занимающихся этой проблемой, и недавно мы совместно создали Форум некоммерческих организаций, работающих в области борьбы и профилактики СПИДа. Мы планируем в ближайшее время провести круглые столы с бизнесом и профсоюзами о том, чтобы начать профилактику ВИЧ на рабочем месте. То, что бизнес очень интересуется этой проблемой, подтвердила недавняя встреча с представителями крупных компаний. Мы собираемся с ними скооперироваться, хотя, вероятно, потребуется какое-то время, чтобы раскрутить разработанную нами программу.

ОНИ НЕ ОПАСНЫ

Самый важный и эффективный элемент этой программы — профилактика на рабочем месте. И разумеется, профилактика так называемой стигматизации, дискриминации ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом людей. Ведь работодатели до сих пор считают, что если у тебя ВИЧ, то ты должен увольняться. Поэтому одной из наших задач сейчас является проведение компании солидарности с ВИЧ-инфицированными, цель которой — воспитывать в людях толерантность. Люди должны понимать, что ВИЧ-инфицированные не опасны в быту и невозможно заразиться от простого общения с ними. Болезнь передается только двумя способами: через иглу или половым путем. Существует еще путь инфицирования от матери к ребенку, но эта тема требует особой работы, и ею в основном сейчас занимается Минздрав.

— Если не ошибаюсь, пропагандистскую кампанию против СПИДа ведет и Международная организация труда.

— Эффективность их кампании в мировом масштабе оценить сложно. Тем не менее мы считаем это важным аспектом, и, более того, намерены работать в том же направлении. Бизнес клюнет в первую очередь на это, потому что ему важно, чтобы все было нормально на рабочем месте, чтобы не было ВИЧ-инфицированных людей.

— Напоследок вопрос в стиле газеты «КоммерсантЪ». Вы сами всегда настаиваете, чтобы ваши партнеры использовали презерватив?

— О да! Мы с моим единственным партнером всегда используем презерватив. Современные презервативы настолько удобны и практически не чувствуются при использовании, что оральные контрацептивы и прочая химия не идут с ними ни в какое сравнение. Тем более это стоит делать тем, у кого несколько партнеров. Я рекомендую это всем.

Беседовал Лев Малахитов

Дата публикации: 09:13 | 06.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.