Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/11/practice/4


Факт или фарс?

Гражданское общество существует просто потому, что внутри него постоянно циркулирует информация. Но как устроена эта циркуляция? Как работают модели, позволяющие эффективно распространять информацию внутри этого странного, многими не признаваемого, многомиллионного сообщества людей?

ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ

Одним из признаков гражданского общества, или сообщества гражданских организаций, является наличие тесных информационных связей как внутренних (между его структурами), так и внешних.

Этими цепочками и так называемыми сетями опутано всё в этом сообществе. И вот благодаря информационным потокам и связям гражданское общество настолько увлеклось внутренними информационными обменами, что забыло о своей основной миссии: воздействовать на людей с целью превращения их в активных граждан. То есть слегка зациклилось на самом себе. На самом деле это была важная и неизбежная стадия роста, и создание этих информационных связей было необходимо.

До начала перестройки, гражданского общества в стране, практически, не было, и не понятно было, в какую сторону идти. Приезжали какие-то американцы, европейцы, что-то происходило, но в основном — творился сумбур и хаос. Организации учреждались… Организации пропадали…

Важнейший элемент самосознания и самоидентификации — позиционирование себя в некоем информационном пространстве. Поэтому в некоммерческом секторе стали возникать собственные СМИ. Как говорили классики марксизма, газета — это не только коллективный агитатор, но и коллективный организатор.

Например, фонд юридической поддержки «Интерлигал» в конце 80-х — начале 90-х годов начал выпускать забавные бюллетени гуманитарной направленности по самым разным проблемам развития и функционирования гражданского общества: благотворительность и социальная помощь, экология, феминизм... Их вышло пять или шесть. Я и мои коллеги работали тогда в агентстве «Постфактум» и принимали участие в их изготовлении. Аналогичные мини-издания выпускали тогда и другие общественные организации нового толка. С этого начиналась система средств (пока — не массовой) информации «независимого сектора».

Тогда большинство гражданских объединений первым делом, параллельно со своей основной деятельностью, принялись за обработку и трансляцию данных. А очень скоро, лет через пять, возникло осознание потребности в существовании настоящих собственных СМИ общей направленности: не по отдельным тематическим направлениям развития гражданского общества и независимого сектора, а охватывающих весь сектор гражданских организаций в целом. Во-первых, для того, чтобы все новые структуры знали друг о друге, а во-вторых, чтобы было, что предъявить потенциальным донорам.

ИСТОКИ ПРОЕКТА

И вот «Интерлигал» учредил бюллетень «Третий сектор». Это было первое СМИ такого рода, в задачу которого входило рассказывать о нашей деятельности в целом, о работе неправительственных, некоммерческих организаций новой волны, возникших в пору перестройки.

Мне посчастливилось быть тогда главным редактором этого бюллетеня. Когда мы редактировали первые издания, подготовленные «Интерлигалом», я сама, признаться, особо не вникала в подробности: что за некоммерческие организации? Какой там третий сектор? Какое гражданское общество?.. Всё это казалось чем-то маргинальным.

Но когда я стала вести бюллетень «Третий сектор», то волей-неволей пришлось вникнуть в дело. И я открыла для себя новую реальность — мир новых, совершенно неизвестных, но симпатичных мне людей. Как всегда вначале, симпатия возникла на персональном уровне.

Пообщавшись с ними какое-то время, редактируя бюллетень и одновременно работая в агентстве «Постфактум», я прониклась идеей, что хорошо было бы создать некий механизм, помогающий информации об их деятельности не только достигать коллег и единомышленников внутри сектора, но и двигаться за его пределы. Чтобы другие смогли сделать для себя открытие точно так же, как когда-то я.

Меня поддержали многие коллеги, лидеры очень крупных по тем меркам организаций, таких, как «Фонд НАМ», фонд «Душа человека», педагогическое объединение «Радуга». Все вместе мы учредили специализированное информационное агентство, работающее по модели службы новостей, но специализирующееся на тематике так называемого «третьего сектора».

ТАКСИСТЫ КАК ИНДИКАТОР ПРИЗНАНИЯ

Если смотреть на всю историю СМИ, ориентированных на информирование внешней аудитории, то мы увидим, что их было не так много.

Одно дело — СМИ, циркулирующие внутри сектора и адресованные самим неправительственным, некоммерческим организациям различных тематических направлений. И совсем другое — те, которые издаются теми же некоммерческими организациями, но адресованы внешнему читателю.

Основная проблема и беда гражданского сектора — в его замкнутости. Он прошел важный этап своего становления и осознал сам себя как некое действующие сообщество. Прекрасно помню, как еще лет восемь назад многие организации не знали, что существуют другие подобные им объединения, что у них есть общие проблемы и цели. Сейчас, и тому свидетельство нижегородский «Российский форум» 2003 года, уже никому ничего не надо объяснять. Субъекты гражданского общества не только сами осознают свою принадлежность к сектору, но, что очень важно, получили внешнее признание.

Очень долго они функционировали под лозунгом: «Даешь признание третьего сектора и некоммерческих организаций!» Одна из первых конференций, которую проводила Нина Беляева в конце 80-х годов, так и называлась — «Признание третьего сектора».

И вот в итоге мы добились признания у власти. Страшно вспоминать, как бились мы за это пять лет назад — в Госдуме. Говоришь простые слова: «некоммерческая организация», а никто не понимает, о чем речь. Сейчас этот этап пройден. Не надо объяснять журналистам из «больших» газет и журналов. Не надо объяснять политикам. Но по-прежнему надо разъяснять населению.

Однажды в Калуге мы с коллегой возвращались на такси с большого мероприятия по вовлечению граждан в решение местных социальных проблем. Водитель расспрашивал нас, где мы работаем. чем занимаемся, и никак не мог нас идентифицировать. Ни одно из объяснений не вписывалось в сложившуюся у него классификацию «социальных типов»: бизнесмен, прожигатель жизни, бомж, борец за власть и т. п. «Может быть, вы сектантки?» — спросил он. Следующей его версией было: «Понял, вы на Жириновского работаете, в предвыборной кампании». Наконец его озарило: «Так вы, наверное, просто не замужем?» Но и тут ошибся. На прощание он сказал: «Теперь буду мучиться — стараться понять, кто вы такие и зачем вам все это нужно».

Поэтому в Праге в аналогичной беседе с русскоговорящим таксистом я оказалась в ступоре: ну как ему объяснить, что я работаю в информационном агентстве, миссия которого — информационная поддержка гражданских инициатив? Но всё оказалось просто: он понял меня с полуслова.

Но и в России ситуация меняется. Совсем недавно разговаривала о том же самом с московским водителем. Он практически сразу понял суть нашей работы, и даже более того — оказалось, что у него был свой магазинчик, но он решил его закрыть и попросил нас помочь раздать сиротам нераспроданные детские товары. Вот она какая — наша основная целевая аудитория…

ПАУТИНА ДЛЯ БИЗНЕСА

Сегодня эта самая аудитория меняется очень быстро и структурно. Среди подписчиков на информацию АСИ становится все больше крупных компаний, которых два-три года назад среди подписчиков не было вообще. Интерес коммерческого сектора растет день ото дня. Видимо, потому, что появилась тенденция развивать взаимодействие не только между властью и третьим сектором, но и между третьим сектором и бизнесом.

Кстати, несколько слов по поводу населения и коммерческого сектора. Нам представляется, что сегодня важнейшая задача — ясно позиционироваться у населения, стать ему понятными и привлечь его к своей деятельности. Ситуация здесь следующая: есть СМИ, издающиеся неправительственными некоммерческими организациями и ориентированные не на аналогичные организации, а вовне. Большая часть из них — это различные бюллетени, которые выпускаются организациями для своих клиентов: например, те, кто работает с беженцами, — делают издание для беженцев, а те, кто работает с пенсионерами, — для престарелых и т. п.

Таким образом строятся мосты между организацией и людьми за ее пределами. Таких изданий множество, но они охватывают сравнительно узкий круг читателей. Никто пока не проводил инвентаризацию этого огромного среза СМИ, но это, безусловно, очень интересное явление, заслуживающее отдельного изучения.

Однако все эти СМИ — малотиражные. Тысяча экземпляров — это уже большой тираж, а бывает и пятьсот, и триста, и двести. Порой трудно понять, как некоммерческие организации находят на это деньги. Иногда кажется, что они берут их просто из воздуха! Западные фонды сейчас не слишком склонны поддерживать какие-либо российские СМИ. Зато известно много случаев, когда такие маленькие бюллетенчики и газетки поддерживал местный российский бизнес.

НОВАЯ РУБРИКА

Но уже существуют отраслевые СМИ, ориентированные если не на широкого читателя, то во всяком случае на коммерческий сектор. Есть журнал «Деньги и благотворительность», в самом названии которого заложена проблематика взаимоотношений с бизнесом. Конечно, это малотиражное издание для узкой целевой аудитории. Но этот журнал, наряду с другими, например журналом «Бизнес и общество» (до 1999 года — «Социально-ответственный бизнес») под руководством Татьяны Бачинской — президента Клуба корпоративных филантропов, адресован всем филантропам — как бизнесменам, так и некоммерческим фондам, поддерживающим общественные инициативы. Эти издания призваны, с одной стороны, освещать ситуацию в данной области, а с другой — мотивировать этих филантропов к продолжению их деятельности. Например, к тому, чтобы она становилась более долгосрочной и стратегически выверенной.

Оба этих издания, как и другие СМИ, например электронные, — те же бюллетени Ассоциации менеджеров, Института экономики города — вносят свою личную лепту и влияют на развитие корпоративной филантропии. То, что сегодня активисты гражданского общества имеют возможность общаться и обмениваться мнениями, происходит отнюдь не только благодаря тому, что есть деньги благотворителей или предпринимателей. Очень важную роль в этом процессе играют и сами эти СМИ. А бизнес, причисляющий себя к разряду социально-ответственного, эти издания получает, читает и ориентируется на них.

Наконец, еще одной важной новой тенденцией является то, что проблематика «третьего сектора» становится интересна так называемым большим СМИ. Есть большой прогресс в освещении ими этой темы. Практически на всех самых крупных интернет-порталах, равно как и в печатных изданиях, еще несколько лет назад было трудно найти раздел «Общество». А сейчас такой раздел есть практически везде.

Дата публикации: 09:04 | 06.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.