Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Гражданское общество / Практика

Cильное гражданское общество — эффективная власть


Опыт манифеста

Олег Казаков
Научно-исследовательская лаборатория некоммерческого сектора (ЛИНКС)
okazak@online.ru
Версия для печати
Послать по почте

Неэффективность власти в сегодняшней России осознается высшим руководством страны. Если власть еще не поняла, что без граждан она не справится ни с коррупцией, ни с проблемой Чечни, ни с обнищанием населения, ни со своеволием спецслужб, ни, наконец, с собственным переизбранием, то роль ее скоро забудется в истории России. Горбачев снял «железный занавес», Ельцин ввел демократию и рынок. Чем войдет в историю нынешняя администрация Путина? Сменив идеологию, власть сохранила сформировавшиеся в советское время советские принципы и методы взаимоотношения с обществом. Она всё так же не доверяет гражданам. Они тем же отвечают ей. Какой должна стать политика власти, чтобы можно было утверждать, что она понимает, что такое гражданское общество, ценит его и содействует его развитию?

ЗАЧЕМ РОССИИ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданское общество — это общество, в котором власть не может позволить себе делать то, что не нравится значительным группам граждан. Это общество с гармонично встроенными механизмами влияния граждан на действия властей. Это общество демократии, верховенства права, самоуправления граждан, рынка, независимых СМИ, социального партнерства… Эффективная власть невозможна без сильного гражданского общества. Сильное гражданское общество невозможно без признания власти. Высшее руководство страны уже осознало это. Однако правильные политические заявления руководства упираются в отсутствие мотивации у должностных лиц и депутатов действовать в интересах общества, реализовывать декларируемую политику. Нововведения пробуксовывают. Разрыв между словом и делом не сокращается.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР

Общественный договор — это не писаный документ, скрепленный подписями и печатями, а образ действия, основанный на убеждении, что власть обслуживает общество и граждан, а они ведут себя законопослушно. Это одновременно и Кодекс чести граждан, и Кодекс чести власти, и Кодекс чести чиновника. Его не зафиксируешь в законе. Если его не соблюдает власть, то его не будет соблюдать и большинство граждан. В России уже есть «критическая масса» конструктивно мыслящих и неравнодушных граждан, способных задать тон обществу, но они будут бессильны, если этот Договор не будет соблюдаться властью.

ТРЕТИЙ СЕКТОР — ПРАВИТЕЛЬСТВО

Обычно к первому сектору относят правительство — и структуры власти, и все управляемые и находящиеся в его собственности обособленные организации. Ко второму сектору причисляют частный предпринимательский сектор, ориентированный на получение прибыли. К третьему сектору относят частные некоммерческие организации. Государственному сектору отводится первая роль, как самому влиятельному общественному институту. Вся история России связана с сильным государством. И сейчас усиление государства — основа государственной политики. Мы согласимся с усилением государства, подразумевая под этим способность государства брать на себя обязательства и четко соблюдать их, его способность находить реальную, а не мнимую общественную поддержку и признание официальных лидеров. Многовековая история противостояния государства и общества в России должна уйти в прошлое. Предпринимательский сектор, используя законы рынка и заботясь о собственных интересах, обеспечивает доходы и рабочие места, наполняет потребительский рынок товарами и услугами. Благоприятные налоговые условия обеспечивают коммерческому сектору реализацию и развитие его альтруистических интересов. Так развивается социально-ответственный бизнес, умеющий связать свой успех с благополучием общества. Частный некоммерческий сектор через гражданские ассоциации и другие институты гражданского общества обеспечивает функции выражения и представительства, самоуправления и контроля. В этом смысле некоммерческий сектор представляет собой общественную власть, не менее важную, чем официальная политическая, и экономическую власть, выступая организованным потребителем и влияя тем самым на поведение коммерческих агентов. В нашей модели госсектору отводится третья роль. Власть распространяется на те сферы, которые общество не может еще регулировать самостоятельно и доверяет это государству.

11 ПУНКТОВ ГОССТРАТЕГИИ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Независимость местного самоуправления — неотъемлемый признак демократического общества. Ситуации в современной России, когда благополучие граждан зависит не от того, как они сами решают свои дела, а как глава местной администрации сможет договориться с государством, должен быть положен конец. Граждане должны иметь возможность самостоятельно определять границы самоуправления, создавать самоуправляемые муниципальные территории, вводить местные налоги. Проводимая реформа должна в полной мере отвечать Европейской хартии местного самоуправления.

2. Нацеленность на результат всех структур власти. Усиление власти не может протекать без ясного определения задач для каждой ее структуры. Структуры власти должны перейти на программно-целевой метод планирования и деятельности. Граждане будут знать определенно, ради чего они содержат каждую властную структуру. А каждое подразделение власти будет ориентировано на конкретный результат, а не на процесс, как сейчас. При программно-целевом подходе мы сможем оценивать эффективность деятельности госструктур. И отказываться от того, что не дает результата или требует больших затрат.

3. Открытость бюджета. Бюджетный процесс — главный инструмент влияния власти на общественные дела. И этот процесс по-прежнему протекает мимо граждан. Зачем обсуждать проект бюджета, если достаточно договориться с марионеточным большинством Государственной Думы? Открытость бюджета — это не просто информирование, это гарантия контроля власти со стороны общества. Это осознание гражданами их ответственности перед бюджетом, который все мы формируем не для власти, а для себя. Это экономия, это эффективность, это благополучие граждан, это доверие и понимание. Нужно внести поправки в Бюджетный кодекс, которые бы устанавливали открытость бюджета, обновить законы, определяющие ответственность за необеспечение открытости.

4. Независимая экспертиза и программная оценка деятельности власти. Принятию решений должна предшествовать независимая экспертиза. В стране достаточно аналитических центров, способных обеспечить выполнение необходимых работ. Для этого понадобятся дополнительные средства, но это позволит экономить за счет качества решений. Государственные структуры получат больше возможностей для выбора. Риск принятия ошибочных решений снизится. Введение программно-целевого подхода позволит проводить оценку достижений. Без отчета о независимой оценке предшествующих результатов продолжение финансирования государственной программы не должно даже рассматриваться.

5. Саморегулирование. В любом обществе будет находиться достаточно желающих обмануть государство и других граждан. Поэтому власть должна быть наделена значительными полномочиями устанавливать правила и следить за их соблюдением. Но еще больше должны контролироваться и регулироваться само государство и чиновники — те, у кого больше власти и больше возможностей для злоупотребления. Регулирование осуществляется в обществе в нескольких форматах: властное (администрирование, включая судебное); внутреннее (нравственное); внешнее (рыночное) и саморегулирование. Саморегулирование не означает ослабление роли государства. Государство должно освободить общественное пространство там, где оно не уместно, и усиливать свои позиции там, где его влияние недостаточно. Например, должны перестать тонуть подводные лодки и падать вертолеты с губернаторами.

6. Независимость СМИ. Информационную политику должно формировать само общество. Государство должно оставаться в стороне от информационного процесса. Существование государственных и муниципальных СМИ может быть оправдано только необходимостью сообщать обществу информацию о деятельности государства и властных структур, если это обосновано экономически. Если власти хотят проводить пропагандистские кампании, то они должны нанимать независимые СМИ. Власть должна экономически поддержать независимые СМИ, не вмешиваясь при этом в их информационную политику. Цель — устранение перекосов рынка информационных услуг, обеспечение гарантий распространения общественно значимой информации и информационного плюрализма.

7. Прозрачность независимых организаций. Мы понимаем опасения государственных ведомств — не все некоммерческие организации способны оказывать качественные услуги и отнюдь не все из них преследуют общественные интересы. Некоторые будут откровенно пользоваться налоговыми льготами и другими привилегиями в интересах увеличения прибыли их «хозяев». Контроль деятельности независимых организаций необходим так же, как и контроль государства. И здесь, и там нужно по возможности заменить административный контроль общественным. Мы выступаем за полную прозрачность всех структур, пользующихся льготами.

8. Равенство доступа к бюджетным средствам. Уже сейчас неправительственные организации могут оказывать обществу многие услуги эффективней чем организации бюджетные. При этом государство испытывает недостаток средств для оплаты обязательных услуг населению. Необходима реформа системы бюджетного финансирования, чтобы повысить адресность бюджетных дотаций и обеспечить гибкость сферы обслуживания. Государственные, муниципальные и частные коммерческие и некоммерческие организации имеют равные права и возможности получения госзаказа — на конкурсной, тендерной основе. Возможно введение закона «О государственном социальном заказе», внесение поправок в действующие законы о государственных закупках.

9. Отсутствие налогообложения пожертвований. Налоговый кодекс в России был бы более эффективен, если бы в нем содержалась отдельная глава, касающаяся налогообложения некоммерческих организаций. Почему благотворительным организациям налоговая поддержка оказывается в меньшей степени, чем малому бизнесу? Почему жертвователи должны уплачивать налоги с благотворительных пожертвований? Почему надо проходить унизительную процедуру согласования, чтобы получать благотворительную помощь из других стран? При поступлении в некоммерческий сектор и перемещении внутри него средства не должны облагаться налогами. Введя такое правило, общество получит гораздо больше, чем потери государственного бюджета.

10. Специальные программы развития и поддержки. Общество заинтересовано в том, чтобы и в некоммерческом сегменте хозяйствования существовали механизмы, обеспечивающие экономию общественных ресурсов. Поставщики нерыночных услуг должны соревноваться за государственные заказы и пожертвования доноров. Нужна программа развития некоммерческого сектора и обслуживающей его инфраструктуры, подобная программам развития среднего и малого бизнеса. Принятие даже скромной программы продемонстрирует обществу решимость власти содействовать расширению третьего сектора и станет хорошей мотивацией частных лиц и корпоративных доноров.

11. Институализация механизмов общественного диалога. Гражданский форум-2001 и последующее развитие событий показали, что ни государство, ни институты гражданского общества не готовы к полноценному диалогу. Расширение и институализация этого переговорного процесса станут новым этапом сотрудничества власти и общества. Это направление предлагается избрать основным в усилиях укрепления гражданского общества в России.

НАЧАТЬ С ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА

В большинстве случаев контрагентом власти выступают группы, оккупировавшие подступы к институтам власти, те, кто стремится всеми силами «продавить» узкие корпоративные интересы, либо неконструктивные профессиональные «жалобщики». Воспользовались ли мы гигантским экспертным потенциалом своих граждан? Разговаривает ли власть с наиболее крупными общественными организациями, за которыми стоят миллионы граждан? Или имеет дело с «мыльными пузырями», с теми, кто смог себя успешно «пропиарить», создав видимость своей значимости? Выход может быть только в открытости переговорного процесса. Это означает открытость списка «переговорных площадок» и информации о том, как с ними связаться, о планах и «продуктах» их деятельности, возможность свободной регистрации в качестве эксперта по проблеме любой «переговорной площадки». Модератор переговорного процесса, определяемый на год на конкурсной основе, обобщает и доводит до власти и общественности результаты «переговоров». «Переговорные площадки» должны сопровождать каждую государственную программу, обеспечиваясь из средств, выделенных на ее выполнение. Государство получит более ясное представление о том, как видят приоритеты общественных проблем институты гражданского общества, сможет оценить масштабы организованного общественного действия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОЛИТИКИ

Для ответа на вопрос, сохраняет ли власть приверженность идее гражданского общества, будут установлены индикаторы. Каждый из них будет отражать тот или иной аспект государственной политики, насколько она отвечает интересам развития гражданского общества. При этом индикаторы будут применимы для мониторинга федеральной политики в целом, политики отдельного субъекта РФ или государственной структуры. Например, индикаторы открытости бюджета могут выглядеть следующим образом:

  • наличие свободного и бесплатного доступа через Интернет к базе данных всех государственных расходов и доходов (в долях от объема расходов);
  • время отображения в Интернет любой транзакции должно не превышать трех суток (среднее время задержки).

ОТВЕТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Два года переговоров после Гражданского форума-2001 не удовлетворили многие неправительственные организации. При согласии со стороны правительственных структур мы не видим результата. Каким будет наш ответ? Некоммерческий сектор и гражданские ассоциации пока еще слабы — организационно, ресурсно, политически. Но и сейчас у нас есть значительная сила, которую третий сектор еще по-настоящему не демонстрировал. Ответ гражданского общества и граждан сейчас может быть только один — игнорирование выборов. Такая тенденция уже прослеживается в последние недели. Силы и солидарности гражданских организаций сейчас достаточно, чтобы сорвать второй тур выборов или проголосовать против всех. Даже если выборы состоятся, Президент будет избран унизительным количеством голосов. Мы не будем призывать к бойкоту. Мы просто будем информировать. Граждане мудрее власти. Они ждут, что власть будет эффективной. Иначе они найдут способ ее поменять.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Гражданское общество
Концепт
Граждане, давайте решать вопросы
Дмитрий Петров
Новое дело
Петр Щедровицкий
Спланируем историю россии на 15 лет вперед?
Александр Проханов
Общее благо и деловые люди
Андрей Нещадин
Мир: Семь размышлений в мае 2003 года
Субкоманданте Маркос
Выбор вольного роста
Нина Беляева
Правильно ли развивается то, чего еще нет?
Мария Слободская
Фабрика доверия
Александр Карасёв
Практика
Оцифрованное государство и новая экономика
Владимир Княгинин
ФРГ: Волонтерство и активное государство
Сюзанна Ланг
Кто спасет Британию?
Алан Фримен
Cильное гражданское общество — эффективная власть
Олег Казаков
Факт или фарс?
Елена Тополева
Презерватив как социальная технология
Евгения Алексеева
Марш маргиналов
Сообщения
Cо-Общения
Оперативный простор
Пыльная паутина политического погреба
Стратегический подход к информационным войнам
Андрей Мамонтов
Несостоявшаяся революция
Елена Анастасиева, Ирина Гаврюшкина
Cлед сапога на лице
Эдуард Михневский
Злая книжка для умных девочек
Дмитрий Петров
Обучение на чужом опыте
Катерина Медведева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.