Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/11/op/5


Обучение на чужом опыте

Мы читаем газеты, журналы, смотрим телевизор, слушаем радио, блуждаем по Сети. И знаем, что СМИ — это большой бизнес. Или догадываемся об этом, когда рушится очередной медиахолдинг. Информационный бизнес — один из самых влиятельных на планете. Но его особенности в нашей стране не объединены теорией. Елена Вартанова — автор книги «Медиаэкономика зарубежных стран» считает, что «закономерности медиаэкономики в развитых рыночных демократиях одинаковы». А значит тем, кто хочет в них разобраться, следует начинать с опыта зарубежных стран. В книге проанализирован рынок СМИ Великобритании, Франции, США, Японии, Германии и ряда других стран.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.   

ПРОИЗВОДСТВО — ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ

В настоящее время многие наши рейтинговые СМИ предлагают собственные обучающие программы: семинары, конференции, тренинги. Причем на любые бизнес-темы — от финансов до управления персоналом. Под сенью брендов «Коммерсанта», «Ведомостей», «Компании» и других изданий собираются профессионалы из разных областей бизнеса и обсуждают насущные проблемы. Но, к сожалению, информации именно о том, как правильно делать газету или управлять телекомпанией в условиях современной экономики, не так уж много. В основном она сконцентрирована в головах у приглашенных иностранных менеджеров. В учебном пособии (именно так автор называет свою книгу) «Медиаэкономика зарубежных стран» собраны базовые знания о том, как устроен медиарынок, какие законы там действуют, что и каким образом они регулируют.

НЕ УЗНАЕШЬ, КТО ПЛАТИТ, — НИЧЕГО НЕ ПОЙМЕШЬ

Основной вопрос «Медиаэкономики» не вынесен красной строкой на обложку книги, но с первых страниц становится понятно, что этот учебник создан для того, чтобы научить желающих: студентов, аспирантов и преподавателей факультетов журналистики, журналистов-практиков, менеджеров предприятий СМИ, экономистов, политологов и всех остальных, нацеленных получить знания в области медиабизнеса, — разбираться в особенностях финансирования СМИ. Из книжки можно узнать, какие типы рыночных структур существуют в медиаиндустрии, какие рыночные стратегии используются менеджментом СМИ, как взаимодействует индустрия «свободного времени» с государственной медиаполитикой. Одна из ключевых фраз, которая запомнилась мне в ходе изучения новой книги, звучит (в моей интерпретации) так: если не имеешь представления о том, кто за что в медиабизнесе платит, вряд ли поймешь, кто и как влияет на деятельность СМИ. Фраза по своей сути очень глубокая, поскольку над четвертой властью всегда найдутся властители. Об этом многие знают. Но кто эти властители и какие права и обязанности они несут, нужно изучать. По учебникам.

РАВНОВЕСИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Стоит особо отметить, что автор «Медиаэкономики» не злоупотребила теоретическими рассуждениями. В книге много практического материала, фактов, цифр. Под главы «СМИ в современной экономике» и «Концепции медиакономики» отдан первый раздел книги. Его при желании можно «пролистать». В нем пищу для размышления найдут любители пофилософствовать на темы информационного общества, превращения аудитории в товар, развития моделей пропаганды и механизмов воспроизведения идеологии. Этот раздел насыщен подробным анализом различных философских, социологических, психологических и иных концепций информации и информационного общества. Среди них концепция А. Грамши, работы представителей Франкфуртской школы М. Хокхаймера и Т. Адорно, «Теория коммодификации аудитории» Д. Смайта, концепция Г. Гарнэма, базирующаяся на мнении, что «особенности распространения массовой культуры объясняются процессом ее экономического воспроизводства и что СМИ есть форма материального производства, с одной стороны, и форма идеологической деятельности, борьбы — с другой». Теория радикальной политэкономии, авторы которой П. Голдинг и Г. Мэрдок подчеркивают превращение СМИ в промышленную индустрию, нацеленную на производство образов и смыслов, с помощью которых в конечном итоге люди (конкретно аудитория СМИ) постигают, осмысливают мир и явления действительности. Отдав дань историкам и теоретикам, Елена Вартанова переходит к практическим сведениям о медиабизнесе, или, как его еще принято называть, бизнесе свободного времени. Второй раздел «Медиарынок» рассматривает такие понятия, как «Географический рынок СМИ», «Конкуренция СМИ на рынке свободного времени», «Медиапланирование», «Издержки в медиаиндустрии», «Парадокс разнообразия в СМИ» и многие другие.

ЧЕМ ТОРГУЮТ СМИ

Остальные четыре раздела книги посвящены вопросам «экономических особенностей печатных СМИ» (среди них: типы рыночных структур на газетном рынке, ценовая конкуренция, экономические особенности журнальной индустрии), «экономики телевидения» (отдельно рассматриваются модели телевизионной индустрии, технологии распространения телесигнала, финансирование и организация общественного вещания), «экономики радио- и кабельной индустрии» (внимание уделяется эволюции рыночной стратегии радиовещания, ценовой структуре кабельной индустрии и т. д.) и «экономике онлайновых СМИ» (среди тем этой главы: конвергенция медиатехнологий, медиарынков и СМИ, бизнес-модели онлайновых СМИ и др.). Автор еще в предисловии подчеркивает, что во многом в создании «Медиаэкономики» ей помогали студенты, задавая бесчисленные вопросы на лекциях. Возможно, благодаря этому в книге можно найти любую информацию «по теме». Помимо основного объема материала читателям предлагается информация для размышления, а иногда и для развлечения. Например, данные по измерению радиоаудитории в различных странах, наиболее популярные форматы музыкальных радиопрограмм в США в 1960-2000 годах, три механизма государственного вмешательства в экономику прессы и опыт программирования раннего утра в США и Великобритании.

Дата публикации: 12:13 | 06.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.