Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





https://pedant-lipetsk.ru/remont-iphone-4-4s/zamena-stekla



soob.ru / Архив журналов / 2003 / Гражданское общество / Оперативный простор

Обучение на чужом опыте


Как зарабатывают деньги в индустрии свободного времени

Катерина Медведева
Версия для печати
Послать по почте

Мы читаем газеты, журналы, смотрим телевизор, слушаем радио, блуждаем по Сети. И знаем, что СМИ — это большой бизнес. Или догадываемся об этом, когда рушится очередной медиахолдинг. Информационный бизнес — один из самых влиятельных на планете. Но его особенности в нашей стране не объединены теорией. Елена Вартанова — автор книги «Медиаэкономика зарубежных стран» считает, что «закономерности медиаэкономики в развитых рыночных демократиях одинаковы». А значит тем, кто хочет в них разобраться, следует начинать с опыта зарубежных стран. В книге проанализирован рынок СМИ Великобритании, Франции, США, Японии, Германии и ряда других стран.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.   

ПРОИЗВОДСТВО — ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ

В настоящее время многие наши рейтинговые СМИ предлагают собственные обучающие программы: семинары, конференции, тренинги. Причем на любые бизнес-темы — от финансов до управления персоналом. Под сенью брендов «Коммерсанта», «Ведомостей», «Компании» и других изданий собираются профессионалы из разных областей бизнеса и обсуждают насущные проблемы. Но, к сожалению, информации именно о том, как правильно делать газету или управлять телекомпанией в условиях современной экономики, не так уж много. В основном она сконцентрирована в головах у приглашенных иностранных менеджеров. В учебном пособии (именно так автор называет свою книгу) «Медиаэкономика зарубежных стран» собраны базовые знания о том, как устроен медиарынок, какие законы там действуют, что и каким образом они регулируют.

НЕ УЗНАЕШЬ, КТО ПЛАТИТ, — НИЧЕГО НЕ ПОЙМЕШЬ

Основной вопрос «Медиаэкономики» не вынесен красной строкой на обложку книги, но с первых страниц становится понятно, что этот учебник создан для того, чтобы научить желающих: студентов, аспирантов и преподавателей факультетов журналистики, журналистов-практиков, менеджеров предприятий СМИ, экономистов, политологов и всех остальных, нацеленных получить знания в области медиабизнеса, — разбираться в особенностях финансирования СМИ. Из книжки можно узнать, какие типы рыночных структур существуют в медиаиндустрии, какие рыночные стратегии используются менеджментом СМИ, как взаимодействует индустрия «свободного времени» с государственной медиаполитикой. Одна из ключевых фраз, которая запомнилась мне в ходе изучения новой книги, звучит (в моей интерпретации) так: если не имеешь представления о том, кто за что в медиабизнесе платит, вряд ли поймешь, кто и как влияет на деятельность СМИ. Фраза по своей сути очень глубокая, поскольку над четвертой властью всегда найдутся властители. Об этом многие знают. Но кто эти властители и какие права и обязанности они несут, нужно изучать. По учебникам.

РАВНОВЕСИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Стоит особо отметить, что автор «Медиаэкономики» не злоупотребила теоретическими рассуждениями. В книге много практического материала, фактов, цифр. Под главы «СМИ в современной экономике» и «Концепции медиакономики» отдан первый раздел книги. Его при желании можно «пролистать». В нем пищу для размышления найдут любители пофилософствовать на темы информационного общества, превращения аудитории в товар, развития моделей пропаганды и механизмов воспроизведения идеологии. Этот раздел насыщен подробным анализом различных философских, социологических, психологических и иных концепций информации и информационного общества. Среди них концепция А. Грамши, работы представителей Франкфуртской школы М. Хокхаймера и Т. Адорно, «Теория коммодификации аудитории» Д. Смайта, концепция Г. Гарнэма, базирующаяся на мнении, что «особенности распространения массовой культуры объясняются процессом ее экономического воспроизводства и что СМИ есть форма материального производства, с одной стороны, и форма идеологической деятельности, борьбы — с другой». Теория радикальной политэкономии, авторы которой П. Голдинг и Г. Мэрдок подчеркивают превращение СМИ в промышленную индустрию, нацеленную на производство образов и смыслов, с помощью которых в конечном итоге люди (конкретно аудитория СМИ) постигают, осмысливают мир и явления действительности. Отдав дань историкам и теоретикам, Елена Вартанова переходит к практическим сведениям о медиабизнесе, или, как его еще принято называть, бизнесе свободного времени. Второй раздел «Медиарынок» рассматривает такие понятия, как «Географический рынок СМИ», «Конкуренция СМИ на рынке свободного времени», «Медиапланирование», «Издержки в медиаиндустрии», «Парадокс разнообразия в СМИ» и многие другие.

ЧЕМ ТОРГУЮТ СМИ

Остальные четыре раздела книги посвящены вопросам «экономических особенностей печатных СМИ» (среди них: типы рыночных структур на газетном рынке, ценовая конкуренция, экономические особенности журнальной индустрии), «экономики телевидения» (отдельно рассматриваются модели телевизионной индустрии, технологии распространения телесигнала, финансирование и организация общественного вещания), «экономики радио- и кабельной индустрии» (внимание уделяется эволюции рыночной стратегии радиовещания, ценовой структуре кабельной индустрии и т. д.) и «экономике онлайновых СМИ» (среди тем этой главы: конвергенция медиатехнологий, медиарынков и СМИ, бизнес-модели онлайновых СМИ и др.). Автор еще в предисловии подчеркивает, что во многом в создании «Медиаэкономики» ей помогали студенты, задавая бесчисленные вопросы на лекциях. Возможно, благодаря этому в книге можно найти любую информацию «по теме». Помимо основного объема материала читателям предлагается информация для размышления, а иногда и для развлечения. Например, данные по измерению радиоаудитории в различных странах, наиболее популярные форматы музыкальных радиопрограмм в США в 1960-2000 годах, три механизма государственного вмешательства в экономику прессы и опыт программирования раннего утра в США и Великобритании.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Гражданское общество
Концепт
Граждане, давайте решать вопросы
Дмитрий Петров
Новое дело
Петр Щедровицкий
Спланируем историю россии на 15 лет вперед?
Александр Проханов
Общее благо и деловые люди
Андрей Нещадин
Мир: Семь размышлений в мае 2003 года
Субкоманданте Маркос
Выбор вольного роста
Нина Беляева
Правильно ли развивается то, чего еще нет?
Мария Слободская
Фабрика доверия
Александр Карасёв
Практика
Оцифрованное государство и новая экономика
Владимир Княгинин
ФРГ: Волонтерство и активное государство
Сюзанна Ланг
Кто спасет Британию?
Алан Фримен
Cильное гражданское общество — эффективная власть
Олег Казаков
Факт или фарс?
Елена Тополева
Презерватив как социальная технология
Евгения Алексеева
Марш маргиналов
Сообщения
Cо-Общения
Оперативный простор
Пыльная паутина политического погреба
Стратегический подход к информационным войнам
Андрей Мамонтов
Несостоявшаяся революция
Елена Анастасиева, Ирина Гаврюшкина
Cлед сапога на лице
Эдуард Михневский
Злая книжка для умных девочек
Дмитрий Петров
Обучение на чужом опыте
Катерина Медведева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.