Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Гражданское общество / Оперативный простор

Пыльная паутина политического погреба


Ловцы человеков от политтехнологий могут расставлять любые сети. На выборах все равно победят бешеные огурцы

Версия для печати
Послать по почте

Где может в эту пору получить подлинное эстетическое удовольствие человек, в наше скучное время стабилизации всего и вся, алчущий свежих гуманитарно-технологических идей и радостного отдохновения? Конечно же в Интернете! А именно там, где упражняются в остроте слова и яркости красок всяковозможные претенденты на столь желанное кресло депутата, главы региона или — упаси Боже! — президента державы.

Андрей Садаков, руководитель проекта Новости гуманитарных технологий

Ну, допустим, не только претенденты. Видимо, всё же во множестве расплодившиеся «креаторы» и «жмейкеры», милостиво соглашающиеся тратить деньги тех, кто всё время сильно занят, творя тот самый стабилизец, приходу которого все так рады. Куда им, бедным, податься со своими гениальными идеями? Ну, не на ЦТ же, не на биллборд... В сеть, в сеть!

Так думает наивный человек, отправляясь на поиски сетевой предвыборной радости. Не тут-то было…

Для того чтобы как-то сориентироваться в политпространстве Рунета, отправляемся для начала на сайт Агентства политических новостей. «Вокруг ЮКОСа бродят 55 трупов», «Путин взялся за оружие», «Силовые структуры вышли из-под контроля Путина», «Путин разрешил отметить юбилей Китеж-града». Ну и еще десяток-другой того, что сделал (или разрешил) Путин. В довесок к везде поспевающему гаранту про то, что «Бородин патриотичнее Абрамовича», и — совсем свежая политическая новость — «Явлинский не смог поступиться принципами».

Сраженные наповал таким сенсационным разоблачением, минуя накликивание Думы (третий раз ведь проводят. И что?) и партийные сайты (угадайте с полутора попыток, что можно найти на сайтах СПС, Яблока или ЕР?), попадаем прямиком на Компромат.Ру. Вот уж где не только про олигархов и деньги партии (что это за компромат, если на любом мало-мальски новостном сайте львиная доля информации и новостей — про это) будет! Заголовки же возвращают нас на грешную землю. «Женщина «сдавшая» империю Ходорковского», «Защитник справедливости против ЮКОСа», «Минимущество раскручивает Дерипаску и Вексельберга», «Прокуроры ждут, наручники звенят»». А ниже вывод — «Да, это наезд на КПРФ».

Ненамного разнообразнее смотрится сайт иронических PR-комментариев Плутовство.Ру, рассуждающий о роли огурцов в политических технологиях. В остальном — всё та же «сдержанность» в «законодательном процессе», фактор Алсу на башкирских выборах и история ее беременности. Ну, хоть бы кто предположил, что это не Рахимов «мочит» своего конкурента Сафина, а наоборот — Сафин, свыкшись с тем, что не быть ему президентом (даже Башкирии), решил хоть дочь свою подраскрутить за чужой ресурс! Зачем, если есть посвежее мотивы — «Яблоко» разделило СПС на две груши. Которые нельзя скушать». Вот уж точно: не прибавить, не убавить. Или иначе: чем дальше в сеть, всё равно без толку.

Олег Киреев, редактор проекта «Гетто» (www.getto.ru), арт- и медиакритик mailgetto@yahoo.com

Нынешняя избирательная кампания не имеет ни жесткой интриги, ни накала страстей, ни общественного внимания. Но всс же она достойна войти в историю. И это «что-то» — информатизация выборов.

Не в том смысле, что об их ходе любой может получить достоверную и надежную информацию. А в том, что к 2003 году участники политического соревнования осознали значение борьбы, происходящей в информационном пространстве. Поэтому присутствие в Сети является своего рода индикатором их политической адекватности. Как ни неожиданно, лидер в этом отношении — прежде самая дремучая, самая несовременная, самая замшелая Коммунистическая партия. Может быть, потому ее стремительная модернизация и стала новинкой сезона, что показала разительный контраст между прежней «партией старушек» и сегодняшней интернетизированной и технологизированной партией, симпатизирующей «новым левым» и антиглобалистам. На странице http://www.kprf.ru можно найти сочинения Че Гевары и Ноама Хомского, революционные песни и даже такой непредсказуемый проект, как «Специальная акция КПРФ.ру: Зюганов читает «Крейсерову Сонату» Проханова». Это ли не прорыв?

Вероятно, дает себя знать новый подход к «связям с общественностью» руководства Информационно-технологического Центра КПРФ, выпестованного в нефтяной империи ЮКОСа. «Мы должны в совершенстве овладеть теми приемами пропагандистской работы, которыми оперируют наши враги в Кремле, — пишут нео-коммунисты. — Оппозиции нужны буржуазные спецы!»

Блок «Родина» под руководством Сергея Глазьева был, как говорят, искусственно выращен для выборов в том самом Кремле, где при этом проявили осведомленность об информационных технологиях. Первым делом под Глазьева было создано информационное агентство «Товарищ» (http://www.atvr.ru), в задачи которого входило сообщать странные новости, привлекающие как бы некий протестный электорат из сети: «Акцию протеста в Доминиканской Республике разогнала полиция / Южная Корея бастует / Детей в лагере «Лазурный» в Нижегородской области недокармливают / Руководство Тульской трикотажной фабрики нарушает трудовое законодательство». Вероятно, не обошлось без советов Марата Гельмана, одного из пионеров политпропаганды в интернете, который недолгое время консультировал проект «Родина». Агентство работает до сих пор, хотя, похоже, блок не оправдал надежд своих создателей, и до модернизации персонального сайта Глазьева (http://www.glazev.ru) дело так и не дошло.

Ресурс власти — «Единая Россиия», как известно, не заинтересована в активном присутствии в информационном пространстве, поэтому ее трехцветный сайт (http://www.edinros.ru) наполнен вполне официозным содержанием, например заявлениями, новостями с рекламных акций, биографиями и фотографиями вождей. Наилучшее же представление о работе сайта единороссов дает его скудный форум (около сотни реплик от ограниченного числа участников): «Есть тут сторонники ЕР? — Или они даже не высовываются? Да и удивительно было бы, если бы виртуальный электорат материализовался хотя бы в Интернете».

Сайт СПС производит деловое впечатление. Но деловитость эта, похоже, кажущаяся. Рубрики на http://www.sps.ru на самом деле состоят из одних и тех же материалов (например, «Новости» пересекаются с аналитикой). Впрочем, оживление вносят несколько оригинальных проектов вроде «Неустав.ру» и «Молодежной страницы»). Словом, такая «модная» партия, часто меняющая продвинутых политтехнологов, не может допустить изъянов в своем имидже. Вот бы еще содержания побольше.

Иную картину представляет собой страница «Яблока» (http://www.yabloko.ru), активно публикующая новости политики и Думы, заявления лидеров, обладающая русско- и англоязычным форумами, а также включенная в интернет-жизнь через сеть оперативных линков. Она работает с такими популярными web-изданиями, как «Новая газета» и сайт Вячеслава Игрунова, а особенно хорошо с персональной страницей Григория Явлинского. Последняя как бы высвечивает обаяние лидера, понятное части столичной интеллигенции. У него в гостях можно застать таких ее представителей, как Леонид Радзиховский, Теодор Шанин, Сергей Аверинцев, Леонид Баткин…

И наконец, о грустном. На место в Госдуме претендует еще одна партия, обязанная своим существованием лидеру. Но она не работает с той частью населения, которую интересуют информационные технологии. Кажется, что ЛДПР будет в Думе всегда. Независимо от того, существуют эти технологии или нет. На сайте http://www.ldpr.ru Владимир Вольфович отвечает на вопросы журналистов, встречается с послами, выступает на митинге, рассказывает, «было ли его детство счастливым», играет на гармошке. Также отсюда можно узнать, что «4 ноября 2003 года в помещении «Александрхаус» состоялась презентация 100-го тома «Политической классики» Председателя ЛДПР В.В. Жириновского».

Павел Черноморский, главный редактор интернет-службы Российский политический мониторинг (www.ruspolit.ru) pavcher@isocom.ru

Cчитается, что на протяжении нескольких лет структурой, в основном определявшей всю политическую жизнь русского Интернета, был Фонд эффективной политики Глеба Павловского.

ФЭП конструировал, придумывал и вел львиную долю наиболее успешных проектов русской сети, умело подстраивая их содерджание под общую политическую конъюнктуру. И само собой — под задачи Глеба Олеговича.

Осенью 1999-го и ранней весной 2000-го ФЭП, активно участвующий в обеих избирательных кампаниях тех лет, оказался фактическим монополистом на политическую пропаганду в Интернете. Технология exit-polls, личные сайты политиков, дайджесты иностранной прессы, тематические подпроекты — все это придумывали именно там.

Анонимные проекты этой аналитической структуры, направленные против конкурентов прокремлевских партий, блестяще сработали тогда согласно известному принципу вторичной медийной активности: пиарщики из ФЭПа размещали в Интернете информацию, дискредитирующую политических конкурентов, а телеканал ОРТ, который, как мы помним, работал осенью 1999-го на того же самого заказчика, что и фонд, немедленно ссылался на контролируемые им сайты в каждой новостной передаче, увеличивая таким образом потенциальную аудиторию вбросов до миллионов человек.

На выборную полосу 2003–2005 годов политический сектор Рунета входит без явного лидера. Тем более без монополиста. Время корпораций истекло летом 2002 года, после того как Павловский (по причинам, неясным многим до настоящего времени) передал все свои интернет-СМИ государственному холдингу ВГТРК.

То, что когда-то активно и не без толку использовалось, нынче повисло в руках государства мертвым грузом. Например, запущенный некогда Андреем Левкиным и Дмитрием Петровым уникальный проект СМИ.ру, оказавшийся прямо-таки бесценным в предвыборной ситуации, перешел в иное качество и в иной жанр, что оказалось равносильно уходу с политического рынка. Из Вестей.ру государственные чиновники решили сделать сайт одноименной новостной программы. Лишь Страна.ру, изначально создававшаяся топ-менеджерами Фонда с прицелом на государственный интерес, продолжает работать в нише сетевого информационного агентства, увы, весьма неповоротливого и посредственного.

Государственная часть Сети и не думает отягощать свою аудиторию какими-то предвыборными спецпроектами — здесь, очевидно, придерживаются той же линии, что и в так называемых больших СМИ. Политика нивелируется, содержание приобретает всё более топорно-пропагандистский и банально-рекламный характер. Что же касается персональных сайтов политиков, то они живут сегодня согласно все той же логике 1999 года. Меняются исключительно детали технического характера: цвета становятся ярче, «сетевые фишки» — сложнее… А толку?

За последние четыре года в этой области не произошло никакого заметного переворота. Лишь кое-где, на домашних страничках лидеров русской Сети, у СПС и у «Яблока» имеется претензия на интерактивность — в виде внимательно модерируемых форумов. В остальном же — тусклые, непритязательные, серые интерент-листовки…  


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Гражданское общество
Концепт
Граждане, давайте решать вопросы
Дмитрий Петров
Новое дело
Петр Щедровицкий
Спланируем историю россии на 15 лет вперед?
Александр Проханов
Общее благо и деловые люди
Андрей Нещадин
Мир: Семь размышлений в мае 2003 года
Субкоманданте Маркос
Выбор вольного роста
Нина Беляева
Правильно ли развивается то, чего еще нет?
Мария Слободская
Фабрика доверия
Александр Карасёв
Практика
Оцифрованное государство и новая экономика
Владимир Княгинин
ФРГ: Волонтерство и активное государство
Сюзанна Ланг
Кто спасет Британию?
Алан Фримен
Cильное гражданское общество — эффективная власть
Олег Казаков
Факт или фарс?
Елена Тополева
Презерватив как социальная технология
Евгения Алексеева
Марш маргиналов
Сообщения
Cо-Общения
Оперативный простор
Пыльная паутина политического погреба
Стратегический подход к информационным войнам
Андрей Мамонтов
Несостоявшаяся революция
Елена Анастасиева, Ирина Гаврюшкина
Cлед сапога на лице
Эдуард Михневский
Злая книжка для умных девочек
Дмитрий Петров
Обучение на чужом опыте
Катерина Медведева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.