Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/10/practice/1


Телохранитель без оружия

Многие представляют себе телохранителя, как в одноименном фильме – двухметровый, накачанный мужчина в строгом костюме, в черных очках и «радиостанцией» в ушах. На самом деле главное для телохранителя – быть незаметным. Он должен сливаться с окружающей средой. И только в нужный момент, когда существует непосредственная угроза, он должен проявить себя. Именно в этот момент. Не раньше.

— Алексей Львович, насколько, на ваш взгляд, актуальна проблема личной безопасности для руководителей российских предприятий?

Как свидетельствуют данные соцопросов, только 15% предпринимателей готовы платить за свою безопасность из личного бюджета. Остальные же 85% считают, что им ничто не угрожает и личная охрана — это прерогатива политиков, журналистов, звезд эстрады. На самом деле, это ошибочное мнение. В действительности лишь 5% преступлений против личности происходит на так называемой бытовой почве, а 95% — на экономической. Следовательно, в первую очередь опасности подвергаются представители бизнеса, руководители предприятий. Как правило, к услугам телохранителей прибегают достаточно обеспеченные люди: звезды эстрады, предприниматели, руководители крупных фирм. Мелкие и средние предприниматели пока пренебрегают такими услугами. Возможно, они начнут пользоваться ими со временем, когда спокойствие будет цениться дороже денег. Очень часто в охранные агентства обращаются люди, почувствовавшие какую-то опасность. Бывают, конечно, и случаи ложной тревоги, но в основном обращаются по поводу реальной угрозы. Например, был такой случай: человеку показалось, будто за ним следят. Приехали, посмотрели, сделали так называемую зачистку — и действительно обнаружили в кабинете «жучки». Видно, что работал не профессионал, потому их легко было обнаружить. Один хороший «жучок» стоял на телефонной линии, с его помощью прослушивались все телефонные разговоры в офисе. Когда с клиентом в течение месяца поработали 2 сотрудника охраны, все вопросы были решены.

— Как вы воспитываете профессионалов? Как совершенствуете навыки своих сотрудников?

Основной костяк любого частного охранного предприятия составляют бывшие военнослужащие, бойцы спецназа, воздушно-десантных войск, сотрудники МВД, ФСО, прошедшие специальный, в том числе и психологический отбор. Для поддержания хорошей спортивной формы для них каждую субботу проводятся занятия в спортивном зале, в тире; регулярно проходят психологические тренинги, снимающие напряжение. Многие представляют себе телохранителя, как в нашумевшем фильме — двухметровый, накачанный. На самом деле главное для телохранителя — быть незаметным. Он должен сливаться с окружающей средой. И только в нужный момент, когда существует непосредственная угроза, он должен обнаружить, проявить себя. Именно в этот момент. Возьмем, к примеру, заказные убийства. Прежде чем убить человека за ним какоето время наблюдают: изучают его образ жизни, привычки, внедряют информаторов в его предприятие. Такая тщательная подготовка занимает не один день и не два. Заметная, бросающаяся в глаза внешность телохранителя облегчает задачу исполнителям убийства: при покушении на жизнь человека в первую очередь ликвидируют охрану. Черный костюм, белая рубашка, темные очки, «радиостанция» в ушах — это пародийный образ телохранителя.

— Скажите, а существует в вашей деятельности такое понятие, как профессиональная этика?

Обязательно! А как же? Конечно! Существуют определенные правила поведения сотрудника охраны. Например, телохранитель в общении с клиентом не должен быть навязчивым.

— Кто и как определяет границы вмешательства телохранителя в личную жизнь клиента? Это совместное решение клиента и телохранителя?

Вы знаете, нет. Клиент, как правило, рассказывает только то, что считает нужным рассказать, а вот все остальное — выяснить все необходимое о клиенте и подключить свой «головной компьютер» - это задача охранника. Он должен определить окружение (рабочее, дружеское, семейное), выяснить, имеется ли тайная интимная жизнь. Зачем? Понимаете, нельзя исключать и эти 5% преступлений на бытовой почве. Угроза может возникнуть не только со стороны деловых отношений (сфера бизнеса), но и со стороны межличностных отношений — ревность, зависть, месть… Охранник должен знать все болезни клиента, знать, какие лекарства он принимает и на что у него аллергия. Клиент о своих недомоганиях, как правило, не рассказывает, однако телохранителю необходимо все выяснить самому. Эта информация тоже очень важна: фактор болезни относится к разряду так называемых безличностных угроз. Понятие «профессионал» подразумевает полное и всестороннее знание о клиенте. Он ведь и называется личный охранник.

— В чем может выражаться угроза личной безопасности, и какие существуют способы защиты?

Похищение — раз. Возможность напугать — два. И, наконец, заказное убийство, чаще всего на экономической почве. Возможные заказчики — конкуренты или лица, которые работали на предприятии, были уволены, которые считают, что их незаслуженно обидели. Кроме того, бывают просто психически неуравновешенные люди. Вся информация анализируется, выясняется степень угрозы, и затем мы рекомендуем заказчику определенное количество охраны. Способы защиты зависят от степени угрозы. Это взаимосвязанные вещи. Если конкретно, то последовательность действий такая. В первую очередь - зачистка машины, прежде чем в нее сядет владелец, потом — зачистка дома и прилегающей территории, зачистка подъезда, чердачных помещений, осмотр соседних домов. Некоторые считают, что сели в бронемашину и можно быть спокойным. Но это совсем не так. Наоборот. Реальная угроза возникает именно во время передвижения: мобильные скоростные мотоциклы, «обтекающие» машину пешеходы на светофорах… Что стоит подложить взрывное устройство с таймером? Есть у нас и договоры по работе с семьей. В этом случае, конечно, охраннику сложнее. Обычно мы просим определить приоритеты — кто на первом месте по степени опасности, кто на втором, кто на третьем. Но в то же время, когда охранник уходит с первым лицом, он инструктирует других членов семьи, что надо делать и как поступать.

Допускаете ли вы мысль о полной и абсолютной безопасности? Насколько ваша деятельность снижает степень риска?

Полной и абсолютной безопасности не существует, гарантировать ее никто не может, но, анализируя довольно противоречивую газетную информацию о заказных убийствах, можно сделать вывод, что более 70% этих убийств — следствие непрофессионализма охранника, который должен предусмотреть возможную опасность, чтобы предотвратить ее. Умение думать и анализировать — это свидетельство высокого профессионализма. Приведу отрицательный пример — пример непрофессиональных действий охранника. Большая, шумная улица. Телохранители сопровождают клиента — один впереди, другой сзади. Неожиданно пьяный прохожий решает пообщаться с одним из охранников, который, желая избавиться от разговорчивого мужчины, пытается оттеснить его. Тот, разумеется, оказывает сопротивление. Второй охранник, бросив клиента, приходит на выручку коллеге. Это и есть пример непрофессионального поведения: клиента нельзя оставлять без внимания. Задача телохранителя — увести его от всякого рода конфликтных ситуаций, снизить степень риска. Иногда проблемы возникают из-за непонимания со стороны самих клиентов. Они привыкли жить комфортно и не хотят себя ни в чем ограничивать. Однако человек, нуждающийся в защите, должен терпимо относиться к советам специалиста по охране и прислушиваться к ним. Взаимопонимание и взаимодействие между клиентом и телохранителем просто необходимо.

В некотором смысле безопасность клиента зависит от него самого?

Безусловно! В большей степени от него самого. Есть такая категория людей: они не осознают реальной угрозы, а телохранителя рассматривают как атрибут «роскоши», знак принадлежности к определенному слою общества — наряду с дорогой машиной, собакой и красивой женой. Охранник предупреждает об опасности, а он подъезжает к дому на бронированном автомобиле, распахивает дверцу и на заднем сиденье, свесив ноги, разговаривает по мобильному телефону 30-40 минут. Да, среди наших клиентов бывают трудные. Таков характер человека, причем охранник должен учитывать и это.

А были случаи в вашей практике, что вы отказывались от клиента?

Были. Представьте себе такую ситуацию: человеку грозит реальная опасность, а он этим фактом решительно пренебрегает, считает, что заплатил — значит, купил. Но преданность нельзя купить. Бывает, что телохранитель предан своему клиенту. Но бывает и так, что охранникам готовы заплатить не одну тысячу долларов, а они отказываются выходить, потому что знают, что клиент не следует их советам, и, значит, все их усилия бессмысленны.

Алексей Львович, как вы смотрите на проблему легализации оружия? Повысит ли это безопасность человека?

Нет, не думаю. Это увеличит самонадеянность, но безопасность не повысит. Вопервых, огнестрельное оружие требует очень внимательного отношения. Необходимо специальное место хранения, специальная сигнализация. Нарезное оружие должно храниться в отделении милиции. Так что, на мой взгляд, все это практически невозможно. Во-вторых, зная русский неудержимый характер можно предположить, что будут просто случайные жертвы. Представьте человека в хорошем настроении после банкета, ему вдруг захотелось пострелять по бутылкам. Если говорить о телохранителе, то хороший телохранитель должен ходить невооруженный. Поясню: он не должен пускать в ход оружие, которое нужно рассматривать как факт успокаивающий — и клиента, и самого охранника. Оружие — сдерживающий фактор. Как ядерное оружие. Оно знак, сигнал: «Опасность!»

В начале нашей беседы вы сказали, что личная охрана — не дешевое удовольствие. Так сколько оно стоит? Каков порядок цифр?

В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально. Многое зависит от степени угрозы — повышенная она или небольшая, от того, для чего нужна человеку охрана — для жизни или для престижа. А вот цифры — это коммерческая тайна. — И последний вопрос. Проблема личной безопасности стоит сейчас не только перед руководителями крупных предприятий. Что вы посоветуете обычным людям — не руководителям: как обезопасить свою жизнь? — Что посоветовать? Избегать конфликтных ситуаций, конфликтных людей, стараться, по возможности, избегать толпы. Вспомните события прошлой осени. «Норд-Ост»…

Интервью провела Мария Милованова

Дата публикации: 12:35 | 11.02


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.