Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Развитие общественной связности / Практика

Мысли выражай плакатом


Михаил Ухов
директор Агентства профессионального менеджмента и консалтинга
m-uhov@apmk.ru
Версия для печати
Послать по почте

О значении визуализации в социальных процессах
В советское время плакат был одним из самых мощных пропагандистских инструментов. С его помощью людям навязывали нормы и модели поведения в социалистическом обществе. Плакаты "Не болтай!", "Разводите овощи, товарищи!", "Колхозник, будь физкультурником" и многие другие несли в себе сообщения, содержащие положительные сценарии действий людей. Причем некоторые из них не потеряли своей актуальности. Сегодня плакат как никогда современен.


ИМПРИТИНГ — СТИМУЛ К ДЕЙСТВИЮ

Последние несколько лет в России стала чрезвычайно популярна социальная реклама. В настоящее время различные политические субъекты предпринимают попытки сформировать желательное поведение населения России. Однако их не всегда можно назвать удачными. Вспомните рекламный ролик Министерства по налогам и сборам РФ "Заплати налоги и спи спокойно!". Отчетливо негативный контекст, который присутствует в данном ролике, не несет для российского налогоплательщика никаких позитивных моделей поведения. За время, прошедшее с момента распада СССР, мастерами отечественного агитпропа в значительной степени была утрачена техника визуализации социальных процессов. Наступил момент, когда необходимо вспомнить опыт предыдущих поколений и попытаться перевести этот опыт на современный язык.

Визуализация издревле используется человеком для формирования и описания социальных процессов. В первобытном обществе образцы модели поведения формировала наскальная живопись. Первые попытки создания письменности — это не что иное, как попытки человека отобразить окружающий мир. Первичная визуализация — сами картинки. Вторичная —описание сюжета картинок. Как следует охотиться? Как поклоняться богам? Как относиться к вождям? Как должны строиться отношения в племени? Все эти модели поведения задавались в древности с помощью наскальной живописи.

Прямым потомком наскальной живописи является плакат. Человек часто копирует поведение других людей. Так, подростки, увидев плакат с изображением своего кумира — лидера модной рокгруппы, тут же переодеваются в такую же одежду, начинают копировать позу и так далее. Часы Путина, носимые им на правой руке, привели к повальной моде среди чиновников. Есть специальный психологический механизм, описывающий воздействие визуальной подачи желаемых моделей поведения. Он называется "импритинг". Суть его состоит в том, что изображение всегда стимулирует определенное поведение. И любая демонстрация действий человека, будь то плакат, телеизображение или другие виды визуализации, подчиняется законам импритинга.

 

СПОКОЙНАЯ СИЛА

На первичном уровне поведение человека может быть объяснено с помощью анимации, комиксов и видеоизображения. Мексиканские мыльные оперы тоже можно рассматривать как попытку визуализации стандартных моделей поведения, приемлемых в социуме. Сам факт появления этих сериалов, их огромная популярность свидетельствуют о том, что эта цель была достигнута. В Мексике, Венесуэле и США государство не случайно финансирует съемки таких картин. Знаменитый американский сериал "Скорая помощь", спонсируемый государством, задает определенные модели поведения людей в ситуации оказания неотложной помощи. Однако способ донесения видеоизображения до конкретного индивида довольно сложен. Ведь во время трансляции телесериала человек должен находиться около телевизора, что не всегда возможно. Кроме того, процесс изготовления и трансляции видеоизображений всегда требует больших расходов, что значительно снижает эффективность этого метода.

В чем отличие плаката от других способов визуализации? Плакат на вторичном уровне объясняет поведение человека, фиксирует это поведение. Распространять плакаты можно практически в любых местах и в любых количествах, и это выгодно отличает его от анимации и видеоизображения.

Универсальность плаката также состоит в том, что он позволяет совместить желаемую модель поведения с любой ценностью. С помощью принципа "якорения" в NLP можно легко управлять уже сформировавшимся рефлексивным поведением. В определенное время в определенном месте человек сталкивается с уже имеющимся "якорем" и переносит уже сформированное поведение в другую область своей жизнедеятельности.

Хорошим примером, показывающим действие визуализации в социальных процессах, может служить широко распространенный в советское время плакат "Хлеб — всему голова!". Как известно, эти плакаты присутствовали в любой булочной или столовой общепита Союза. С помощью этих плакатов в сознании советских граждан закреплялась идея ценности хлеба и прививалась привычка бережного обращения с ним. Кроме того, качество питания в советском общепите оставляло желать лучшего, при этом наличие хотя бы одного такого плаката создавало позитивное настроение, способствовало повышению аппетита граждан.

Другой пример визуализации – плакат "Не болтай!", появившийся в предвоенные годы. Интересно, что осторожность в высказываниях на любую тему как приемлемая модель поведения формировалась в советском обществе чуть раньше, в начале 20-х годов XX века. Сталинские репрессии, достигшие апогея в 30-е годы, еще больше закрепили в сознании населения мысль о том, что болтать вредно. И уже во время войны плакат "Болтун – находка для шпиона!" воспринимался как продолжение этой "традиции". Любопытно, что сейчас слегка видоизмененный плакат "Не болтай!" можно использовать в пропаганде повременной оплаты за телефонные разговоры, введению которой так противятся россияне…

ПЛАКАТ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

В настоящее время плакат как средство визуализации социальных процессов, происходящих в обществе, практически забыт специалистами по социальным технологиям. Единственной областью применения плаката является политика. Плакаты широко используются во время проведения предвыборных кампаний федерального или регионального уровня. Однако их частое применение удивительным образом сочетается с низкой эффективностью. Как правило, причиной являются элементарные ошибки: несоответствие изображения и вербального "послания", неправильный выбор места размещения плаката, отсутствие желаемой модели поведения объекта или несоответствие этой модели ценностным ориентациям электората.

Почему же плакат все-таки прижился лишь в политике? Как нам кажется, до недавних пор в России только в политической сфере была возможна привязка определенного политического субъекта к тем или иным ценностям, которым отдают предпочтение избиратели. Плакат в короткие сроки позволяет доносить до избирателей основные концепты формируемого образа политика. Кроме того, не будем забывать и про массированные инвестиции в рынок избирательных технологий, которые регулярно происходят в период очередного электорального цикла.

Многие российские и иностранные коммерческие компании уже сегодня интуитивно понимают важность использования плакатов и начинают использовать старые советские образцы для формирования необходимой собственнику корпоративной культуры. Плакат можно использовать в сфере государственного и промышленного строительства, социальной политики и межнациональных отношений. Пока плакат служит средством достижения только краткосрочных целей. Приведенный выше пример с плакатом "Не болтай!" показывает, насколько глубоко и продолжительно может быть воздействие социального плаката. И если соблюдать правила визуализации, эффект от использования плакатов при формировании социальных процессов будет гораздо большим.

Базовой задачей, стоящей сегодня перед Россией в области государственного строительства, является создание национальной идеологии. Технологии создания социального мира и партнерства, чувства причастности граждан к результатам своего труда уже сегодня приносят вполне ощутимые экономические результаты в рамках отдельных регионов или предприятий. В масштабе страны необходимо выявить позитивные жизненные сценарии россиян и обеспечить их широкое распространение в обществе. Социальный плакат является одним из наиболее эффективных и недорогих методов их распространения. Именно эта идея положена в основу Первого Всероссийского конкурса нового отечественного плаката (КНОП), организатором которого является Агентство профессионального менеджмента и консалтинга.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Развитие общественной связности
Концепт
Умение радоваться в эпоху перемен…
Дмитрий Петров
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Грядущий хам
Алексей Швайгерт
Связность социальных систем как мера развития инновационных процессов
Сергей Переслегин
О времени и о себе
Рифат Шайхутдинов
Общественная связность и развитие личности
Елена Русская
Три уровня связности
Михаил Кутузов
Двое без третьего. Коммуникационная схема "Бизнес — Власть"
Сергей Боровиков
Семь лет спустя
Петр Щедровицкий
Сообщения
"Серебряный лучник" — герой в мире знаков
"НОРД-ОСТ": второе рождение
Скоро "Авторадио" будет слышно везде. Даже совсем далеко
Прошел семинар "Технологии создания информационных поводов в Бизнес-PR"
Запущен очередной проект в рамках программы лондонской школы PR
Полномочный представитель президента России встретился с будущими PR-специалистами
Ярмарка интеллектуальной литературы прошла успешно. Раскупили практически всё
Международный клуб PR-управляющих "PRофессионал" обсуждает слухи
Политконсультанты готовятся к празднику
Третий из тысячи
Практика
Конституция как средство против энтропии
Дмитрий Шушарин
Из замкнутого круга выживания
Виктор Осипов
Единый творец как точка связности
Элиягу Эссас
Примите как аксиому: мир постоянно меняется
Владислав Вершинин
Коммерческая, политическая и социальная реклама: сотрудничество или конкуренция?
Гюзелла Николайшвили
Мысли выражай плакатом
Михаил Ухов
Оперативный простор
За пределами постмодернизма
Гейдар Джемаль
Культурный лоббизм
Денис Молчанов
Мы не сделали их. Поражение или урок?
Александр Чернов
PR в розницу
Эдуард Михневский
Эпоха перемен: как выжить? = Как руководить?
Елена Брусникина
Коучинг как форма жизни
Алина Слободова
Производственная комедия. Больше жизни, больше импровизации...
Ну очень модное кино в плену у сладкой жизни
"Господин Гексоген" в исполнении Тьерри Мейссана
О власти журналистики
Всё не так однозначно и плоско


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.