Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Развитие общественной связности / Практика

Из замкнутого круга выживания


Виктор Осипов
ГОСТ, специально для «Со-Общения»
panda7@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Технологии социальной мобилизации
Сегодня многие средние и малые города России представляют собой совершенно особый мир. Исследования показывают, что его можно назвать миром без будущего. Главные признаки этого таковы: недружелюбная городская среда, отсутствие вдохновляющих перспектив деятельности для молодежи, низкая общественная связность. У людей, живущих в таком пространстве, возникают серьезные психологические проблемы. Люди не видят выхода из "замкнутого круга выживания" ни для себя, ни для своих детей.<


ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ: КОММУНИКАЦИИ В СИТУАЦИИ БЕЗЫСХОДНОСТИ

Старые представления о высоких смыслах и ценностях разрушены. Новых — не появилось. Все это ведет к маргинализации и разрушению многих типов социальной связности. Люди замыкаются в микрогруппах (как правило, в семьях) и перестают реагировать на "внешний мир". Как следствие — любые социально-политические проекты, предполагающие определенный уровень смысловой и организационной мобилизованности в так называемых депрессивных городах, обречены на провал. Одним из способов преодоления этой проблемы является использование мобилизационных технологий.

Технологии социальной мобилизации используются в рамках социальной терапии, предполагающей лечение разорванной социальной ткани, деятельное выстраивание новых ориентиров и типов жизни для жителей малых и средних городов России.

В первую очередь речь идет о молодежи. Однако очевидно, что ее проблемы являются ключевыми и для других возрастных групп, и в этом смысле социальная терапия, направленная на работу с сознанием и поведением молодежи, влияет на все общество.

Мобилизационные технологии предполагают выстраивание таких пространств, которые давали бы молодым людям ощущение интересной и перспективной деятельности, направленной на эффективную самореализацию. Одновременно эти пространства деятельности призваны преобразовывать городскую среду, делать ее комфортной, дружелюбной без таких затрат и инвестиций, которые обычно требуются для серьезного изменения городской среды.

ПОГРУЖЕНИЕ В БУДУЩЕЕ

Формирование пространства, в котором люди осознанно заинтересованы в проектировании своего будущего, влечет за собой снятие напряженности и улучшение психологического климата в городе. Технологии ориентированы на работу в небольших городах, поскольку в каждом конкретном случае стартовой точкой служит событие (артпроект, тренинг, акция и т.д.), вокруг которого и происходит "кристаллизация сообщества" людей, начинающих думать о будущем. Под "будущим" при этом понимается не только некая отдаленная перспектива, но и само осуществляемое действие, которое предстает в качестве "будущего в настоящем". Действие само по себе служит преобразованию городской среды, которая на время его проведения словно погружается в будущее. Это означает восстановление социальной связности и преодоление эффекта потери смыслов.

О ПОЛЬЗЕ СИЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

Люди старшего поколения пережили психологическую драму, вызванную крушением масштабного проекта по конструированию будущего (коммунистический проект). Тем не менее "будущее" остается одной из тем, которые вызывают у людей сильные эмоции. Сам пафос проектирования является достаточно сильным эмоциональным якорем. Это повышает эффективность технологий социальной мобилизации, основанных на активизации и преобразующем использовании элементов "старого будущего".

Сущность этих технологий выражена в названии: они мобилизуют людей, готовых к социальной активности, и объединяют их вокруг:

1) самой идеи проектирования будущего;

2) новой и необычной для них деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ МОБИЛИЗАЦИИ ШАГ ЗА ШАГОМ

Шаг 1. Идея. Создание инициативной группы.

Шаг 2. Обсуждение будущего проекта, привлечение к участию людей, потенциально готовых к социальной активности. Формирование первичной структуры команды. Трансляция ценностей, заложенных в проект. Формирование мотивационных механизмов. Подготовка схемы освещения проекта в СМИ, привлечение общественного внимания.

Шаг 3. Реализация проекта (например, фотосессии). Процесс реализации носит игровой характер; привлекаются дополнительные человеческие ресурсы.

Шаг 4. Демонстрация результатов. Рефлексия проекта. Тестирование сложившейся кадровой структуры и возможностей ее дальнейшего использования.

Шаг 5. Рефлексия опыта, приобретенного в процессе реализации проекта, и выработка мобилизационных схем. Построение "технологической цепочки", на которую будет опираться следующий проект.

При переходе к каждому новому проекту необходимо удерживать концептуальную связность с предыдущим в рамках "сквозного сюжета" игры и одновременно проектирования будущего. При этом принципиально не важно, какая именно деятельность требуется от участников, если сохраняется "смысловая нагрузка".

Под мобилизационной схемой мы понимаем пошагово описанную совокупность действий, которые необходимо осуществить в том или ином месте для привлечения минимально подготовленных участников к любому проекту.

Наличие "мобилизационной схемы" предполагает также присутствие в сознании потенциальных участников рамки возможных проектов, готовности участвовать в проектах, отработанных форм перехода к действию.

Образовательно-игровая рамка превращает любое действие, в том числе и прагматическое, в игру. Игрой может стать сбор подписей за кандидата, проведение рекламной кампании продукта. Такой подход преобразует обычные мотивационные структуры и, соответственно, повышает эффективность деятельности.

Введение дополнительной образовательной рамки, например тренинга, придает игре элемент серьезности и перспективности, связывает ее с будущим участников.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ СВЯЗНОСТИ

Те пространства деятельности, о которых идет речь, связаны с вовлечением молодежи в разнообразные культурно-социальные проекты с помощью образовательно-игровой рамки. Подобная деятельность может получить практические, в том числе общественно-политические и экономические, измерения. Вовлечение в образовательно-игровые проекты позволит осуществить отбор и первичную подготовку кадров, обеспечить формирование общественных групп, провести первичную работу с общественным мнением и городской средой.

А главное — будут выработаны и инсталлированы так называемые "мобилизационные схемы", предполагающие готовность к любого рода общественной деятельности, и эффективные технологии перехода организованных групп в рабочий режим.

Очевидно, что наличие в определенных городах работающих "мобилизационных схем", наложенных на подготовленные группы активных людей, позволит любому заинтересованному субъекту политической или экономической деятельности значительно уменьшить свои издержки (материальные, временные, организационные) при осуществлении в этих городах любых проектов.

CASE-STUDY: ФОТОСЕССИЯ В ЭНЕРГОДАРЕ

В начале апреля в городе Энергодаре (Украина) состоится фотосессия с условным названием "Энергодар — город будущего". Энергодар, построенный вокруг самой большой в СССР атомной станции, — воплощенное представление советских людей 80-х годов о будущем. Это четко выражено в архитектуре, планировке и атмосфере города. Сейчас будущее, воплощенное в пространстве и городской среде, парадоксально стало "историей будущего". Культурно-игровая программа "Энергодар — город будущего" призвана вернуть жизнь в декорации "старого будущего", превратить город в площадку отработки и создания новых практик и способов жизни, в площадку создания "нового будущего". Главная цель проекта — сформировать коммуникационную среду, в которой игра постепенно бы превратилась в реальность, сделав Энергодар настоящим центром производства будущего на Украине.

Результатом проекта на первом шаге будет серия фотографий моделей на фоне разнообразных промышленных объектов (в особенности атомной станции). Задача — совмещение на фотографии атрибутов и символов "нового будущего" и "старого будущего", демонстрация их совместимости и даже зависимости друг от друга ("нового будущего не может быть при условии уничтожения старого"). Демонстрацией нового будущего становится в том числе сам процесс съемки, превращенный в шоу. Цель этой акции — вовлечь в проект как можно больше людей. Мотивационные механизмы при этом строятся на следующей основе. Проекту придается, с одной стороны, игровой характер. С другой стороны, в проект закладывается ценность "проектирования нового будущего". Обязательно освещение проекта в местных СМИ.

Результаты проекта оцениваются на втором этапе. С самого начала проект позиционируется как культурное событие в жизни города, достойное освещения и внимания за его пределами. Это может быть выражено в проведении выставки фотографий.

В процессе реализации проекта формируется сообщество людей, заинтересованных в его результатах. Впоследствии это сообщество становится кадровой базой для реализации дальнейших проектов. Таким образом отрабатывается схема вовлечения людей в общественно-политические проекты.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Развитие общественной связности
Концепт
Умение радоваться в эпоху перемен…
Дмитрий Петров
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Грядущий хам
Алексей Швайгерт
Связность социальных систем как мера развития инновационных процессов
Сергей Переслегин
О времени и о себе
Рифат Шайхутдинов
Общественная связность и развитие личности
Елена Русская
Три уровня связности
Михаил Кутузов
Двое без третьего. Коммуникационная схема "Бизнес — Власть"
Сергей Боровиков
Семь лет спустя
Петр Щедровицкий
Сообщения
"Серебряный лучник" — герой в мире знаков
"НОРД-ОСТ": второе рождение
Скоро "Авторадио" будет слышно везде. Даже совсем далеко
Прошел семинар "Технологии создания информационных поводов в Бизнес-PR"
Запущен очередной проект в рамках программы лондонской школы PR
Полномочный представитель президента России встретился с будущими PR-специалистами
Ярмарка интеллектуальной литературы прошла успешно. Раскупили практически всё
Международный клуб PR-управляющих "PRофессионал" обсуждает слухи
Политконсультанты готовятся к празднику
Третий из тысячи
Практика
Конституция как средство против энтропии
Дмитрий Шушарин
Из замкнутого круга выживания
Виктор Осипов
Единый творец как точка связности
Элиягу Эссас
Примите как аксиому: мир постоянно меняется
Владислав Вершинин
Коммерческая, политическая и социальная реклама: сотрудничество или конкуренция?
Гюзелла Николайшвили
Мысли выражай плакатом
Михаил Ухов
Оперативный простор
За пределами постмодернизма
Гейдар Джемаль
Культурный лоббизм
Денис Молчанов
Мы не сделали их. Поражение или урок?
Александр Чернов
PR в розницу
Эдуард Михневский
Эпоха перемен: как выжить? = Как руководить?
Елена Брусникина
Коучинг как форма жизни
Алина Слободова
Производственная комедия. Больше жизни, больше импровизации...
Ну очень модное кино в плену у сладкой жизни
"Господин Гексоген" в исполнении Тьерри Мейссана
О власти журналистики
Всё не так однозначно и плоско


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.