Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/1/op/34


Производственная комедия. Больше жизни, больше импровизации...

Короли ничем не владеют. Они только правят?
Условия и качество жизни людей все больше зависят от способности принимать, обрабатывать и хранить информацию. Между забавными гэгами, сценами ревности и производственными заморочками рекламистов создатели фильма-клипа о творчестве в рекламе дают понять: владение информацией есть не что иное, как доступ к возможностям, учет ограничений и опасностей. Умение грамотно и вовремя подать информацию, представить массовому потребителю продукт деятельности в столь же выгодном, сколь неожиданном ракурсе — одно из условий успеха рекламного бизнеса.

МОРАЛЬ КРЕАТОРА

Камера. Мотор! Студенческое бунгало. Быт, превращенный в абсурд, не похожий на реальность. Мечтающий о месте копирайтера, Виктор Фогель (Александр Шеер), безработный и беззаботный, как птица, хипповатый юноша стопроцентной арийской наружности, вальяжной походкой направляется в "логово льва". А именно в известное, престижное, а оттого не утруждающее себя излишней гостеприимностью в отношении подобных юношей РА с говорящим названием Brainstorm. Случайно герой попадает в святая святых — переговорную. Идет презентация новой концепции для автомобильного концерна "Opel", креативный директор РА живет по известному принципу, сформулированному еще бальзаковским Вотреном: "Все это не лучше кухни — вони столько же, а если хочешь что-нибудь состряпать — пачкай руки, только потом умей хорошо смыть грязь; вот вся мораль нашей эпохи". При отсутствии свежих идей он пытается "впарить" клиенту вчерашний день. Ситуация патовая. Но... неожиданно вмешивается Фогель.

ПОЧЕМУ ВЫБИРАЮТ МОЛОДЫХ ДИЗАЙНЕРОВ?

Потому что это свежая кровь, оригинальная, еще нигде не звучавшая идея. Кроме того, они лучше чувствуют дух, то, что нематериально и универсально. Рекламе не хватает юмора. Мы мыслим глобально, потому что наш бизнес является международным, и мы пришли к выводу, что именно такая идея важна для мира сейчас. Молодые креаторы способны достойно воплотить идею в жизнь. Таково послание человека-птицы присутствующим. Гримасничая, как клоун, жонглируя словами перед умудренными опытом маркетологами на грани фола, он не теряется. И выигрывает этот раунд у жизни. Позитивный заряд и нестандартность поведения впечатляют заказчика — директора по маркетингу "Opel" Иоганну фон Шуленберг. И агентству приходится попросить его принять участие в кампании по разработке нового бренда — спортивного автомобиля Speedster. За Фогелем, с его отвязным прикидом, любовью к ценностям 60-х с их характерной небритостью и растрепанными волосами, мгновенно утверждается слава самого стильного и тонко чувствующего малейшие веяния современной моды специалиста. Все копируют его манеры и стиль. Получив работу своей мечты, по законам жанра он встречает на вечеринке девушку своей мечты — странноватую Розу (Чулпан Хаматова), увлекающуюся перформансами. Между тем близится время сдачи сценария рекламного ролика, а творческий запал новоиспеченного креатора неожиданно иссякает. На помощь приходит возлюбленная с идеей о женщине-охотнице, реализующей свои архаичные инстинкты, стреляя из лука в питательнополезные продукты супермаркета. Идея хороша, но каждый из них хочет использовать ее для собственного продвижения: Фогель — для первого в жизни рекламного ролика, девушка — для персональной выставки…

Теперь уже не старый пройдоха-копирайтер, а молодой человек начинает жить по бандитским законам того же Вотрена, напоминающим о жесточайшей конкуренции и способах достижения цели: "Бросьте считаться с вашими убеждениями, продавайте их, если на то будет спрос". И далее еще более цинично: "...да и как вам выдвинуться, если не спекулировать любовью". Фогель расстается со своей подружкой, предает старого креативного директора, успевшего подружиться с ним. И становится настоящим ублюдком, чтобы, пройдя испытание славой, деньгами и другими искушениями материального мира, пройдя сквозь чистилище нравственных страданий, понять, что главное в жизни — это любовь и дружба.

ХЕППИ-ЭНД: ЖАРЕНЫЕ КРОЛИКИ И ВОРКУЮЩАЯ ГОЛУБКА

Грань между современным коммерческим и серьезным кинематографическим искусством призрачна и ненадежна. Рыночное кино изобилует штампами, высокое искусство штампы высмеивает. Пародия — это умный стеб по поводу последнего. Информация — это нечто большее, чем время и деньги. С этой позиции Крауме подает проблему взаимодействия личности и коллектива, проблему корпоративной идентификации и этики. Чего стоит сцена, в которой PR-менеджер агентства придумывает крутую биографию главному герою, работает над его имиджем — ведь теперь он уже не просто Виктор Фогель, а носитель бренда и должен соответствовать его идеологии. Но старания оказываются бесполезными, ведь образ, который она создает, статичен во всех своих проявлениях... Этот фильм позитивнее утонченной и назидательной атмосферы "Кафе на пляже" француза Бенуа Граффена, где молодой человек, пытаясь помочь великовозрастному товарищу наладить жизнь и быть на "ты" с современностью, терпит фиаско. В картине Крауме герои адаптируются к "правильной жизни" в социуме. Сюжет незамысловат, фильм снят не так безупречно, как "Кафе", и критики вряд ли удостоили бы его "Золотой ветви" или "Оскара". Но простое, умное, веселое и одновременно трогательное кино-притча о борьбе между старым и новым, социумом и личностью, долгом и желанием затрагивает зрителя за живое. Помните, как писал Антуан де Сент-Экзюпери в "Маленьком принце": "Тогда суди сам себя, — сказал король. — Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр..." Герои фильма, преодолевая себя, осваивают правила, а затем решают жить по-своему. Они мечтали о светлом будущем, и они получили его.

Константин Смоленский

Дата публикации: 02:16 | 25.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.