Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/1/op/33


Коучинг как форма жизни

Когда реальность начинает меняться
Российские управленцы столкнулись с новой технологией развития — коучингом. Чтобы помочь клиентам этих компаний разобраться, зачем коучинг нужен отечественному бизнесу, мы пригласили психолога, председателя комиссии по организационному развитию и VIP-консультированию бизнеса Совета предпринимателей при мэрии и правительстве Москвы.

КАМО ГРЯДЕШИ...

На Западе коучинг появился в конце 80-х годов и сразу же завоевал симпатии консалтинговых компаний. Что же скрывается за фасадом этого красивого иностранного слова? По мнению коуч-консультантов, коучинг — это не что иное, как процесс внедрения изменений.

Мастерам коучинга часто задают вопрос: как сделать первый шаг к тому, чтобы коучинг стал таким же естественным и понятным для нас, как деньги, жизнь, как развитие, за которым стоят глубокие, многослойные процессы, базирующиеся на таких важных функциях деятельности человека, как мышление и выбор?

Коучинг состоит из пяти последовательных этапов. Начальный включает изменение мировоззрения, взглядов, стереотипов, имеющихся ценностных установок. Второй — это изменение процедур, структуры, процессов и их механизмов. Третий, — работа с сопротивлением, потому как любая система сопротивляется изменениям. В основном эти сопротивления связаны с человеческим фактором. Четвертая составляющая — это план. Всегда необходимо иметь план действий. И пятое — это цель, или образ будущего. Как мы его себе представляем, к чему мы идем. Эта цель обязательно должна быть зафиксирована в пространстве, во времени, иметь четкие границы. Коучинг — это обоюдное понимание клиентом и коуч-тренером цели, к которой хочет прийти клиент.

Часто работа коуча состоит в том, что он помогает человеку изменить поведение.

Один из моих клиентов открыл в своем холдинге смежное направление деятельности, условно говоря, начал осваивать новую нишу — бизнес, связанный с продажей элитной недвижимости, где существует жесткая конкуренция. Линейная логика бизнесмена говорит ему, что все компании, присутствующие на этом рынке, являются его противниками, и он даже не представляет себе, что с ними можно каким-то образом сотрудничать. Но «благодарите своих врагов, ибо они — ваши учителя», говорили древние. Решение проблемы в данном случае состоит в изменении отношения к ситуации. Когда человек самостоятельно, в силу ригидности своего мышления, не способен менять отношение к ситуации, тогда коуч-консультант сдвигает его сознание в сторону изменений, которые и приводят к новому результату. После коуч-сессии бизнесмен перестал воспринимать других участников рынка как кровных врагов и вскоре вступил в партнерские отношения с компанией — лидером рынка.

Человеку иногда достаточно просто нарисовать некий контур действия, чтобы создать эффективную модель поведения. Например, идут переговоры, коучер прорисовывает будущую ситуацию, включая vision-клиента. На Западе vision — это не есть что-то отдельное, это необходимая составляющая повседневной работы коучера. Визионер может не быть коучером, но коучер всегда визионер, иначе он опускается до более узкой позиции оргконсультанта, знающего, как строить бизнес-схемы, не более того. Коучер — это мастер, использующий как рациональные, так и иррациональные подходы к бизнесу, в отличие, например, от медиума или шамана, которые работают только иррационально.

Если мы говорим о коуч-практике с людьми, имеющими свое дело, то стоит уделить несколько слов механике мотивационных процессов в партнерских отношениях, которая требует гармоничной простройки. Ведь чем более гармоничны отношения между учредителями, партнерами, тем более эффективно работает фирма.

В таких компаниях, как правило, нет людей с ригидным мышлением. Например, в одном из интервью Ольга Слуцкер, президент сети World Class Fitness Clubs, сравнила свою компанию с живым организмом, который отторгает чужеродные энергии и не допускает в свое поле людей с негативными, разрушающими программами, сохраняя тем самым благоприятную атмосферу в коллективе. Именно поэтому школа фитнес-инструкторов World Class так высоко котируется на рынке фитнесуслуг.

Однако кризисы неизбежны, они необходимы, потому что дают развитие. Поэтому не надо бояться кризисов и мечтать о стабильности. Так называемая стабильность в бизнесе, к которой многие так стремятся, не более чем иллюзия. Стабильности, в принципе, не существует. Кризис подобен болезни, которая нужна человеку, чтобы очиститься, отстроиться, какой-то негатив переработать в позитив. Если кризис в бизнесе пройден грамотно, то компания или индивидуум выходит на новую ступень развития, происходит трансформация. Коучер в этом случае выступает как врач-гомеопат, прописывающий целебные снадобья строго согласно внутреннему состоянию и эмоциональной готовности клиента.

Сегодня российское бизнес-сообщество начало планомерную работу по продвижению коуч-практики в России. Сейчас готовится серия обучающих семинаров. Впереди целый год активной деятельности — конференции, спецкурсы, публичные лекции, групповые психологические занятия и индивидуальные коуч-сессии. Накопленный концептуальный, методический и практический опыт включает использование ряда идей философских и религиозных систем Востока, достижений эвристической и медитативной психологии, общей теории систем, антропологии, компаративной теории культур и медицины. Создается инициативная группа, ориентированная на решение вопросов альтернативных путей развития личности. Для этой цели инициативной группой организуется коуч-клуб, ставящий целью развитие коучингового мышления и принципиально нового подхода к бизнес- и психологическому консультированию.

КОУЧИНГ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА

В России издавна присутствует своеобразное и трепетное отношение к идеям наставничества, «ведения», тьюторства. Коучинг можно считать переосмысленным подходом к этим идеям. Наставничество и коучинг имеют сходные цели и конечный результат – улучшение качества работы. Однако способы достижения цели различаются. Суть наставничества заключается в том, что наставник знает, что и как нужно сделать, и, в принципе, может предоставить своему подопечному определенную свободу действий, но, как только тот отклонится от генеральной линии, наставник сразу его поправляет. Во время коуч-сессии ставка делается на рефлексию: человеку задаются вопросы о том, что он делает в настоящее время и как, по его мнению, это можно выполнить лучше.

Ему не дают готовых кейсов, а лишь помогают выявить внутренний ресурс, благодаря которому он сможет добиться должного эффекта в работе. К тому же человек, занимаясь коучингом, проводит своеобразную профилактику проблем. Еще одно отличие – в принятии на себя ответственности за свои действия. Неотъемлемая черта коучинга — ответственность человека за свою работу — только начинает прорисовываться в российском обществе. Ведь раньше, при авторитарном стиле управления, само понятие «ответственность» было либо слишком размыто, либо, наоборот, очень сужено. Сейчас же, когда любой человек в конечном итоге сам выбирает себе занятие по душе, именно ответственность может его мотивировать, заинтересовать. С распространением среди персонала этого «ощущения» ответственности, пожалуй, и связана основная задача коучера. Человек, с которым работает коуч, осознанно подходит к своей деятельности, берет на себя ответственность за совершаемые действия и, соответственно, сам отвечает за результат. Через осознание ответственности человек обретает интерес, внутреннюю мотивацию, вовлеченность, все то, что, по сути, и является конечной целью работы коуча. Коучинг становится понятным до конца, если провести параллели между ним и тренерским процессом в спорте. Модели, по которым тренер работает со спортсменом, стремящимся поставить рекорд, и бизнес-коучинг сходны. Задача коучера состоит в такой подготовке клиента, чтобы он даже в неблагоприятной для себя ситуации продолжал мыслить позитивно и мог смоделировать ситуацию по принципу: не было бы счастья, да несчастье помогло.

На мой взгляд, конкурентная борьба в бизнесе будет все более перемещаться в зону человеческого фактора. Менеджеры западных компаний стараются изыскать наиболее эффективные методы, с помощью которых можно было бы на 100 % задействовать в работе внутренний потенциал сотрудника. И отечественным бизнесменам здесь есть чему поучиться. Во всем мире коучинг постепенно становится частью жизни современного человека, нацеленного на развитие. Люди, их внутренний потенциал, настрой и нацеленность на результат – это ресурс будущего. Коучинг, как форма сосуществования в социуме, дает возможность в любой ситуации найти решение, помогающее человеку жить более осознанно, грамотно, а значит, становиться счастливым.

Дата публикации: 02:16 | 25.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.