Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Развитие общественной связности / Оперативный простор

Коучинг как форма жизни


Алина Слободова
коуч-тренер
alina@alina.ru
Версия для печати
Послать по почте

Когда реальность начинает меняться
Российские управленцы столкнулись с новой технологией развития — коучингом. Чтобы помочь клиентам этих компаний разобраться, зачем коучинг нужен отечественному бизнесу, мы пригласили психолога, председателя комиссии по организационному развитию и VIP-консультированию бизнеса Совета предпринимателей при мэрии и правительстве Москвы.


КАМО ГРЯДЕШИ...

На Западе коучинг появился в конце 80-х годов и сразу же завоевал симпатии консалтинговых компаний. Что же скрывается за фасадом этого красивого иностранного слова? По мнению коуч-консультантов, коучинг — это не что иное, как процесс внедрения изменений.

Мастерам коучинга часто задают вопрос: как сделать первый шаг к тому, чтобы коучинг стал таким же естественным и понятным для нас, как деньги, жизнь, как развитие, за которым стоят глубокие, многослойные процессы, базирующиеся на таких важных функциях деятельности человека, как мышление и выбор?

Коучинг состоит из пяти последовательных этапов. Начальный включает изменение мировоззрения, взглядов, стереотипов, имеющихся ценностных установок. Второй — это изменение процедур, структуры, процессов и их механизмов. Третий, — работа с сопротивлением, потому как любая система сопротивляется изменениям. В основном эти сопротивления связаны с человеческим фактором. Четвертая составляющая — это план. Всегда необходимо иметь план действий. И пятое — это цель, или образ будущего. Как мы его себе представляем, к чему мы идем. Эта цель обязательно должна быть зафиксирована в пространстве, во времени, иметь четкие границы. Коучинг — это обоюдное понимание клиентом и коуч-тренером цели, к которой хочет прийти клиент.

Часто работа коуча состоит в том, что он помогает человеку изменить поведение.

Один из моих клиентов открыл в своем холдинге смежное направление деятельности, условно говоря, начал осваивать новую нишу — бизнес, связанный с продажей элитной недвижимости, где существует жесткая конкуренция. Линейная логика бизнесмена говорит ему, что все компании, присутствующие на этом рынке, являются его противниками, и он даже не представляет себе, что с ними можно каким-то образом сотрудничать. Но «благодарите своих врагов, ибо они — ваши учителя», говорили древние. Решение проблемы в данном случае состоит в изменении отношения к ситуации. Когда человек самостоятельно, в силу ригидности своего мышления, не способен менять отношение к ситуации, тогда коуч-консультант сдвигает его сознание в сторону изменений, которые и приводят к новому результату. После коуч-сессии бизнесмен перестал воспринимать других участников рынка как кровных врагов и вскоре вступил в партнерские отношения с компанией — лидером рынка.

Человеку иногда достаточно просто нарисовать некий контур действия, чтобы создать эффективную модель поведения. Например, идут переговоры, коучер прорисовывает будущую ситуацию, включая vision-клиента. На Западе vision — это не есть что-то отдельное, это необходимая составляющая повседневной работы коучера. Визионер может не быть коучером, но коучер всегда визионер, иначе он опускается до более узкой позиции оргконсультанта, знающего, как строить бизнес-схемы, не более того. Коучер — это мастер, использующий как рациональные, так и иррациональные подходы к бизнесу, в отличие, например, от медиума или шамана, которые работают только иррационально.

Если мы говорим о коуч-практике с людьми, имеющими свое дело, то стоит уделить несколько слов механике мотивационных процессов в партнерских отношениях, которая требует гармоничной простройки. Ведь чем более гармоничны отношения между учредителями, партнерами, тем более эффективно работает фирма.

В таких компаниях, как правило, нет людей с ригидным мышлением. Например, в одном из интервью Ольга Слуцкер, президент сети World Class Fitness Clubs, сравнила свою компанию с живым организмом, который отторгает чужеродные энергии и не допускает в свое поле людей с негативными, разрушающими программами, сохраняя тем самым благоприятную атмосферу в коллективе. Именно поэтому школа фитнес-инструкторов World Class так высоко котируется на рынке фитнесуслуг.

Однако кризисы неизбежны, они необходимы, потому что дают развитие. Поэтому не надо бояться кризисов и мечтать о стабильности. Так называемая стабильность в бизнесе, к которой многие так стремятся, не более чем иллюзия. Стабильности, в принципе, не существует. Кризис подобен болезни, которая нужна человеку, чтобы очиститься, отстроиться, какой-то негатив переработать в позитив. Если кризис в бизнесе пройден грамотно, то компания или индивидуум выходит на новую ступень развития, происходит трансформация. Коучер в этом случае выступает как врач-гомеопат, прописывающий целебные снадобья строго согласно внутреннему состоянию и эмоциональной готовности клиента.

Сегодня российское бизнес-сообщество начало планомерную работу по продвижению коуч-практики в России. Сейчас готовится серия обучающих семинаров. Впереди целый год активной деятельности — конференции, спецкурсы, публичные лекции, групповые психологические занятия и индивидуальные коуч-сессии. Накопленный концептуальный, методический и практический опыт включает использование ряда идей философских и религиозных систем Востока, достижений эвристической и медитативной психологии, общей теории систем, антропологии, компаративной теории культур и медицины. Создается инициативная группа, ориентированная на решение вопросов альтернативных путей развития личности. Для этой цели инициативной группой организуется коуч-клуб, ставящий целью развитие коучингового мышления и принципиально нового подхода к бизнес- и психологическому консультированию.

КОУЧИНГ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА

В России издавна присутствует своеобразное и трепетное отношение к идеям наставничества, «ведения», тьюторства. Коучинг можно считать переосмысленным подходом к этим идеям. Наставничество и коучинг имеют сходные цели и конечный результат – улучшение качества работы. Однако способы достижения цели различаются. Суть наставничества заключается в том, что наставник знает, что и как нужно сделать, и, в принципе, может предоставить своему подопечному определенную свободу действий, но, как только тот отклонится от генеральной линии, наставник сразу его поправляет. Во время коуч-сессии ставка делается на рефлексию: человеку задаются вопросы о том, что он делает в настоящее время и как, по его мнению, это можно выполнить лучше.

Ему не дают готовых кейсов, а лишь помогают выявить внутренний ресурс, благодаря которому он сможет добиться должного эффекта в работе. К тому же человек, занимаясь коучингом, проводит своеобразную профилактику проблем. Еще одно отличие – в принятии на себя ответственности за свои действия. Неотъемлемая черта коучинга — ответственность человека за свою работу — только начинает прорисовываться в российском обществе. Ведь раньше, при авторитарном стиле управления, само понятие «ответственность» было либо слишком размыто, либо, наоборот, очень сужено. Сейчас же, когда любой человек в конечном итоге сам выбирает себе занятие по душе, именно ответственность может его мотивировать, заинтересовать. С распространением среди персонала этого «ощущения» ответственности, пожалуй, и связана основная задача коучера. Человек, с которым работает коуч, осознанно подходит к своей деятельности, берет на себя ответственность за совершаемые действия и, соответственно, сам отвечает за результат. Через осознание ответственности человек обретает интерес, внутреннюю мотивацию, вовлеченность, все то, что, по сути, и является конечной целью работы коуча. Коучинг становится понятным до конца, если провести параллели между ним и тренерским процессом в спорте. Модели, по которым тренер работает со спортсменом, стремящимся поставить рекорд, и бизнес-коучинг сходны. Задача коучера состоит в такой подготовке клиента, чтобы он даже в неблагоприятной для себя ситуации продолжал мыслить позитивно и мог смоделировать ситуацию по принципу: не было бы счастья, да несчастье помогло.

На мой взгляд, конкурентная борьба в бизнесе будет все более перемещаться в зону человеческого фактора. Менеджеры западных компаний стараются изыскать наиболее эффективные методы, с помощью которых можно было бы на 100 % задействовать в работе внутренний потенциал сотрудника. И отечественным бизнесменам здесь есть чему поучиться. Во всем мире коучинг постепенно становится частью жизни современного человека, нацеленного на развитие. Люди, их внутренний потенциал, настрой и нацеленность на результат – это ресурс будущего. Коучинг, как форма сосуществования в социуме, дает возможность в любой ситуации найти решение, помогающее человеку жить более осознанно, грамотно, а значит, становиться счастливым.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Развитие общественной связности
Концепт
Умение радоваться в эпоху перемен…
Дмитрий Петров
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Грядущий хам
Алексей Швайгерт
Связность социальных систем как мера развития инновационных процессов
Сергей Переслегин
О времени и о себе
Рифат Шайхутдинов
Общественная связность и развитие личности
Елена Русская
Три уровня связности
Михаил Кутузов
Двое без третьего. Коммуникационная схема "Бизнес — Власть"
Сергей Боровиков
Семь лет спустя
Петр Щедровицкий
Сообщения
"Серебряный лучник" — герой в мире знаков
"НОРД-ОСТ": второе рождение
Скоро "Авторадио" будет слышно везде. Даже совсем далеко
Прошел семинар "Технологии создания информационных поводов в Бизнес-PR"
Запущен очередной проект в рамках программы лондонской школы PR
Полномочный представитель президента России встретился с будущими PR-специалистами
Ярмарка интеллектуальной литературы прошла успешно. Раскупили практически всё
Международный клуб PR-управляющих "PRофессионал" обсуждает слухи
Политконсультанты готовятся к празднику
Третий из тысячи
Практика
Конституция как средство против энтропии
Дмитрий Шушарин
Из замкнутого круга выживания
Виктор Осипов
Единый творец как точка связности
Элиягу Эссас
Примите как аксиому: мир постоянно меняется
Владислав Вершинин
Коммерческая, политическая и социальная реклама: сотрудничество или конкуренция?
Гюзелла Николайшвили
Мысли выражай плакатом
Михаил Ухов
Оперативный простор
За пределами постмодернизма
Гейдар Джемаль
Культурный лоббизм
Денис Молчанов
Мы не сделали их. Поражение или урок?
Александр Чернов
PR в розницу
Эдуард Михневский
Эпоха перемен: как выжить? = Как руководить?
Елена Брусникина
Коучинг как форма жизни
Алина Слободова
Производственная комедия. Больше жизни, больше импровизации...
Ну очень модное кино в плену у сладкой жизни
"Господин Гексоген" в исполнении Тьерри Мейссана
О власти журналистики
Всё не так однозначно и плоско


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.