Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/1/op/32


Эпоха перемен: как выжить? = Как руководить?

Коучинг — новый инструмент и новый стиль
Как руководить? Этот актуальный вопрос сегодняшнего непростого времени практически эквивалентен вопросу, как выжить компании в эпоху перемен, глобализации и жесткой конкуренции. Ответов на этот вопрос немало. И один из них таков: применять коучинг… Но что же это такое?

СЧАСТЬЕ — ЭТО…

Среднестатистический возраст успешной компании в мировом сообществе составляет 20 лет. Не такой уж большой срок, не так ли? Исчезают, казалось бы, успешные недавно корпорации, и на их месте появляется много новых. Может ли компания не только удерживать завоеванные позиции на рынке, но и двигаться вперед? Основное условие для выживания компаний в XXI веке — насколько быстро она способна меняться, чтобы соответствовать духу времени. Руководители фирм должны стать разумнее, ответственнее, человечнее, должны подняться на более высокий уровень осознания. Людям уже недостаточно "хлеба, зрелищ, безопасности и секса" — им необходимо быть счастливыми, в том числе и на работе. Они не желают больше работать только из-за денег и хотят, чтобы их труд имел смысл, цель и значение. Их интересует, как, где и над чем они работают, возможность обучения, личного развития и самореализации. Процесс самопознания и самосовершенствования и есть стержень состояния счастья. Все просто.

Так как же эффективно руководить? Для начала неплохо было бы осознать, что на самом деле значит — быть лидером. Главное, чем должен обладать лидер, — это видение. Он должен уметь вести своих подопечных к целям и по-отечески заботиться об их благополучии и безопасности. Звучит красиво. Возможно ли такое в условиях жесткой конкуренции? На первый взгляд это абсолютно взаимоисключающие требования. Но, похоже, ответ найден.

РОЖДЕНИЕ КОУЧИНГА

В начале 80-х годов американскому спортивному тренеру Тимоти Голви удалось практически применить метод выявления и раскрытия внутреннего потенциала своих клиентов. Это был простой, но исчерпывающий метод. Сэр Джон Уитмор, его ученик, разработал практическую модель коучинга. Cогласно Дж. Уитмору, суть коучинга — раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности.

Итак, решение существует. На сегодня нет недостатка в выборе методик, как руководить. Спектр очень широк: от автократического метода до ограничения вмешательства в работу подчиненных. Коучинг же лежит совершенно в другой плоскости, объединяя достоинства этих крайностей и не принимая рисков. Если менеджеры управляют по принципам коучинга, то они одновременно обеспечивают выполнение работы с высшим качеством, развивают свой персонал и имеют возможность выделить время для того, чем они должны заниматься, — долгосрочного планирования, анализа альтернатив, конкуренции, новых продуктов и так далее.

Идея коучинга чрезвычайно привлекательна. Всего 20 лет назад всего лишь несколько тренеров-коучей стали работать с руководителями предприятий, помогая им продвинуться в профессиональном и личном планах. А сегодня, по данным исследования Международного института Alliant, коучинг — это $630-миллионная индустрия с более чем 10 000 коучей по всему миру, жизненно важный элемент около тысячи успешных компаний западного делового мира.

Что же происходит в России? Эксперты предсказывают экспоненциальное развитие коучинга в ближайшие годы. Оптимистичные оценки, безусловно, связаны с тенденциями развития российского бизнеса. Речь идет не об экономической составляющей, а о новом духе развития, когда приоритеты идеологии ведения бизнеса от технологий поворачиваются к человеку, его способности и готовности раскрыть внутренний потенциал. Бизнес становится более культурным, этичным, цивилизованным.

Сейчас качественно растет и меняется спрос на консультирование, на коучинг в частности. Все больше руководителей осознают, что дешевле прибегать к поддержке со стороны специалистов, чем преодолевать последствия неверных решений, и стремятся добиться результатов с наименьшими потерями. Исследование показывает, что акцент в большинстве запросов смещается от экспертного консалтинга к процессному и далее — к коучингу. Сейчас особенное время — очень сильно дуют ветры перемен. И если руководители хотят сохранить свои корпорации живыми, то необходимо, чтобы все сотрудники их компаний использовали свои мозги по полной программе. Нельзя больше позволять себе "трутней" — не личностей, а функций, в которых личности пребывают. Мы все должны передвинуться на совершенно другой уровень самореализации и мышления, чтобы шагать в ногу со временем. Ну, что ж, попробуем измениться?

Дата публикации: 02:16 | 25.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.