Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Домашнее задание гдз онлайн по алгебре и русскому языку за 8 класс. Качайте гдз, решебники и ответы.



soob.ru / Архив журналов / 2003 / Развитие общественной связности / Оперативный простор

Культурный лоббизм


Денис Молчанов
первый заместитель министра культуры РФ
a-molchanov@mkrf.ru
Версия для печати
Послать по почте

Он тоже может служить инструментом создания связности
Продвижение интересов России на мировой арене чрезвычайно важное направление деятельности. Большое количество внутрироссийских проблем связано с тем, что в мире не очень доброжелательно относятся к России. За ней закрепился негативный образ. В данный момент особенно важно, чтобы усилия разных ветвей власти и групп интересов по формированию позитивного имиджа страны были направлены в одно русло. О продвижении интересов российского государства за рубежом через взаимодействие с культурами разных стран рассказывает Денис Молчанов


 — Вам по роду деятельности наверняка приходится сталкиваться с разными группами интересов и так называемой лоббистской деятельностью. Как вы оцениваете состояние лоббизма в России?

Российский лоббизм соответствует уровню развития нашей страны. Иными словами для лоббизма в России существуют широкие перспективы развития.

Принято считать, что власть в России не публична, это неверно. Я считаю, что власть настолько публична, что иногда неплохо было бы шестеренки государственного механизма прикрывать. Процессы, происходящие во власти, абсолютно прозрачны. Если бы власть в России была непубличной, у нас не было бы возможности свободно разговаривать о лоббизме. В этом смысле мы с Западом идем наравне.

— Российская общественность получает сведения о деятельности лоббистов из сообщений масс-медиа. Насколько правдива картина, рисуемая СМИ?

— Если гражданин вдруг заинтересуется этим вопросом и внимательно прочитает газеты, посмотрит новостные телепрограммы на протяжении месяца, залезет в интернет, а затем возьмет на себя труд проанализировать эту информацию, то он получит вполне адекватную картину происходящего. Исключение составляют детали, являющиеся коммерческой тайной отечественных корпораций. 70% необходимой информации можно найти в открытой печати. Надо только уметь ее интерпретировать.

— Нужен ли России закон о лоббизме?

— Первая проблема, с которой приходится сталкиваться, применяя любой закон на практике, — это проблема понятийного аппарата и механизма реализации. Мне бы очень хотелось посмотреть, как, например, в данном законопроекте определяется понятие "лоббист". Потому что, например, в законе о поддержке соотечественников определения понятия "соотечественник" не содержится. И хотя у нас есть специальная комиссия, призванная помогать соотечественникам за рубежом и на эту помощь выделяются даже какието бюджетные деньги, постоянно возникает вопрос: является ли такая помощь целевым использованием средств или нет? России не помешает документ, аналогичный недавно появившемуся кодексу поведения государственных служащих, в котором прямо бы оговаривались рамки деятельности лоббистских групп. Нужен закон, который поможет исключить конфликт интересов. Любая попытка залатать законодательные прорехи позитивна, но эффективность ее зависит от профессионализма людей, которые этот закон пишут.

— А вам не кажется, что эта позитивная попытка обернется очередным формализмом, как уже было с "Хартией за честные выборы", в которую в свое время с энтузиазмом поиграли PR-агентства, специализирующиеся на политконсалтинге. Игрушка, однако, быстро надоела.

— Это случай из моей практики. Подготовкой хартии занималось управление Президента РФ по связям с общественностью и культуре. Хартия не состоялась просто потому, что дело не довели до конца. Хартия — это общественный договор, который должен содержать в себе механизмы неких санкций, вступающих в силу, если договор не выполняется. Такой санкцией могло бы быть исключение из членов хартии в случае невыполнения ее условий. Хартия была со стороны PRагентств некоей демонстрацией своей лояльности власти и президенту, но как только речь зашла о лишении агентств, не выполняющих договор, лицензии на ведение PR-деятельности на территории страны, сразу начались проблемы. На такую экзекуцию, конечно, никто из руководителей агентств не согласился. А когда нет механизма наказания, то знаете — нет и закона. Помните, как сказал Салтыков-Щедрин: "Жесткость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения", — то же самое произошло и с хартией. Идея была похоронена, так и не родившись, хотя в процесс было вовлечено мощное лобби.

— За границей у лоббистов существует ряд профессиональных организаций, в России есть Национальная ассоциация лоббистов. Как вы считаете, нужны ли стране такие организации или достаточно наличия неформальных клубов по интересам?

— Ассоциации, организации, профсоюзы и группы интересов нужны тогда, когда для них предусмотрено определенное поле деятельности, прописанное в законодательной структуре общества. Когда этого нет, никакая ассоциация не нужна. Все решается посредством личных связей. На Западе ассоциации тесно связаны с крупными компаниями и корпорациями. Внутри них идет обмен опытом, люди помогают друг другу найти какой-то путь решения данной проблемы через институт государственной власти в рамках закона страны.

У России это поле пока совершенно чистое. Какой может быть обмен опытом, когда главный опыт – личные знакомства. Но я надеюсь, что с годами возникнут мощные лоббистские организации, институты. Очень важно выработать общие правила игры. Сейчас эти правила находятся в зачаточном состоянии.

— Есть и другой аспект лоббистской деятельности — внешние связи. Насколько активно продвигается имидж нашей страны за рубежом?

Продвижение интересов России на мировой арене чрезвычайно важное для страны направление. Я не говорю о внешней политике. В данном случае это прерогатива президента и Министерства иностранных дел. Большое количество внутрироссийских проблем связано с тем, что к нашей стране не очень доброжелательно относятся в мире. Дело не в том, что мы вправду плохие, или в том, что существует некий заговор против России. Действительно, за Россией закрепился негативный образ. Этой проблемой должны заниматься лоббисты крупных коммерческих структур, занимающиеся внешними связями. Надо понимать, что любое согласованное усилие по укреплению позитивной составляющей своего имиджа приносит живой результат и живые деньги. Репутация России как страны, игрока на международной арене – очень важная тема. Особенно важно, чтобы усилия разных ветвей власти, групп интересов, коммерческих структур, министерств и ведомств были направлены в одно русло. Такой подход, когда большая политика — это одно, а национальные интересы, в частности, в сфере экономики — совершенно другое, в корне неверен.

США объявили Персидский залив зоной своих национальных интересов. Так это или нет – отдельный разговор. Но ведь такие зоны есть и у России! Главный национальный интерес – это, как у любой страны, торговля. Лучше всего живет та нация, которая успешнее всего торгует. Когда к российским компаниям придет осознание, что наши друзья — те страны, которые покупают российское, тогда они подключатся к процессу продвижения имиджа России за рубежом.

— Как с помощью культурных инициатив можно продвигать позитивный образ России?

— Дивидендов, которые Россия может получить, используя отечественную культуру как инструмент, невозможно добиться лишь переговорами по военным и экономическим проблемам. Результат такого культурного взаимодействия должен быть один – это выгодный контракт для российской экономики. При одном условии: деньги, полученные таким образом, не должны пропасть в "бермудском треугольнике" под названием "оффшорная зона". Мы должны быть уверены, что они останутся в России в виде налогов. Я считаю, что миссия внешней культурной политики заключается в получении западных инвестиций для российской промышленности. Нет большого смысла в бесконечном развлечении сытых и довольных жителей стран Запада или Востока мастерством российских деятелей культуры. Культурная политика должна обеспечивать внешние политические интересы. Разумеется, я говорю о мероприятиях, которые организует Минкультуры. Когда речь идет о прямых связях, о заработке для наших артистов, мы не мешаем.

— Приведите, пожалуйста, конкретные примеры деятельности министерства на этом поле.

— На протяжении 2003 года министерство планирует провести 17 обменных дней культуры. Искусство наших мастеров увидят в Болгарии, Индии, Китае, Молдавии, Армении, Узбекистане. В свою очередь наши партнеры – министерства культуры Чехии, Словакии, Монголии, ряда других стран — привезут в Россию творческие коллективы.

— А как развиваются отношения с Германией? Состоится ли обещанный Год России?

— 2003 год объявлен в Германии Годом российской культуры. 9 февраля в Берлине президенты двух стран — Путин и Рау, а также федеральный канцлер Германии Шрёдер выступят на его торжественном открытии. Министерство культуры вместе с Министерством печати готовят беспрецедентный в истории отношений наших стран проект, включающий гастроли российских творческих коллективов по всей Германии. Министерство печати России выиграло конкурс на центральный павильон знаменитой Франкфуртской книжной ярмарки. В рамках Берлинского кинофестиваля в этом году планируется специальный показ российского кино. Кроме того, в Берлине откроется выставка "Москва – Берлин. 1950—2000 гг.", первая часть которой "Берлин—Москва. 1900 — 1950 гг." уже прошла в Москве. Мы также рассчитываем, что у нас резко активизируются отношения с Японией – в России пройдет фестиваль японской культуры длиною в год. 2003 год также объявлен годом российской культуры в Украине, 27 февраля в Киеве его откроют президенты Путин и Кучма. А в нашей стране 2003 год посвящен культуре Казахстана, церемония открытия состоится 18 февраля на новой сцене Большого театра. Также предстоят обменные гастроли театров СНГ, России и Балтии.

Отдельно следует сказать про лоббирование интересов России в Западной Европе. Мы уже не первый год проводим в Каннах фестиваль российского искусства. Почему в Каннах? Идея проста: к нашей стране в мире достаточно настороженно относятся многие политики, бизнесмены, деятели культуры. Ехать ли в Москву и Петербург или нет — они еще подумают. А в Канны поедут. Это город, куда любой человек, из любой точки мира приедет, в том числе на встречу с российским бизнесменом, политиком. Назначить встречу в Каннах, пригласить своих партнеров на спектакль Большого театра во Дворец Фестивалей (где, кстати, проходит знаменитый Каннский кинофестиваль) — не только помощь российскому бизнесу, но и одновременно политический ход.

В прошлом году неделя российской культуры, проведенная по высшему разряду, хорошо поработала на позитивный образ России. Со своей стороны мэру Канн, как хозяину города, важно насытить его праздниками и другими светскими мероприятиями, которые привлекали бы туристов круглый год, а не только в дни Каннского кинофестиваля. К слову сказать, в этом году мэрия Канн впервые приняла решение о долевом финансовом участии в проведении фестиваля российского искусства. Случай, уверяю, редкий. Вот пример взаимовыгодного сотрудничества. Уже сейчас на недели российской культуры стали приезжать и звезды кино, и политики, которые действуют как своеобразные разведчики на местности. Россия постепенно становится популярной и понятной западному сообществу страной.

Интервью провела Маргарита Гвоздева


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Развитие общественной связности
Концепт
Умение радоваться в эпоху перемен…
Дмитрий Петров
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Грядущий хам
Алексей Швайгерт
Связность социальных систем как мера развития инновационных процессов
Сергей Переслегин
О времени и о себе
Рифат Шайхутдинов
Общественная связность и развитие личности
Елена Русская
Три уровня связности
Михаил Кутузов
Двое без третьего. Коммуникационная схема "Бизнес — Власть"
Сергей Боровиков
Семь лет спустя
Петр Щедровицкий
Сообщения
"Серебряный лучник" — герой в мире знаков
"НОРД-ОСТ": второе рождение
Скоро "Авторадио" будет слышно везде. Даже совсем далеко
Прошел семинар "Технологии создания информационных поводов в Бизнес-PR"
Запущен очередной проект в рамках программы лондонской школы PR
Полномочный представитель президента России встретился с будущими PR-специалистами
Ярмарка интеллектуальной литературы прошла успешно. Раскупили практически всё
Международный клуб PR-управляющих "PRофессионал" обсуждает слухи
Политконсультанты готовятся к празднику
Третий из тысячи
Практика
Конституция как средство против энтропии
Дмитрий Шушарин
Из замкнутого круга выживания
Виктор Осипов
Единый творец как точка связности
Элиягу Эссас
Примите как аксиому: мир постоянно меняется
Владислав Вершинин
Коммерческая, политическая и социальная реклама: сотрудничество или конкуренция?
Гюзелла Николайшвили
Мысли выражай плакатом
Михаил Ухов
Оперативный простор
За пределами постмодернизма
Гейдар Джемаль
Культурный лоббизм
Денис Молчанов
Мы не сделали их. Поражение или урок?
Александр Чернов
PR в розницу
Эдуард Михневский
Эпоха перемен: как выжить? = Как руководить?
Елена Брусникина
Коучинг как форма жизни
Алина Слободова
Производственная комедия. Больше жизни, больше импровизации...
Ну очень модное кино в плену у сладкой жизни
"Господин Гексоген" в исполнении Тьерри Мейссана
О власти журналистики
Всё не так однозначно и плоско


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.