Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Развитие общественной связности / Концепт

О времени и о себе


Рифат Шайхутдинов
Председатель Совета директоров ГРС «Сирена-Тревел», генеральный директор ГАВС
soob@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

И о том, как люди изменяют мир
То, что российский предприниматель, как и российский бизнес, отличается от любых других предпринимателей и другого бизнеса решительно всем – хорошо известно. Хотя и не доказано. За минувшие десять лет российский бизнес многому научился. Например, понимать себя. Теперь ему предстоит не просто понять своего клиента, но нечто большее – в короткие сроки создать нового российского потребителя. И эта задача выполнима. При условии активного привлечения мастеров гуманитарных технологий.


РОССИЙСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР

Предпринимателями не рождаются. Во всяком случае, в нашей стране. В том смысле, что большинство из тех, кто сегодня выступает в этой роли, провели изрядную часть жизни в докапиталистической России и думать не думали, что когда-нибудь обретут такой статус. Порой, когда эти люди задумываются о своем новом качестве, они удивляются: насколько же неверным было их прежнее представление о том, что такое бизнес. Им, например, казалось, что это своего рода точная наука. То есть вот, скажем, они — бизнесмены — ведут экономические расчеты, определяют долю на рынке, формируют и заключают сделки. Но тут вдруг выясняется, что нередко (особенно когда начинаешь работать с крупными сделками) происходят вещи, не объяснимые с точки зрения расчета. И что сделка сама по себе — это часто вещь, в принципе, не рассчитываемая. Сопряженная со множеством случайностей. Зависящая от труднопредсказуемого поведения партнеров. От многочисленных и быстро изменяющихся обстоятельств. От того, наконец, с кем ты имеешь дело — с русским, китайцем, африканцем, человеком с Запада…

Обретая опыт, российские предприниматели, в частности, узнают, что тот вид деятельности, которым они занимаются, радикально отличается от любого другого бизнеса, где бы и кто бы им ни занимался, и, в первую очередь, — от бизнеса западного. Отличается прежде всего тем, что с самой первой минуты своего легального существования в России предпринимательство стало полигоном, где создаются новые — совершенно отличные от западных — типы рациональности.

Деловая жизнь в России строится на том, что едва только в поле вашего зрения попадает некая возможность, вы должны использовать ее как можно скорее и с максимальным эффектом. В результате оказывается, что вы создали нечто абсолютно новое. Не переделали что-то, не освоили опыт предшественников, не синтезировали чужие данные и идеи, а создали нечто свое собственное.

В этом отличие предпринимателя от бизнесмена. Предприниматель в России — это не просто стандартный производитель, торговец, кредитодатель или фондовый банкир, а социальный инженер особого типа.

Вот почему сегодня потенциал будущего России определяется людьми, самостоятельно освоившими то, что на Западе называется "планированием изменений". При этом хочу подчеркнуть, что большинство из них никогда прежде не слышали этого термина. Они никогда этому не учились.

Так как же им это удалось?

Я вижу только один ответ на этот вопрос: через смену типа рациональности. Поясню. В советское время никто из нынешних предпринимателей таковым не являлся. Большинство из них жили в рамках рациональности, доставшейся в наследство и включавшей в себя уклад, нормы поведения, законы, культуру советской эпохи и так далее. Да, можно было и дальше оставаться в рамках тех традиций, в прежней, неизменной реальности, и так поступили многие. Но есть такие, кто выбрал другой вариант и принял решение стать предпринимателем.

В результате, в одной реальности остались старые нормы и законы, а в другой возник новый русский предприниматель — человек, активно изменяющий жизнь и мир. И родилась совершенно другая реальность, где действовали иные законы и зарождалась иная культура. Неизбежной для каждого предпринимателя стала смена советского типа рациональности. Возникла принципиально новая рациональность — рациональность "российского капитализма".

Что же касается ее западной версии, то здесь, думается, уместно следующее замечание: западный бизнесмен исходит из того, что если спрос на некий продукт уже есть, или же имеется возможность его возникновения, то надо поспешить с предложением! В России же вот уже более десяти лет работают совершенно иначе: мы не удовлетворяем спрос, и даже не формируем его, мы конструируем человека другого типа — человека, который бы в ближайшем будущем потреблял продукты и услуги, которые я — предприниматель — сейчас создаю и ему предлагаю.

То есть перед нами стоит задача обратная той, которую решают наши западные коллеги по классу: не изобретать и создавать нечто под потребности, а формировать носителей потребностей. Наверное, это инерция советских подходов по формированию новой общности "советский народ" — не знаю.

ВКЛАД РОССИИ В СОВРЕМЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Порой мне кажется, что осознай мы в полной мере и опиши с высокой точностью, что же такое мы научились делать, это — не удивляйтесь — станет новым шагом в развитии марксизма. Да-да. Я имею в виду ту самую идею Карла Маркса, которую я, пусть достаточно произвольно, формулирую так: следует надстраиваться над историческими процессами и от естественной истории переходить к конструированию. Глядя на то, что сегодня представляет собой российский бизнес, легко понять, что именно этот процесс мы сейчас все вместе и проживаем. А если начать его осваивать, то можно продвинуться в организации общественных изменений (1).

Технологическое освоение "мирной революции", происходящей в России (наверное, и в других странах: в Китае и т.д.), — наиважнейшая задача гуманитарных технологов.

Российский бизнес умеет не только прогнозировать будущее, он его формирует. Формирование нового типа рациональности и новых реальностей, с моей точки зрения, и есть сущность нового мироустройства, которое нарождается и уже фактически стало современностью.

Если в ситуации более или менее стабильной, например, на Западе — важнейшую, порой определяющую, роль играет именно коммуникация, во многом формирующая бизнес, то в сверхдинамичном мире России главная задача, во всяком случае пока, — не коммуницировать, но придумывать.

Сразу оговорюсь: коммуникация важна, однако по отношению к способности мыслить, изобретать и воплощать новое она все же играет скорее вспомогательную, обслуживающую роль … "Придумать" идею, "заразить" ею партнеров, воплотить ее в социальной материи и есть основные процессы российского бизнеса. И это невозможно без формирования новой реальности (новых актуальностей и новых приоритетов) и понимания типов рациональности, с которыми сталкиваешься при реализации идеи.

Кстати, это означает, что бизнес уже усвоил уроки классической философии и руководствуется ими.

ЗА ЧТО ХАЙДЕГГЕР КРИТИКОВАЛ ПЛАТОНА

Действительно — за что? Платон считал, что обществом должны руководить философы. И был прав. Но, думается, его правота применима лишь в обществах с определенными устоями и традициями. В эпоху же быстрой смены любых устоев, фундаментов и краеугольных камней бразды руководства слишком тяжелы для философов. В такие времена уместным представляется предложение Хайдеггера, утверждавшего, что есть эпохи, когда у власти должны быть поэты. И не беда, если кто-то из них при этом окажется слегка не от мира сего.

Я понимаю и принимаю его мнение. Если в бизнесе есть капитал, магазины, рестораны, заводы и стройки, но нет творческой искры — он останавливается. И перестает существовать как предприятие. Если же в человеке живет крупица поэзии, энергия беспрерывного движения, поиска следующего шага, то бизнес развивается.

Но движению необходим значительный и постоянно обновляющийся ресурс. И при этом далеко не в первую очередь — материальный. Этот ресурс может формироваться только в процессе переосмысления и волевого изменения нашими предпринимателями принятых или привнесенных с Запада принципов и схем функционирования, в процессе замены западного типа рациональности другими формами.

Западному типу рациональности присуще уважение к знаниям. И я, со своей стороны, тоже уважаю знание... Но понимаю: здесь и сейчас — при всем уважении к знанию — главными качествами предпринимателя являются талант, креативность и смелость. Пиетет перед знанием уступает место его использованию — когда вы знаете, чего от вас хотят, вы уже сильнее. Знания в общественных системах не являются носителями объективности, т.к. используются разными позициями для разных целей.

Если вы российский предприниматель, то чем бы вы ни занимались — освоением руд или изобретением новых бизнес-схем, — вы не продержитесь и нескольких месяцев, если не будете ясно и очень четко видеть свои сегодняшние, завтрашние и послезавтрашние шаги и возможности рефлектировать их.

РЕСУРС СЛЕДУЮЩЕГО ШАГА

Вот почему именно российский бизнес — это энергетический и технологический ресурс следующего шага для России как страны, как государства, как народа, как культуры. Ибо что ни говори, а нынешняя отечественная бизнес-элита состоит из людей высокоинтеллектуальных, способных придумывать, изобретать, разрабатывать, конструировать — идеировать — новое. И воплощать его в реальности. Вот когда происходит прорыв — качественное изменение.

И даже если его масштабы не слишком велики, оно все равно творит энергию развития не только для бизнеса, но и для сопредельных зон, таких, как политика, общественная жизнь, искусство. Иными словами, если деньги — это кровь проектов, то творчество предпринимателей — это их душа.

Не случайно в последнее время в России успешные предприниматели часто полностью продают бизнес, который на протяжении нескольких лет приносил им стабильный доход. Зачем? Чтобы полученные средства вложить в венчур. Коллеги с Запада смотрят на это и говорят: "О Боже, они сошли с ума!" А тем временем число венчурных проектов в России растет необычайно высокими темпами, и предприниматели уверенно движутся в новые пространства решений и находок. И многие из них, я убежден в этом, — к новым прибылям.

БОЛЬШОЙ ПЕРЕСМОТР

Однако было бы нечестно, а то и просто смешно, утверждать, что это движение идет гладко и спокойно. Смена типов рациональности привела к тому, что многие из принятых в недавнем прошлом этических норм перестали работать. Возник парадокс, состоящий в том, что не будучи никем отменены, они продолжают пропагандироваться, например, в школе или в прессе, или в кино, как важные ценности, в то время как в реальности они легко и повсеместно игнорируются и школьниками, и читателями газет, и телезрителями, и всеми остальными.

Однако такая ситуация часто создает удобное пространство для не слишком красивых манипуляций. В частности, для различных PR-операций вокруг семейной жизни предпринимателей…

Между тем, в наши дни, пожалуй, уже большинству людей очевидно: создание и освоение новых типов рациональности порождает другой ритм бытия, другие способы жизнеустройства, другой — менее жесткий, чем прежде — этический климат.

Эксперименты с новыми типами рациональности, осознание собственной жизни как постоянного творчества и движения неизбежно влекут эксперименты и в такой тонкой и деликатной области, как личная жизнь.

Быть может, это явление и не стоило бы отдельного упоминания, если б не подтверждало простое предположение, что отказ от старых или чуждых типов рациональности влечет большой пересмотр норм во всех сферах нашего существования. И часто тех самых, которые долго считались незыблемыми.

В этой связи мне хотелось бы обратить внимание на то, что слишком часто предприниматель, поглощенный главным своим занятием — Делом, — упускает из виду важность внедрения этого понимания в общественное сознание. А такое внедрение возможно только через широкое обсуждение перемен, требующее реализации специальных реморализационных гуманитарно-технологических проектов.

ЛЮДИ ИГРЫ

Сегодняшнему предпринимателю потерять состояние легко. Эти почти мгновенные потери часто происходят на глазах общества. Скажем, еще вчера некто слыл всемогущим олигархом, а сегодня он живет на Западе и денег ему хватает только на то, чтобы пытаться стать политиком. Риск есть всегда, наличие риска и неполная очевидность правил, в которых действуют люди, превращает процесс в очень большую и серьезную игру.

Я склонен считать, что российский предприниматель — по натуре игрок. При этом он сам изобретает реальность, в которой играет. Подчеркиваю: играет, а не живет. Ведь игра предполагает жизнь, плюс — рефлексию по отношению к правилам жизни и проектное к ней отношение. И если это есть, то появляется возможность изменять жизнь — создавать новую реальность, а затем, увлекая партнеров своей энергией и силой, двигаться вперед в своем бизнесе. Ибо в ситуации, когда некое будущее ясно видно тебе, но не видно никому больше, жизненно необходимо сообщить свое видение тем, с кем тебе предстоит его создать.

И как только люди видят это — столь привлекательное для них — будущее, они начинают стараться приблизить его..

Некогда мои нынешние партнеры хотели создать авиакомпанию. Они пригласили меня в качестве консультанта и я, изучив ситуацию, сказал: "Господа, не компанию нам нужно создавать". Что является системообразующим фактором гражданской авиации? Может быть, система взаиморасчетов? Или система бронирования? Или агентская сеть? Что будет существовать в любом случае — независимо от того, придут ли в Россию западные авиаперевозчики или нет? Агентская сеть.

Даже если кроме, например, "ЛюфтГанзы" и "Аэрофлота" вообще никаких авиакомпаний не будет, останется необходимость в дистрибуции. Авиакомпании рождаются и умирают, а сеть продаж остается. Я увидел образ нашего будущего предприятия. Я помог моим партнерам увидеть его, проникнуться этой идеей и вступить в игру. Так родилось наше общее дело, которое мы успешно развиваем. Повторюсь: речь идет не о создании некоего бизнеса, а о примере конструирования новой реальности. В чем же новизна?

В России никогда не было культуры резервирования билетов или глобальных распределительных систем — пассажир не мог прийти в кассу и одновременно купить, например, авиабилеты, тут же заказать гостиницу и взять в аренду машину.

Теперь сделать это легко. И значит, реальность изменилась не только для меня и моих партнеров, но и для кассиров, а главное — для тысяч, сотен тысяч, миллионов людей, имеющих возможность сделать нечто такое, что для них очень важно и чего прежде они сделать не могли. Отмечу, что предприниматели — люди с особым складом мышления — быстро осваивают новые реальности такого рода. А вот потребителя иногда надо к ним приучать.

И потому именно использование специальных технологий работы с клиентом, как мне представляется, станет следующим шагом в развитии всего российского предпринимательства. Ведь, естественно, бронирование (как и вообще распространение услуг) — это хотя и важный, но все же частный пример.

Речь идет о создании того самого нового массового потребителя, о котором я упоминал в начале этой статьи. Причем о его очень быстром создании.

НОВЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Его точное и подробное описание — дело будущего. Пусть не слишком отдаленного, но все же будущего. И вот почему сегодня возможности непосредственно предпринимателя, как и самого авторитетного политика, военачальника, государственного деятеля, простираются не далее его собственной вытянутой руки.

Самостоятельно он (даже при активнейшем участии увлеченных им партнеров) не может вылепить нового массового потребителя, включающего миллионы людей, чей образ жизни, чье мышление, культура, мировоззрение, отношение к товарам, услугам, деньгам и людям отличается от того, что мы видим сегодня.

Что это означает? Не более, но и не менее, чем невозможность описать его без привлечения к этому делу многих профессионалов, действующих в различных областях гуманитарных технологий, начиная с журналистов и специалистов по рекламе и кончая социальными психологами и деятелями народного образования.

Старый потребитель, живущий в той реальности, где купить билет можно только отстояв унылую и длинную очередь к окошечку кассы, за которым сидит спесивая и грубая царица билетного царства, должен уйти в прошлое, точно так же, как сами эти окошечки и сами эти царицы.

Но если замена привычных касс офисными столами — задача все же техническая, и, по сути, очень простая, то изменение представлений покупателя таким образом, чтобы он захотел вместе с билетом до Санкт-Петербурга приобрести еще тут же, не отходя от стойки, билет в Мариинский театр, экскурсию в Петергоф и программу футбольных (или теннисных) матчей на предстоящую неделю — вот это уже задача задач. И я уверен, что она будет решена, поскольку без развития потребителя не будет развития бизнеса.

У меня также есть не менее устойчивое ощущение, что на пути к ее осуществлению всем создателям новых реальностей — всем российским предпринимателям — предстоит в ближайшее время осуществить колоссальный проект, включающий в себя проведение нескольких гуманитарно-технологических операций национального масштаба.

Ссылки

1. Как правило (см. Роберт Чин), выделяют три группы стратегий планируемых изменений в человеческих системах:

  • «рациональные стратегии» — человек — существо рациональное и примет «выгодное» предложение;
  • «стратегии переобучения и смены норм» — выращивание групп людей, которые могут менять систему;
  • «стратегии понуждения к изменениям» — использование силы власти, государства и авторитета.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Развитие общественной связности
Концепт
Умение радоваться в эпоху перемен…
Дмитрий Петров
Возрождение связности. Обретение радости
Ефим Островский
Грядущий хам
Алексей Швайгерт
Связность социальных систем как мера развития инновационных процессов
Сергей Переслегин
О времени и о себе
Рифат Шайхутдинов
Общественная связность и развитие личности
Елена Русская
Три уровня связности
Михаил Кутузов
Двое без третьего. Коммуникационная схема "Бизнес — Власть"
Сергей Боровиков
Семь лет спустя
Петр Щедровицкий
Сообщения
"Серебряный лучник" — герой в мире знаков
"НОРД-ОСТ": второе рождение
Скоро "Авторадио" будет слышно везде. Даже совсем далеко
Прошел семинар "Технологии создания информационных поводов в Бизнес-PR"
Запущен очередной проект в рамках программы лондонской школы PR
Полномочный представитель президента России встретился с будущими PR-специалистами
Ярмарка интеллектуальной литературы прошла успешно. Раскупили практически всё
Международный клуб PR-управляющих "PRофессионал" обсуждает слухи
Политконсультанты готовятся к празднику
Третий из тысячи
Практика
Конституция как средство против энтропии
Дмитрий Шушарин
Из замкнутого круга выживания
Виктор Осипов
Единый творец как точка связности
Элиягу Эссас
Примите как аксиому: мир постоянно меняется
Владислав Вершинин
Коммерческая, политическая и социальная реклама: сотрудничество или конкуренция?
Гюзелла Николайшвили
Мысли выражай плакатом
Михаил Ухов
Оперативный простор
За пределами постмодернизма
Гейдар Джемаль
Культурный лоббизм
Денис Молчанов
Мы не сделали их. Поражение или урок?
Александр Чернов
PR в розницу
Эдуард Михневский
Эпоха перемен: как выжить? = Как руководить?
Елена Брусникина
Коучинг как форма жизни
Алина Слободова
Производственная комедия. Больше жизни, больше импровизации...
Ну очень модное кино в плену у сладкой жизни
"Господин Гексоген" в исполнении Тьерри Мейссана
О власти журналистики
Всё не так однозначно и плоско


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.